Всё для всех - медицина
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Реклама
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Облако
 Теория внутриличностных конфликтов

Теория внутриличностных конфликтов

 

Опыт консультативной практики дает основание нам полагать, что «чувство взрослости» подростков, представляет собой достаточно сложное переживание, состоящее из нескольких  новых для него чувств. Все они сопряжены с развитием сознания и понятийного мышления. Главное из этих  новых для подростка чувств – это развитие критического отношения к миру взрослых. И, как следствие,  развитие тревоги, часто переходящей в депрессивные состояния, по поводу  разочарования во взрослом мире и в совершенстве мира в целом. Чтобы понять всю глубину драматизма, которым оборачивается для подростка пришедшее к нему критическое отношение  к взрослому миру, необходимо спуститься на несколько ступеней вниз в возрастном аспекте.  Дети младшего школьного возраста, а тем более дошкольники, не способны критически относиться к взрослым людям, в первую очередь к своим родителям и учителям. Известны исследования, проводимые с детьми   старшего дошкольного возраста, где показано, что практически все дети считали своих родителей самыми умными, красивыми, знающими  ответы на все вопросы и т.п. и разубедить их в этом было невозможно. Когда дети приходят в школу, их приоритеты меняются в направлении учителя. Теперь главным авторитетом, самым умным, справедливым, привлекательным становится личность учителя. Понятно, что у ребенка, еще не умеющего самостоятельно ориентироваться в  этом мире, существует потребность полностью полагаться на взрослых, чтобы уверенно  и защищено чувствовать себя. С развитием сознания и мышления, которые открывают путь к самостоятельному взгляду на мир вещей и явлений, перед подростком открывается также возможность сравнивать себя с окружающими взрослыми. Подросток начинает открывать и осознавать мир других людей, которые иначе думают, чувствуют и поступают иначе, чем он сам. Подростку становятся заметны слабости, просчеты, неумения, незнания взрослых, которым еще вчера он безоговорочно доверял. Открывая для себя несовершенство взрослых людей,  подросток одновременно начинает испытывать чувство разочарования и тревоги: «Как жить в несовершенном мире? На кого можно положиться? Кому можно безоговорочно доверять как прежде?». Чувства одиночества и покинутости так часто высказываемые подростками – всем хорошо известны.

Таким образом, более глубокий, внутренний и неосознаваемый подростками и взрослыми смысл «чувства взрослости» можно определить как развитие критического отношения к миру взрослых. Возникает чувство отстраненности от близких взрослых, которое далее, при неблагоприятной социальной ситуации развития,  трансформируется в противопоставление себя всему взрослому миру и, даже, к миру в целом, включая и самого себя[1].   Из чувства разочарования возникают тревога, недоверие к миру, чувство одиночества, депрессивность и суицидные настроения (А.И. Подольский, О.А.Идобаева, 2004). Внешний смысл проявления чувства взрослости – это стремление выглядеть по–взрослому, стремление подражать взрослым. Но то, каким образом «взрослость» будет проявляться во внешнем поведении подростка: будет ли он подражать позитивным сторонам взрослой жизни или, скорее, негативным ее проявлениям, зависит от того, как,  в какой мере и каким взрослым будет воспринято истинное «чувство взрослости»  данного  подростка. И будет ли воспринято, его критическое отношение к взрослым и   разочарование в совершенстве  мира? Сможет ли взрослый снять чувство тревоги и страха у подростка перед несовершенством мира, вселить уверенность и вызвать доверие к себе и к миру в целом? 

    Чувство взрослости как разочарование в совершенстве мира, рождает один из существенных внутренних конфликтов подросткового возраста:  конфликт доверия к миру, как столкновение потребности в доверии к миру взрослых, которую подростки не осознают,  и одновременно отношения недоверия к нему, которое во многом осознается подростками. Этот конфликт, вызывающий кризисные состояния, как уже заметили компетентные читатели, перекликается с конфликтом доверия, возникающим у детей на первом году жизни в результате фрустрации потребности в эмоционально-тактильном общении со значимым взрослым. Вероятно, степень переживания  конфликта доверия у подростков, во многом обусловлена степенью травмирующего опыта переживания конфликта в  раннем детстве.  

Осознание открывающегося подростку своего внутреннего мира, открытие индивидуальных различий, развитие критического отношения к взрослым и осознание несовершенства мира, рождает у подростков важную для личного развития потребность: потребность в дистанции и независимости от окружающих и, в первую очередь, - от взрослых. Подростки  часто активно и настоятельно проявляют свою потребность в независимости и дистанции. Они требуют не досматривать их вещи, не читать их дневники и записки, не задавать им вопросов, на которые они не хотят отвечать и вообще не обращаться к ним и не устраивать дознания без их на то согласия. Взрослые: и родители, и учителя, как показывает практика, очень протестно воспринимают требование подростка в независимости. И это понятно!  Одну из своих первоочередных функций взрослые видят в воспитании своих детей и учеников. И воспитание понимают как неусыпный контроль, а протест подростка  воспринимают как трудность,  которую непременно следует преодолеть, сломить, сделать подростка подвластным и послушным. Устав от постоянных препирательств, взрослые идут на «самую решительную воспитательную меру», бросая в сердцах подростку: «Раз уж ты такой взрослый и самостоятельный, то управляйся со своими делами сам, живи, как хочешь и за помощью ко мне не обращайся!». Воспитательная мера действительно «решительная». При этих словах подросток вздрагивает и сникает. Он не совсем верит этим словам, но ему страшно представить, что он вдруг окажется без помощи и поддержки один перед лицом сложного и непонятного мира.

 В данном случае подростки переживают второй внутренний конфликт - конфликт противоречивых потребностей, в котором сталкиваются две противоположные потребности, необходимые для развития личности: потребность в дистанции и независимости и  такая же мощная потребность, но прямо противоположной направленности – потребность в зависимости и поддержке. Острота конфликта заключается в том, что подростки не осознают этого противоречия. Обе эти  потребности существуют одновременно и требуют от значимых взрослых одновременного их удовлетворения. В противном случае – кризис и искаженное, невротическое развитие личности неизбежно. К сожалению, в действительности, взрослые чаще пытаются решать этот конфликт односторонним образом: поддерживать либо одну, либо другую потребность, оставляя, таким образом, конфликт неразрешенным, что и приводит к развитию кризисов и неврозов. Разумеется, разрешение этого внутреннего конфликта, кажется крайне сложным, но, тем не менее, как показывает практика, - возможным.

Развитие самосознания открывает для подростков свой внутренний мир, наполненный новыми для него отношениями, мыслями, чувствами, новыми переживаниями. Способность осознавать свой внутренний мир, рождает в душе подростка еще один ранящий их внутренний конфликт:  двойственные чувства к близким взрослым, друзьям, знакомым.

 В психологии  явление противоречивого отношения к действительности носит название «амбивалентности эмоций и чувств» (А.Н.Леонтьев, 2006). С точки зрения закономерности нашей эмоциональной жизни, сформулированной А.Н.Леонтьевым, чувство как длительное и устойчивое отношение часто вступает в противоречие с эмоциональным отношением – ситуативным и кратковременным, что причиняет человеку определенные  внутренние переживания. Каждый человек по-разному решает этот внутренний конфликт, который составляет определенную проблему в развитии личности. Следует заметить, что далеко не каждый давже взрослый в состоянии  адекватно решать это противоречие. Тем более, трудно совладать с этим конфликтом подростку, который вдруг открывает для себя, что он одновременно,  «любит и ненавидит своих родителей». Понятно, что любит он их всегда и  постоянно, а «ненавидит» только в определенных ситуациях. Хотя в разных случаях, в разных взаимоотношениях, соотношение любви и ненависти может варьировать.

 Конфликт двойственных чувств – еще одна область представляющая противоречие внутреннего мира подростков. Амбивалентность, как показывают исследования, испытывают все люди с самого раннего детства. Однако,  дети до определенного возраста, не замечают, не осознают этого состояния. Подростки, с развитием самосознания, вдруг начинают замечать, осознавать в себе двойственность отношений. Это открытие является для них шокирующим и не приемлемым. Для подростков противоречие в отношениях является большой внутренней проблемой, граничащей с безнравственностью.  Как показывают исследования, подростки пытаются активно сопротивляться этой двойственности, но реальность отношений вновь и вновь ставит перед ними эту проблему. И, наконец, устав от внутренней борьбы, они вынуждены прибегать к какому-либо выходу. Многие авторы обращают внимание  на те глубочайшие переживания, которые испытывают подростки, сталкиваясь с осознанием своих противоречивых чувств, к своему близкому окружению.   Проведенные исследования показывают, что подростки пытаются бороться с двойственностью отношений, укоряя себя  в собственной «безнравственности», так они называют это противоречие, и каждый по-своему пытаются решать этот внутренний конфликт.  Часть подростков, окончательно смерившись со своей «безнравственностью», принимают свою негативность и начинают вести себя еще более нетерпимо и вызывающе, открыто демонстрируя свое негативное отношение к окружающим, полагая, что таким образом они, по крайней мере, остаются честными перед собой. Конфликт амбивалентности эмоций и чувств, подростки этой группы, решают, принимая на себя роль грубого, агрессивного человека и на этой волне позволяют себе быть агрессивными, недоброжелательными, строптивыми во всех  ситуациях.   В данном случае развивается защитная невротическая реакция в виде агрессивного поведения, «движения против людей» - если следовать терминологии К.Хорни.

 Выделяется, также, часть подростков, чувствительная к проблемам эмоционального отношения к себе со стороны окружающих, испытывающая высокую степень неуверенности в себе. В их поведении наблюдается невротическая реакция  «страх быть виновным». Им чрезвычайно трудно бывает извиниться даже в незначительных конфликтных ситуациях. Страх оказаться виновным заставляет их быть крайне изворотливыми.

Подростки, имеющие, скорее, тенденцию к интроверсии,  испытав свое двойственное отношение и испугавшись своей «безнравственности», пытаются решать этот конфликт через признание своей виновности.  Решение внутреннего конфликта оборачивается для них постоянным «самокопанием», развитием чувства вины и неудовлетворенности собой. Подростки, ориентированные на внутренний локус-контроля, всю вину за негативные эмоциональные состояния берут на себя. Их внутренний мир наполняется тайным самобичеванием и развитием негативного отношения к себе. В  результате, у подростка подобного рода, разрешение конфликта приводит к более усугубленным личностным проблемам, которые можно классифицировать уже как невротические образования. В поведении такие подростки  склонны вести замкнутый образ жизни, часто бывают угрюмы, необщительны. Некоторые вообще начинают себя считать причиной всех бед, происходящих рядом с ними, что вполне может классифицироваться как невротическая реакция «движение от людей».

Ориентиром в коррекционной работе с конфликтом двойственных чувств подростков должно стать зрелое отношение к проблеме самого взрослого. Взрослый должен быть искренним в своих чувствах и вместе с тем уметь в корректной форме высказывать свои самые негативные эмоции. Важно принять противоречивость отношений подростка и помогать ему узнавать свои позитивные чувства наряду с негативными эмоциями.

Конфликт «Я-концепции» проявляется как минимум в трех направлениях: в реконструкции  «образа-Я»;  в конфликте «самооценки» и «самоотношения», в противоречии между реальной и идеальной Я-концепциями;

Обусловленность отношения к себе отношением значимых других в подростковом возрасте начинает претерпевать определенные изменения относительно предыдущего возраста. Если в развитии  своей Я-концепции младшие школьники, а тем более дошкольники, практически полностью ориентируются на значимых взрослых, то для подростков первостепенное значение приобретает  ориентация  на сверстников и собственное самопознание. Не следует полагать, при этом, что сверстники полностью вытесняют взрослых. Для подростков роль взрослого по-прежнему остается значимой.

  Внутренний конфликт образа-Я, возникающий в результате резкого изменения внешности, в той или иной степени, переживают все подростки (М. Клее, 1997; Э.Бернс, 1986 и др.)

В подростковый период, особенно в фазе пубертата, происходят значительные внутренние и внешние изменения в человеке. Подростки значительно прибавляют в росте, изменяются пропорции тела, развиваются вторичные половые признаки, появляются новые внутренние ощущения, вызванные перестройкой гормональной системы, развитием (часто не пропорциональным) внутренних органов и  физиологических систем. Кроме того, развитие самосознания, мышления и личностные новообразования, делают подростка в определенной мере   не узнаваемым самим собой и  внешне, и внутренне.

Подростки оказываются перед необходимостью реконструкции своего представления о себе. Реакция подростка, на свою меняющуюся внешность, как правило, носит негативный характер. Подростку трудно принять изменившегося  себя, у него возникает стыдливость, застенчивость и даже тревожные ощущения по поводу своей внешности. Это хорошо видно в повышенном внимании к меняющимся  чертам лица,  фигуры, пропорциям тела. Придирчивое рассматривание себя в зеркале, грусть и уныние по поводу носа или ушей, которые «ни на кого не похожи». Им становится мучительно трудно выходить отвечать к доске, и даже подниматься на всеобщее обозрение с места; невыносимо одному ездить в транспорте или отправляться в магазин за покупками. Подростку, в силу повышенного эгоцентризма, кажется, что все окружающие смотрят на него и испытывают такую же  неприязнь к его внешности, как и он сам. Повышенная застенчивость может проявляться в «эффекте пещеры», когда подростки стремятся спрятать лицо под длинной  челкой, надвинутой на глаза шапкой, уткнуть лицо в высокий воротник. Непомерные украшения – это тоже средство укрытия, помогающее отвлекать посторонние взгляды от своей персоны.

Если подростку не удается, в силу разных обстоятельств, принять свою новую внешность, то кризис может развиться  в невроз непринятия своей внешности. Неразрешенный внутренний конфликт образа-Я, может проявлять себя в последующей взрослой жизни через затруднения в общении с противоположным полом,  дисгармонию в сексуальных отношениях, в трудностях принятия своей  меняющейся внешности в последующие возрастные периоды жизни и т.п. Взрослые, имеющие подобные невротические наслоения, затем негативно влияют на внутренние конфликты своих детей и учеников, усугубляя их своим придирчивым оценочным отношением к их внешним особенностям.

Конфликт самоотношения. Широко известные исследования самооценки подростков, выраженные в понятиях «завышенной» и «заниженной» самооценок, также свидетельствуют о внутреннем конфликте, сопряженном с развитием Я-концепции. Наблюдения динамики родительско-детских отношений, позволяют предположить, что в основе «конфликта самооценки» лежит внутренний конфликт между «самооценкой», как результатом рационального, осознанного  отношения к себе и «самоотношением», как эмоциональным и не осознанным отношением к себе. По сути, это конфликт между рациональным (осознанным) и эмоциональным (неосознанным) самоотношениями. Неадекватная самооценка – это  защитная реакция на внутренний конфликт, вызванный столкновением желания позитивной самооценки с неосознанным негативным эмоциональным самоотношением. Заниженная самооценка у детей и подростков развивается в условиях эмоционального отвержения и жесткого авторитарного контроля со стороны родителей или других значимых взрослых. Завышенная самооценка появляется в условиях эмоционального отвержения и воспитания в условиях безнадзорности или вседозволенности со стороны родителей. В других случаях, завышенная самооценка может развиваться в условиях безотчетной любви родителей, воспитывающей избалованного ребенка.

Конфликт между реальной и идеальной Я-концепциями в подростковом  и в юношеском возрасте не вызывает глубоких внутренних переживаний, поскольку перед молодыми людьми только отрывается перспектива дальнейшего развития (К.Роджерс, 1994, Э.Бернс, 1986).

  Главным ориентиром в профилактике и коррекции конфликта, связанного с развитием Я-концепции у подростков является открытое действие взрослого, основанное на безусловном эмоционально-позитивном отношении к подростку в  сочетании с безоценочной, но, вместе с тем,  адекватной реакцией на его поведение. 

Конфликт в развитии психосексуальной функции. Если еще в недавнем прошлом развитие психосексуальной функции отдавалось в дань стихийного ее становления, то в современной психологии  ее развитию придается такое же значение, как и другим важнейшим психическим функциям: восприятию, вниманию, памяти, мышлению и т.д. Главными составляющими психосексуальной функции являются: развитие психологии пола (гендера), половой идентичности, компетентности в психофизиологии полов и их  взаимоотношениях, развитие эротической культуры. В этой связи выделяют три уровня развития психосексуальной функции по критерию гармоничного ее развития в отношениях духовного и физиологического начал. Самый примитивный уровень – физиологический, характеризуется сведением психосексуальной  функции к сугубо физиологической стороне отношений, при этом, выбор сексуального партнера  может носить крайне недифференцированный характер. Такой уровень развития наблюдается у людей со сниженным интеллектом, или, имеющих глубокие невротические расстройства личности.  Второй, более развитый уровень, - психофизиологический, характеризуется достаточно высоким развитием эротической культуры,  более выраженной избирательностью в выборе партнеров,  но только лишь по критерию сексуальной привлекательности. Третий уровень развития психосексуальной функции, его можно назвать личностным, характеризуется психофизиологической идентичностью, единством «духовного» и «сексуального» влечений. Гармония проявляется в том, что сексуальное влечение к человеку противоположного пола опосредовано духовной близостью его личности. Этот уровень развития предполагает и сексуальное и духовное влечение к одному человеку. Истинное сексуальное удовлетворение человек получает только в общении с духовно близким партнером.

Интенсивное развитие психо-сексуальной функции в подростковом возрасте сопряжено с значительными внутренними переживаниями, вызывая у подростков эмоционально неустойчивые состояния и напряженные внутриличностные конфликты. Наиболее существенный внутренний конфликт, отмечаемый многими психологами, начиная еще с работ Э.Шпрангера, проявляется в противопоставлении духовного и физиологического начал во взаимоотношении полов, «эротики и сексуальности» в отношениях мужчины и женщины (Э.Шпрангер, 1997).  Отношение к духовной стороне отношений любви мужчин и женщин воспринимается как заведомо положительное явление, облагораживающее, возвышающее человека, воспетое в поэзии и литературе. Отношение же к сугубо физиологической составляющей этих взаимоотношений, напротив, воспринимается как принижающее человека явление, ассоциируется  с чем-то грязным и постыдным, по поводу чего отпускаются скабрезные шуточки, грубая брань и прочее.

Предполагается, что  к юношескому возрасту  функция должна гармонизироваться. Но очень часто конфликт влечений фиксируется уже в подростковом возрасте и дальнейшего развития в плане гармонизации функции не происходит. В таком случае двойственность влечений в качестве невротического наслоения остается во всей последующей жизни. Негативные влияния невротического развития психосексуальной функции затем проявляются во внутриличностных конфликтах, в проблемах супружеских отношений в передаче негативного «сценария» в воспитании детей.

Следует отметить, что сексуальные революции, не смотря на определенные издержки, тем не  менее, преследуют вполне благородные цели, делают вопросы пола открытыми для обсуждения в научной и популярной литературе, делают их предметом научных исследований, открытого обмена мнениями.

Гармоничное развитие психосексуальной функции у подростков предполагает выполнение определенных условий: 1) гармоничное развитие личности и психосексуальной функции самого воспитателя; 2) корректное просвещение детей и подростков в вопросах пола и развития психосексуальной функции; 3) соблюдение принципа целомудрия в воспитании и для девочек, и  для мальчиков.

Главной стратегией в разрешении внутренних конфликтов является ориентация на интеграцию противоположных тенденций в развитии  личности подростка (А.И.Красило). В настоящее время в повседневной практике, к сожалению, превалирует односторонний подход, когда взрослые толкают подростка к развитию одной тенденции, что и создает условия для развития кризисов и невротических защитных реакций.  

Разрешение внутренних конфликтов личности подростков требует: 1) не оставлять трудности в общении с подростком на «саморазрешение»; 2) в процессе воспитания взрослые (родители и учителя) должны брать ответственность на себя за адекватное  удовлетворение личностно значимых для  подростка потребностей, чтобы не создавать ситуаций для развития внутренних конфликтов и кризисов; 3) взрослый должен повышать свою психологическую компетентность в закономерностях личностного развития в онтогенезе; 4) взрослому необходимо уметь реагировать не на внешние, поведенческие проявления, часто не отражающие истинные проблемы, а на глубоко внутренние, неосознаваемые мотивы поведения подростков;  5) в процессе общения с подростком необходимо выделять потребности личностного развития, которые не нашли удовлетворения и провоцируют внутренние, конфликтные состояния; 6) взрослым необходимо учиться строить адекватные взаимоотношения, способные продуктивно удовлетворять потребности личностного развития детей и подростков; 7) необходимо создавать широкую сеть психологической службы для взрослых с целью решения их внутренних проблем и повышения компетентности в общении с  детьми и подростками.

[1] Например, идеология «панков» (А.И. Мазурова, М.В. Розин, 1990).

Вернуться к началу статьи

Copyright MyCorp © 2017
Это интересно
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 71
Друзья сайта
Космический реминерализатор RemarsGel (РемарсГель) доктора Холодова Разное Create a free website Rating All.BY
Счётчики
Яндекс.Метрика Рейтинг сайтов и каталог. Количество посетителей всего, за день Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
Google