Всё для всех - медицина
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Реклама
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Облако
 Теория внутриличностных конфликтов

Конфликт – это  психологическое состояние, которое  вызвано  столкновением или противостоянием разных потребностей, ценностей, интересов, влечений, взглядов, и т.п.  Такое противостояние происходит как в поле межличностного взаимодействия, так и во внутриличностном плане.  В современной психологической науке отношение к конфликту значительно изменилось и, главным образом в том, что конфликтные отношения восприниматься как  атрибут психической жизни человека, необходимая ее составляющая. Внутренний мир человека сложен и противоречив. Состояние внутреннего конфликта, когда человек испытывает одновременно необходимость действовать в разных направлениях, принимать решение по поводу своих разнонаправленных желаний, интересов, влечений, убеждений – такие состояния, скорее норма для человека, нежели непротиворечивое, последовательное течение событий, мыслей и чувств.

Важной особенностью современной  конфликтологии является представление о развивающей функции конфликта, его позитивном влиянии на развитие личности. Человек, направленный на продуктивное, конструктивное решение внутренних конфликтных  состояний и внешних ситуаций, с необходимостью осуществляет личностный рост посредством развития самосознания и самоотношения, децентрации, внешнего локуса контроля, усложнения когнитивной, эмоциональной и коммуникативной  сфер личности.

Тактика избегания конфликтной ситуации осознанная или неосознанная, игнорирование конфликта по причине некомпетентности, неизбежно будут приводить к новым конфликтам, развитию кризисов и, как следствие к  невротическому развитию личности.

Понятие   «внутренний конфликт»   тесно связано, с такими внутриличностными состояниями, как кризис и невроз. Психологический кризис развивается в условиях длительного внутреннего конфликта, когда человек не в состоянии разрешить конфликтную ситуацию: удовлетворить личностно необходимую потребность, изменить отношение, осуществить выбор, принять адекватное решение. Кризисное состояние может протекать в условиях как осознанного, так и неосознанного отношения к конфликту. Кризис усиливается, когда человеку, не достает личностного ресурса осознать и сформулировать собственную проблему,  или когда длительное время не удается найти приемлемого решения. Невроз или невротическое состояние, - это неосознанная защитная реакция личности на продолжающийся психологический кризис, который создает большое внутреннее напряжение, и человек неосознанно прибегает к различным  защитным реакциям, которые, пусть суррогатным образом, но помогают снимать напряжение или уходить от конфликта. В дальнейшем, если не происходит, качественных изменений – «личностного роста», развитие личности принимает  невротический характер (В.Н.Мясищев, 1995; А.А.Александров, 1997;  А.И.Захаров, 1988;  К.Хорни, 1995;  Ф.Перлз, 2001 и др.). 

Психоаналитическая психология, которая ставила изучение и терапию внутренних конфликтов личности во главу угла, выдвинула несколько теоретических подходов в попытке ответить на вопрос о причинах,  движущих силах, способах терапии внутренних конфликтов и, как их следствие, -   невротических состояний.

Одна из первых теорий, объясняющих причину возникновения внутренних конфликтов, была предложена З.Фрейдом. Он полагал, что в основе любого внутреннего  конфликта лежит базальный конфликт. Базальный конфликт с необходимостью возникает между инстинктивными влечениями либидо, слепо требующими удовлетворения  и запретами со стороны общества и, в первую очередь, семьи. З.Фрейд, будучи сторонником биогенетической теории личности, считал инстинкты движущей силой развития личности и в силу этого распространял неизбежность базального конфликта и многообразие внутренних конфликтов  на всех людей. Если внутренние конфликты не находят своего конструктивного разрешения, то выход из кризисных состояний осуществляется через психологические защитные реакции: вытеснение, регрессию, рационализацию, проекцию, изоляцию и др.

 К.Хорни, последовательница  Фрейда, подчеркивала пессимистический характер фрейдовской концепции внутренних конфликтов и видела ограниченность его теории в том, что он считал базальный конфликт неизбежным, а внутренние конфликты в принципе не разрешимыми. С точки зрения Фрейда, максимум, что можно сделать в плане разрешения конфликтов, - это достичь более совершенного контроля над ними или, в лучшем случае, «сублимировать» их (К.Хорни, 1995).

В отличие от З.Фрейда, свою теорию внутренних конфликтов К.Хорни определила как конструктивную, аргументируя тем, что она убеждена в потенциальных возможностях человека к продуктивному изменению на протяжении всей жизни, что служит основанием к возможности разрешать внутренние конфликты. В своей теории К.Хорни определяет  внутриличностный конфликт в виде триединого межличностного отношения человека, проявляющегося в «движении к людям», в «движении против людей» и в «движении от людей». В попытке найти исходную, более общую причину внутреннего конфликта, его движущую силу, К.Хорни идет по проторенному пути вслед за Фрейдом, считавшим движущей силой базального конфликта компульсивные (навязчивые) влечения «либидо», инстинктивные по своей природе, направленные только на удовлетворение и не терпящие фрустрации. В понимании К.Хорни, «навязчивые влечения», которые представляются движущей силой развития личности, являются скорее результатом врожденного ощущения «базальной тревоги», а не энергии «либидо». Внутриличностные конфликты, в представлении К. Хорни, «рождаются из чувств изолированности, беспомощности, страха и враждебности». Способы, с помощью которых человек пытается справиться с миром вопреки этим чувствам,  нацелены, в первую очередь, не на получение удовольствия, а на достижение безопасности; «их навязчивый характер обусловлен стоящей за ними тревогой» (К.Хорни, 1995, 10).

К.Хорни отходит от ортодоксального фрейдовского психоанализа, но только в плане первопричины. По существу, не смотря на придание большого значения социальным и культурным факторам в процессе развития личности, которое К. Хорни активно подчеркивает, ее взгляд на природу человека остается в рамках индивидуалистической, биологизаторской концепции развития личности. Природа индивида противопоставляется враждебному социуму. Родившись, человек обречен испытывать  тревогу, беспокойство, страх, изолированность. Движущей силой  его развития становится борьба с отчаянием и тревогой. В качестве невротического разрешения внутренних конфликтов, К.Хорни выделяет стратегии защитного поведения: «движение от людей» - как состояние изоляции, «движение против людей» - как агрессивное отношение к действительности и «движение к людям» - как отношение зависимости от них.

К. Юнг в своей аналитической психологии изучал проблему противоположных тенденций в людях, как одну из наиболее существенных характеристик человека. Особенность понимания К.Юнгом противоречивых тенденций в человеке: мужественности и женственности, экстраверсии и интроверсии, разума и чувств и т.п., –заключается в том, что наличие этих противоречивых тенденций в личности человека,  свидетельствует, скорее, о  гармоничной целостности человека, нежели о наличии конфликта. И, напротив, значительное преобладание одной из противоположностей, одностороннее развитие личности, свидетельствует о внутренней конфликтности. Юнг рассматривал целостность личности  не в отсутствии противоположных качеств или их столкновении, а во взаимном их дополнении. Противоположности не противостоят, а дополняют друг друга.  Внутренне конфликтной, невротичной личностью, Юнг считал человека претерпевшего одностороннее развитие  своей личности. Его концепция  «самости», то есть, врожденной сущности человеческой личности, подчинена  «закону дополнительностей» противоположных качеств, составляющих сущность «самости» (К.Юнг, 1994; К.Хорни, 1995).

 Изучение внутриличностных конфликтов в потребностно-мотивационной сфере человека, в русле психологической теории поля, осуществлял К.Левин.  Автор акцентирует внимание на динамической характеристике разнонаправленных потребностно-мотивационных составляющих поведения человека, которые могут образовывать различные комбинации. В результате своих исследований К.Левин   выделил 3 типа внутренних конфликтов.

1). Конфликт равнопривлекательных, но взаимоисключающих потребностей – конфликт, который называют  «буридановой проблемой».

2).  Конфликт одинаково непривлекательных потребностей, который требует  выбора по принципу « наименьшего из зол».

3). Конфликт амбивалентных потребностей, которые сколь привлекательны для человека, столь и отвергаемы им, к примеру, курильщик, страстно желающий курить, и ненавидящий себя в этой роли. (К. Левин, 1982).

Гештальт-психология, в лице Ф. Перлза и его холистической теории дает представление о развитии и разрешении внутриличностных конфликтов, с позиции принципа гомеостаза (равновесия), присущего организму. Изменяющаяся внешняя среда нарушает внутреннее равновесие организма, поскольку организм и среда (человек и среда) составляют единое, целостное поле.  Изменяющаяся внешняя среда нарушает равновесие организма и создает определенное напряжение, которое выражается в потребностных состояниях – в незавершенных «гештальтах». Когда потребностное состояние удовлетворяется, - гештальт завершается и организм приходит в состояние равновесия. Проблему внутренних конфликтов Ф.Перлз видит в  трудностях для человека реагировать на все то  множество воздействий, которые создают внешние обстоятельства, в необходимости в каждый данный момент выделять доминирующую потребность и выстраивать все последующие потребности в соответствии со своей иерархией ценностей. В контакте со средой человек должен уметь различать когда,  как  и с кем вступать во взаимодействие, когда и как уходить от контакта, через какое время вновь  возвращаться к  взаимодействию и т.д.  Человек, не способный к различению своих потребностей и особенностей внешней среды, попадает в замешательство и  оказывается не способным к продуктивной жизнедеятельности. Главную причину в возникновении затруднений в общении со средой Ф.Перлз видит в   невротических состояниях личности человека, которые развиваются в процессе ее становления и определяются  преимущественно  характером родительско-детских отношений. Искаженное развитие личности, в первую очередь, проявляется в неспособности различать или адекватно устанавливать границу между «Я» и «другими».  Ф.Перлз выделяет четыре  защитных механизма, лежащих в основе невротического развития личности: интроекцию, слияние, проекцию, ретрофлексию (Ф.Перлз, 2001).

Теория когнитивного диссонанса рассматривает  внутриличностные конфликты с точки зрения когнитивной характеристики личности.  Конфликт развивается в условиях столкновения несовместимых представлений, когниций, затрагивающих личностнозначимые отношения,  когда от  человека требуется осуществить выбор, идущий вразрез с его собственными убеждениями и установками. Внутриличностный конфликт, возникающий  в результате когнитивного диссонанса, может разрешаться путем изменения отношений человека (личностного смысла) к конфликтному явлению, что рассматривается как «рост личности», если диссонанс преодолевается - возникает комфортное состояние. Если же личностного роста не происходит, то данный конфликт преодолевается преобразованием других консонансов в диссонансы, т.е. ведет к развитию конфликтов в других сферах, что может разрушающе действовать на всю систему личности, и приводить к кризисным состояниям и развитию невротических защитных реакций (Л.Фестингер, 1999).

В гуманистической теории развития личности К.Роджерса, внутренний конфликт представлен в противостоянии «Я-концепций»: реального и идеального представления о себе. Идеализированное представление о себе складывается из ценностных ориентаций человека и носит вполне осознанный характер. Реальная Я-концепция, складывающаяся с самого раннего детства, под воздействием отношений значимых «других», преимущественно в родительско-детских отношениях, и может быть не вполне осознанной. Если, условно говоря, «расстояние» между этими двумя концепциями достаточно большое, то личность всегда будет испытывать внутренний конфликт неудовлетворенности собой, что, в свою очередь, будет способствовать ее развитию, с целью приближения к идеальной Я-концепции.  Наиболее успешное разрешение конфликта Я-концепций осуществляется при взаимном движении их навстречу друг к другу, что требует от личности периодического переосмысления  соотношений реального и идеального представления о себе. Важным условием в успешном развитии и преодолении конфликта Я-концепций является фактор позитивного самоотношения. Уровень позитивного самоотношения способствует процессу осознания и принятия реального Я, со всеми его слабостями и несовершенством. Ибо без осознания своих проблем и принятия ответственности за свое развитие на себя, конструктивного разрешения конфликта между реальной и идеальной Я-концепциями осуществить невозможно.

В условиях, когда сближение идеальной и реальной Я-концепций затруднено,  личность испытывает постоянный внутренний  конфликт, что может приводить к развитию кризиса в развитии личности (Э.Бернс, 1986; К.Роджерс, 1994).

В отечественной психологии проблема внутренних конфликтов личности представлена преимущественно работами психологов невропатологического направления, рассматривающих внутренний конфликт как потенциальное невротическое состояние. Это работы В.Н. Мясищева, В.И. Гарбузова, А.И. Захарова и др.

В.Н. Мясищев рассматривает личность как систему отношений человека к окружающей действительности.  Отношения личности берут свое начало во взаимоотношениях людей друг к другу. Межличностные взаимоотношения по своей эмоциональной составляющей представляют определенную иерархию личностной значимости для отдельно взятого человека. Именно фактор личностной значимости, по мнению автора, является одним из центральных в  образования внутриличностных конфликтов. Рассматривая глубоко внутренние переживания, составляющие основу внутриличностных конфликтов, В.Н. Мясищев, подчеркивает их содержательное отличие от понимания глубинного в психоаналитическом смысле этого понятия (В.Н.Мясищев, 1995, 134).

Основные положения его теории внутриличностных конфликтов можно сформулировать следующим образом: 1) аффективное напряжение, возникающее в результате взаимодействия с действительностью, само по себе еще не приводит к глубокому внутреннему кризису и невротическому состоянию; 2) внутренние конфликты образуются в результате невозможности для человека реализовать, значимые для него потребности; 3) реализация потребностей, не приводящих к кризисному состоянию, должна осуществляться в личностно значимых взаимоотношениях; 4) разрешение противоречия между личностью и значимыми для нее сторонами действительности должны носить продуктивный  характер для личности; 5) внутренний  конфликт и, как следствие, кризис и невроз образуются в результате не адекватного его разрешения для личности; 6) невроз представляет собой «болезнь» личности, как нарушение системы отношений человека, поэтому область борьбы с неврозами – это область пограничная между педагогикой, психологией и медициной.

В.Н. Мясищев выделяет несколько видов внутренних конфликтов.

Неврастенический конфликт возникает в результате противоречия между желаниями, запросами личности и ее возможностями в их реализации. Когда усилия человека,  не приводят к желаемому результату. В этих условиях происходит истощение личностного ресурса, что приводит к невротическому развитию.

Истерический конфликт является результатом противоречия между личностью и окружающей ее действительностью. Когда действительность идет в разрез с субъективными требованиями личности, происходит рассогласование ожидания и реальности. Внутренний конфликт в этом случае возникает в результате неудовлетворенного желания, в ситуации, когда человек не может ни подчинить действительность своим требованиям, ни отказаться от своих желаний и вынужден подчиниться действительности.

Обсессивно-психастенический конфликт развивается в ситуации противоречивых внутренних отношений. Это противоречие может возникать,  когда человек испытывает амбивалентные, противоречивые чувства к  одному и тому же объекту или явлению  действительности,  который является для него  личностно значимым и, следовательно, он не может отказаться от них.  Такие же внутренние противоречия могут быть вызваны борьбой между разными внутренними тенденциями, в условиях, когда необходимо осуществлять  выбор между равноценными внутренними побуждениями: между желанием и долгом, между влечением и этическими нормами, личной привязанностью и нравственными  ценностями. Конфликт проявляется  в внешне немотивированных навязчивых действиях, когда человек сталкивается с ситуациями, символизирующими его внутренние конфликты. 

Смешанный конфликт, включает в себя сочетания всех предыдущих конфликтов, образуя более сложные взаимозависимые комплексы. Это ситуации когда один внутренний конфликт провоцирует конфликт другого типа. При этом человек, как правило, и не предполагает подобный исход, потому, что не знает сам, как он будет реагировать на результаты своих же действий. Классическим примером является образ Раскольникова  в «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского. Совершив выбор между желанием и нравственностью,  в пользу преступления, Раскольников далее не смог жить с этим грузом.

В.Н. Мясищев считает, что необходимо дифференцировано подходить к условиям и причинам, вызывающим внутренние конфликты и невротические состояния. При этом, он руководствуется следующими положениями. Первое, что он подчеркивает, - это отсутствие непосредственной связи между невротическим развитием и конституциональными особенностями человека, полагая врожденные факторы только одним из условий в ряду множества других. Второе положение – это отсутствие прямой связи между сильными аффективными состояниями, потрясениями, потерями и развитием внутреннего конфликта. Наибольшую роль в развитии внутренних конфликтов В.Н.Мясищев отводит тем отношениям и связям с действительностью, которые складывались в процессе жизненного опыта, во взаимоотношениях с близки, значимым окружением, которое формирует установки и реакции ребенка на явления  действительности. Первостепенное значение В.Н.Мясищев придает ситуациям раннего детства и тому характеру взаимоотношений, которые складывались у ребенка в семье. Особенно подчеркивается роль неблагоприятных отношений в критические фазы развития личности, когда человек наиболее чувствителен к внешним воздействиям, под влиянием которых происходит наиболее интенсивное становление личности (А.А. Александров, 1997)

В клинике развития неврозов у детей ряд авторов подчеркивают в качестве главных причин, факторы несоответствия воспитательного влияния  темпераменту ребенка, особенностям реагирования ребенка на окружающую действительность, а также психофизиологическим возможностям детей и особенностям формирования характера и личности в целом (В.И. Гарбузов, 1977; А.И. Захаров, 1988).

Изучению особенностей развития внутренних конфликтов у детей и подростков посвящен ряд работ А.И. Захарова. Разделяя взгляды В.Н.Мясищева на проблемы развития внутренних конфликтов личности, приводящих к невротическому ее развитию, А.И. Захаров, для объяснения эмоциональной сущности конфликтов в детском  и подростковом возрасте, привлекает понятия «тревоги» и «страха», а также  возрастные особенности развития личности детей и подростков. 

В раннем дошкольном возрасте ведущим в развитии внутренних невротических конфликтов  является «противоречие между заостренной потребностью эмоционального признания и возможностью ее удовлетворения со стороны родителей, проявляемое  страхом «быть никем», т.е. не значить, не представлять ценности, быть забытым и нелюбимым» (А.И.Захаров,1988,с.200). Это положение действительно согласуется с представлениями возрастной психологии. Именно в раннем дошкольном детстве кризис 3х лет проявляется требованием внимания и признания своей «самости». Именно в этот период у детей развивается ощущение самоценности, собственной значимости, возникает отношение к себе как к самостоятельной личности. Если ребенок оказывается в ситуации непризнания его самостоятельности и, более того, авторитарного подавления его требований,  то «страх быть никем» действительно может стать эмоциональной основой внутреннего конфликта в этом возрасте. Подобный конфликт приводит, по мнению  автора, к развитию истерического невроза и, если не происходит коррекционных изменений во взаимоотношениях родителей и детей, то дальнейшее развитие личности ребенка может развиваться по истерическому типу.

В старшем дошкольном возрасте детские страхи начинают носить более обостренный  характер и проявляться не только в виде  предметного страха, но и в виде различных поведенческих реакций. Наиболее   типичными неспецифическими реакциями проявления невроза страха могут быть расстройства желудочно-кишечного тракта, ОРЗ, различного рода тики, заикание, энурез, мастурбация и пр. В основе невроза страха, по мнению А.И. Захарова, лежит  «…противоречие  между невозможностью или слабостью защиты себя при выраженном инстинкте самосохранения. Подобное противоречие проявляется в страхе «быть ничем», т.е. не существовать, быть безжизненным, мертвым» (А.И.Захаров,1988, с. 200). Данные наблюдения автора можно соотнести с известными положениями психологии развития личности  старшего дошкольника. Так, известно, что детям 6-7 лет присущи более усугубленные переживания тревоги и страха, проявляющееся в страхе смерти своей и близких родственников. Объясняют это тем, что в этом возрасте к детям приходит понимание конечности жизни, которое может быть усугублено наблюдением ухода из жизни близких родственников. Известно также, что детям этого возраста присущ более реалистичный взгляд на собственный возраст. Если младшие дошкольники (в 3 года)  считают себя уже большими, то старшие дошкольники уже понимают, что они еще маленькие и хотят чтобы их и воспринимали  как маленьких. Трехлетние дети заявляют: «Я уже большой», а шестилетки говорят: «Нет, я еще маленький». Вероятно, это ощущение собственной малости, слабости перед сильными взрослыми и всем миром, это развивающееся реалистическое отношение к себе и  рождает обостренное ощущение незащищенности и потребность в большей помощи, защите и  опеке. И если окружающие взрослые не создают ребенку ощущения защищенности и поддержки и продолжают к нему относиться как к «уже большому», памятуя трехлетний возраст, то появляется вероятность внутреннего конфликта у детей между потребностью в защите и фрустрацией ее со стороны близких взрослых. Эмоциональную выраженность этого конфликта А.И. Захаров определяет, как «страх быть ничем». Особенность этого невротического состояния  А.И. Захаров называет «неврозом страха». Впрочем, «неврозом страха» можно назвать и все другие невротические состояния  в данной  классификации автора. Вероятно, автор прибег к такому компромиссу, по причине того, что все другие детские страхи, вызванные возрастными особенностями развития личности, уже имеют аналоги по своей клинической выраженности в невропатологии и имеют традиционные названия, в то время как невроз старшего дошкольников не имеет  традиционного названия. 

Младший школьный возраст  дает свою особую картину внутренних конфликтов ребенка. Учеба в школе очень часто сопровождается противоречием между требованиями родителей и учителей и реальными возможностями ребенка. В ситуации, когда все: и взрослые, и дети - стремятся к максимально успешному результату,  часто имеет место конфликт между «желанием и возможностями», между требованием к себе или со стороны значимых взрослых и невозможностью соответствовать этим требованиям. Внутренний конфликт, вызванный фрустрацией потребности в  одобрении   взрослыми,  сопровождается  тревожным состоянием у детей, которое А.И. Захаров называет «страхом  быть не тем».  Психология  развития личности в младшем школьном возрасте вполне согласуется с такими выводами невропатологического подхода. Известно, что одной из ведущих потребностей развития личности в период младшей школы, является потребность ребенка соответствовать ожиданиям взрослых, сопряженная с доминирующей личностной ориентацией на взрослых, которые для него представлены, в первую очередь, в лице  учителей и родителей.

Подростковый возраст – возраст наиболее интенсивного развития личности, проявляется в  значительных качественных внутриличностных новообразованиях и сопряжен с множеством внутренних конфликтов. В невропатологии подростковый возраст ассоциируется с  наиболее характерным для него внутренним конфликтом, который проявляется в обсессивном неврозе, неврозе навязчивых состояний. В определении А.И. Захарова наиболее выраженным внутренним конфликтом подросткового возраста является конфликт единства Я, «противоречия между чувством  и долгом, эмоциональными и рациональными сторонами психики». Эмоциональная составляющая внутреннего конфликта подросткового возраста определяется автором, как глубинный страх «быть не собой». Это представление согласуется с положениями возрастной психологии, где одной из центральных проблем развития личности в подростковом возрасте является проблема идентичности,  как способности жить в соответствии со своим Я, соответствовать своей индивидуальности. Проблема,  которая звучит в вопросе: « как быть собой среди других?».

 Нетрудно заметить, что невропатологический подход к рассмотрению внутренних конфликтов личности,   согласуется в значительной степени с периодизацией возрастных кризисов в психологии развития личности. Особенно в части причин развития внутренних конфликтов, которые в возрастной психологии принято называть возрастными кризисами.  Возрастные кризисы часто определяют как нормативные, подчеркивая этим их необходимость и  даже нормальность. С этим трудно спорить, поскольку практика, реальная действительность доказывают это буквально « на каждом шагу».  Но вместе с тем, существует классическая полемика вокруг вопроса о неизбежности возрастных кризисов (Л.С. Выготский, 1984; А.Н.Леонтьев, 1975; Д.Б. Эльконин, 1997, 2004; К.Н.Поливанова, 2000). Возрастные психологии, считающие, что кризисы неизбежны, руководствуются положением, о том, что если есть причина в виде личностных новообразований, возникающих в процессе развития личности, то и кризис неизбежен. В связи с этим возникло и понятие критических возрастов. Вместе с тем, авторы, изучающие возрастные кризисы, всегда замечают, что если ребенок попадает в ситуацию адекватного воспитания, кризисы, практически, не проявляются. Возможно, проблему о неизбежности кризиса следует  сформулировать несколько иначе. Отделить личностные новообразования от кризисов, не делать из них неразрывный  тандем.

Новообразования личности проявляются в развитии новых потребностей. Если потребности удовлетворяются адекватно для личностного развития, то ни  внутренних конфликтов, ни кризисов, ни тем более неврозов в этом направлении развития личности возникнуть не может.

Выше мы уже отмечали, что кризисы возникают в результате невозможности разрешения внутренних конфликтов. Внутренний конфликт возникает в ситуации фрустрации личностной потребности или непродуктивного для личности характера ее удовлетворения (В.Н.Мясищев,1995). Следовательно, если потрудиться и найти продуктивный способ удовлетворения потребности, то можно избежать  ярко выраженных внутренних конфликтов и как следствие  кризисов и невротического развития личности.

 В реализации бескризисного развития личности  следует     выделить несколько необходимых условий: 1) важно понять, что внутренние конфликты развиваются в ситуации фрустрации потребностей личностного развития; 2) необходимо изучать закономерности возрастного развития личности,  их психологическое содержание; 3) разделять потребности, обусловленные личностными новообразованиями  и потребности второстепенного плана, фрустрация которых не  создает условий для развития внутреннего конфликта. В общетеоретическом  вопросе о происхождении  новообразований и  соответствующих им потребностей личностного развития, мы придерживаемся позиций культурно-исторической психологии и психологической теории деятельности. Личностные новообразования  и, соответственно, потребности личностного развития задаются образом жизни самого общества, его культурно - психологическим уровнем, проявляясь через социальную ситуацию развития индивида, преобразуясь в процессе интериоризации через   индивидуальные особенности и жизненный опыт человека, создают неповторимый индивидуальный образ его личности.

Внутренний конфликт грозит преобразоваться в кризисное  состояние, если конфликт  игнорируется или решается  непродуктивным для развития  личности образом. Человек в каждый момент своей жизнедеятельности включен в иерархию множества потребностей, но только те из них, что обусловлены развитием личности, новообразованиями личности,  в случае их фрустрации, могут вызывать внутренние конфликты. Невроз, по представлению многих исследователей этого явления, является «болезнью личности», т.е. следствием  кризисных переживаний, вызванных неразрешенными  внутриличностными  конфликтами.

Возрастные кризисы возникают в результате развития новообразований личности, которые влекут за собой потребности личностного развития. Качественные изменения, происходящие в развитии психической сферы,  неизбежно ведут к изменению отношений в личностной сфере. Однако, ни о какой четкой последовательности здесь речь не идет, что развивается раньше, а что позже. Процессы  психической и личностной  сфер взаимосвязаны и взаимно обусловливают друг друга.

Обращаясь к вопросу внутренних конфликтов подросткового возраста, важно определить основные психологические образования этого возраста, которые создают условия для развития новых потребностей и  определяют дальнейшее развитие личности. Неудовлетворение этих потребностей ведет к аномальному развитию личности, развитию кризисных состояний и, как следствие, к невротическим явлениям.

 К главным новообразованиям подросткового возраста, как известно, относят развитие сознания на уровне самосознания, развитие понятийного мышления и развитие чувства взрослости [5,8,17, 19, 22].

Самосознание проявляется у подростков открытием своего внутреннего мира, который по мере взросления все более и более наполняясь, осознается подростком как нечто особенное, непохожее на других. Л.С. Выготский  акцентирует внимание не столько на результате, сколько, именно, на процессе  развития самосознания. Следуя принципам теории интериоризации психических функций, он полагает, что самосознание не вдруг открывается подростку (хотя субъективно именно так и может переживаться подростком), а что самосознание проходит три качественных ступени  в процессе онтогенеза: 1) первоначальные аффективные самоощущения ребенка, 2) наполнение этих аффектов смысловым содержанием со стороны окружающих помимо  воли  ребенка, который  присваивает это  смысловое содержание и затем 3) это аффективно-смысловое содержание проявляется самосознанием через внутреннюю рефлексию.  Анализируя содержание развития самосознания в  подростковом возрасте, Л.С. Выготский выделяет несколько его направлений: 1) возникновение собственного образа, которое проходит  много промежуточных ступеней от самого  раннего возраста, начиная от наивного незнания себя, до богатого углубленного знания; 2) познание себя из вне вовнутрь: вначале дети познают только свое тело, затем им открывается мир собственных чувств и переживаний; 3) интегрирование образа Я:  подросток все более и более начинает сознавать себя как единое целое; 4) отграничение собственного мира от мира других людей, что часто переживается подростками как чувство одиночества, покинутости; 5) развитие суждений о себе по морально-нравственным критериям; 6)  «нарастание интериндивидуальной вариации»: открытие индивидуальных различий между индивидами  (Л.С. Выготский, 1984, с. 229-230).  

 Внутренний мир предстает всем богатством своих сокровенных мыслей, чувств, исканий. У подростка возникает потребность в защите своего внутреннего  мира, ограждении его от посягательств других людей. Не случайно подростковый возраст отмечается повышением уровня эгоцентризма, как сосредоточенности на своем «Я».(Пашукова Т.И., 1995).

Понятийное мышление дает возможность анализировать обобщать, строить умозаключения, видеть различия между явлениями. Собственно, благодаря понятийному мышлению и возможно выделение своего внутреннего мира, осознание его особенностей и отграничение от мира других людей, осознание различий между индивидами, «нарастание интериндивидуальной вариации»

«Чувство взрослости», часто определяется, как стремление подростков подражать взрослым людям, и выражается в стремлении выглядеть и вести себя по-взрослому. Мы не вполне согласны с такой трактовкой и склонны разделять точку зрения Д.И.Фельдштейна, считающего, что: «Понятие «чувство взрослости» необходимо наполнить психологическим содержанием … спорным является положение о том, что чувство взрослости проявляется у подростка в основном в желании подражать взрослым. С фактами, на которых основывается данное положение, мы действительно сталкиваемся достаточно часто, …но они лежат на поверхности, не к этому сводится психологическая сущность данного феномена» (Д.И.Фельдштейн, 1995, с.155).

Читать далее

Copyright MyCorp © 2017
Это интересно
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 73
Друзья сайта
Космический реминерализатор RemarsGel (РемарсГель) доктора Холодова Разное Create a free website Rating All.BY
Счётчики
Яндекс.Метрика Рейтинг сайтов и каталог. Количество посетителей всего, за день Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
Google