Actionteaser.ru - тизерная реклама
Всё для всех - медицина
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Анализ почерка - базовые понятия
Анализ почерка - базовые понятия
Принципы работы с графологическими таблицами Перед вами - один из важных профессиональных «секретов». Он заключается… нет, не в таблицах интерпретаций! Никакое, даже высокопрофессиональное владение материалом само по себе не гарантирует его обладателю получения успешных результатов. Все дело в умении верно, избирательно оперировать, манипулировать имеющейся информацией.
Есть особые принципы, без знания и навыка применения которых использование таблиц практически теряет смысл. Сначала познакомимся с этими принципами теоретически,затем вам предстоит потренироваться в выполнении практических заданий.
1. Первый принцип: Дуализм графических элементов. Каждый элемент почерка имеет как положительную, так и отрицательную, порой противоположную, интерпретацию! Все решают графологические «обстоятельства». Более того, каждый признак, как правило, имеет по нескольку как положительных, так и отрицательных значений.
Интерпретация признаков зависит:
а) от их количества;
б) от их выраженности;
г) от сочетаний и комбинаций с другими различными элементами почерка.
2. Второй принцип: Закон взаимоподтверждения. Один отдельный признак, как и единственный вид признаков, не может претендовать на истину. Необходимо «перекрестное» взаимоподтверждение или взаимоисключение посредством подтверждающих или опровергающих дополнительных признаков. Если складывается «синдром», то есть специфический набор соответствующих друг другу признаков, тогда интерпретацию или набор характеристик можно считать обоснованными. И наоборот: нет доказательств, «не сходится» - вывод неверный.
3. Третий принцип: Не все значения таблиц всегда верны. Никогда не бывает ситуации, при которой одновременно верны все значения по какому-либо признаку, поскольку в одной и той же колонке присутствуют порой несовместимые значения.
4. Четвертый принцип: Зависимость количества значений от выраженности явления.
Чем более ярко, заметно и с большей частотой выражено определенное явление, тем больше значений мы вправе взять из таблицы.
5. Пятый принцип: Крайность явления - смотрим с конца таблицы.Если явление не просто присутствует, а явно преувеличенно, имеет чрезмерные или гипертрофированные формы, не просто выражено - выражено искаженно, чрезвычайно сильно или встречается слишком часто, этого достаточно, чтобы сразу направиться к концу таблицы, туда, где находятся обычно отрицательные характеристики. Помните, что крайности свидетельствуют о крайностях.
6. Шестой принцип: Умеренность явления = «золотая середина». В противоположность крайностям, если графический признак выражен очень умеренно-настолько, что на первый взгляд кажется неоднозначным, вызывает сомнения и оказывается «пограничным», берутся значения не только из начала таблицы, но и одновременно-из начала таблиц других характеристик данного элемента.
Для примера возьмем какую-либо таблицу, например таблицу направления строк. Глядя на нее, попробуйте представить, как вы будете действовать, какие значения выбирать, а какие игнорировать, руководствуясь приведенными выше принципами работы с таблицами.
О собенности направления строк свидетельствуют об эмоциональной устойчивости, психологическом состоянии или колебаниях в настроении (табл. 2).


Таблица 2. Психологические интерпретации направления строк Очень важно обратить внимание на то, что анализ или психодиагностика - это не разбор отдельных элементов почерка, а готовый «портрет» живого человека, реальной личности. Недостаточно подходить к анализу чисто логически, как к набору элементов и их значений, без какого-либо синтезного, окончательного заключения и выводов. Это может быть лишь «пристрелкой» - началом работы в черновике, а не «продуктом» на выходе. Опыт показывает, что в жизни, видя перед собой лишь непоследовательный список отдельных признаков и их значений, порой не сочетающихся и мало что говорящих в отрыве от какого-либо контекста словосочетаний, анализирующий, а тем более заказчик анализа, остается с ощущением, что ничего конкретного так и не понял.
Речь идет о том, чтобы составить ясную картину, описание «психологической ситуации».
Поэтому анализ и заключение выстраиваются не по графическим признакам или явлениям, а по психологическим критериям и компетенциям. Например, вкратце:
1. Интеллект и когнитивные способности.
2. Функционирование, работоспособность, к каким сферам деятельности склонность, в чем и в каких условиях - наибольшая продуктивность, какова выносливость, обучаемость,ответственность, исполнительность, честность, верность коллективу,стойкость в напряженных условиях или при риске, соблазне и т. д.
3. Далее проверяется социальная адаптация, взаимодействие с людьми, с обществом, с законом, доброта, дипломатия, манипуляции, выгода, конфликтность, доминантность.
4. И напоследок - выводы о внутреннем мире и особенностях человека, его психологическом (неблагополучии, комплексах, конфликтах, проблемах врожденных и приобретенных, защитных механизмах, о том, что мешает ему в личной жизни или карьере и т. д. В таком виде ваше заключение будет последовательным и «готовым для чужих ушей»,то есть для восприятия. Его лучше поймут, легче усвоят и прислушаются к вашим рекомендациям намного внимательнее.
Общее впечатление и доминанты
Знакомство с анализом почерка начнем с понятия общего впечатления о почерке.Прежде чем начать детальное изучение почерка, рекомендуется сформулировать так называемое общее впечатление, создающееся при первом, невооруженном взгляде на почерк. Впоследствии этот ненаучный прием часто оказывается очень важным, поскольку дает представление о доминирующих особенностях почерка (личности). Для того чтобы Ваше первичное впечатление было точнее, прежде всего определяются так называемые доминанты почерка.
Доминанты - это преобладающие признаки конкретного почерка, на которые обращается внимание прежде всего. Это может быть форма, расположение, нажим, размер, расстояния и т. д. Гештальт, макроструктура и микроструктура почерка Теперь дадим лаконичные формулировки тому, что предстает перед нами в момент общего взгляда на почерк: это макроструктура и микроструктура почерка.
Макроструктура почерка
«Макро» есть взгляд «снаружи». Гештальт-подход (восприятие объекта как единого целого), общее внешнее впечатление «издали»: организация, поля, общее постоянство, спонтанность и т. д.
Макроструктура показывает, насколько человек адаптирован в жизни, насколько он в форме, в порядке, успешно ли его внешнее функционирование в жизни. Макроструктура в большей степени отражает, насколько благополучна личность в таких сферах, как окружение, работа, семья.
Признаки здоровой, благополучной макроструктуры: глядя на почерк, создается ощущение эстетики, текст продуктивно и равномерно распределен на бумаге, заметны поля и абзацы, хорошо различимы расстояния между словами и строками постоянство (однородность) почерка.
Микроструктура почерка
«Микро» есть взгляд «изнутри». Почерк (личность) при ближайшем, детальном рассмотрении: особенности линии, наклона, нажима, характер соединений, изломы, угловатости и т. д.
Микроструктура отражает «содержание», внутреннее функционирование и состояние личности. Отражает то, что имеет значение непосредственно для самого человека; насколько выражены (или не выражены) внутренняя проблематика, комплексы, страхи, страдания, личные проблемы (что не обязательно заметно окружающим, то есть может отсутствовать в макроструктуре). Признаки здоровой, благополучной микроструктуры: при детальном разглядывании почерка не создается ощущения дисгармонии. Не бросается в глаза непостоянство деталей. При проблемной микроструктуре почерка создается впечатление, что рука человека словно бы не до конца ему послушна. Речь идет не о некрасивости почерка, а о его «нелогичности»: о непоследовательности наклона, размера, промежутков, неоправданных изломах или дрожаниях линий, об излишествах формы, нечитабельности. Это могут быть помарки, неконкретные или слишком зачерненные исправления. Если воспользоваться лупой, можно обнаружить внезапные прерывания линий, неожиданные резкие перепады нажима (здоровый нажим усиливается в нисходящих и ослаблен в восходящих штрихах). Чрезмерно сильный или крайне слабый нажимы (проверяется на ощупь с обратной стороны листа) также могут быть признаками внутреннего неблагополучия. Важно! При общем впечатлении ни макроэлементы, ни микроэлементы не подвергаются анализу - отмечается (выписывается) только сам их характер, выраженность, то, что бросается в глаза. Таким образом, на этом этапе - общего впечатления - мы должны лишь определить относительное благополучие или неблагополучие микро- и макроструктуры, то есть благополучен ли (и насколько) данный человек внешне и внутренне. Обратите внимание! Возможны сочетания: 
а) благополучных «микро» и «макро»; 
б) неблагополучных «микро» и «макро»; 
в) неблагополучного «микро» с благополучным «макро». Но не может быть сочетания, при котором неблагополучное «макро» совмещается с благополучным «микро»!
Другими словами, если человеку плохо и он страдает от внутренних проблем, но не очень больших, он еще способен нормально жить, функционировать как специалист, муж, отец и т. д. Но если нарушена и неблагополучна даже макроструктура, то «микро», внутренний мир человека, не может быть благополучным.Глядя на данные ниже образцы, потренируйтесь в определении состояния макро- и микроструктур (одинаковы ли они, или одна благополучнее другой и т. д.). Попробуйте оценить уровень адаптации и функционирования человека в социальной жизни, а также уровень внутреннего, психологического благополучия. Еще раз напоминаю, что на данном этапе речь еще не идет о понимании специфики графических явлений, мы просто учимся подмечать их. Именно поэтому будет полезным возвращаться время от времени к этой теме, обладая уже другим объемом знаний и понимания.
Два первых образца определены, определите два следующих.
а) 

Микроуровень (уровень внутреннего, психологического благополучия) свидетельствует о неблагополучии: непостоянство размера, наклона букв, нажима, сниженная читабельность.
Макроуровень (уровень адаптации и функционирования человека в социальной жизни)-ив данном аспекте есть затруднения: неровные строки, расстояния между строками и словами неустойчивы, расположение текста организовано нерационально - поля неровные, конечные поля увеличенные.
Автор испытывает сложности внутренние и внешние: имея психологические затруднения, ему нелегко и в коммуникативно-социальной интеракции, то есть во взаимодействии
(общении и отношениях) с окружающими, гармоничной адаптации во «внешней» жизни.
б)

 Макроуровень - формальное благополучие: пропорционально распределенный в пространстве текст, ясное разделение на абзацы, наличие красных строк. Строки ровные, поля прямые, хорошо различимы расстояния между строками, соблюдены все формальные нормы. Однако при этом - слишком искусственное благополучие, все написанное «утопает» в утолщенной белой рамке, обрамляющей текст (см. особенно верхние и нижние поля),словно картина. Письмо больше похоже на официальное заявление.
Микроуровень - неблагополучие: навязчивая стилизованная форма, неспонтанность вырисованных букв, левонаклонность, узость букв, скачущие буквы в слове, большие расстояния между словами.Автор почерка, испытывая внутренние конфликты, в качестве компенсации своего душевного дискомфорта вкладывает все свое внимание в форму, внешнее впечатление: внешне ей удается держаться, нормально функционировать, пока дело касается формальных сторон жизни и не касается более близких межличностных отношений.
в)

г)

Степень напряжения в почерке: шкала contraction (CNT) - release (RLS)
Шкала CNT - RLS, с которой стоит сейчас ознакомиться, значительно облегчит вам первичную ориентацию в анализе почерка. Предлагаю познакомиться с психомоторным подходом «напряжение-расслабление» в почерке. Этот фактор, не связанный со скоростью,но помогающий определять врожденные особенности личности.
Два полюса: contraction (CNT) и release (RLS) - являются показателями (индикацией) соотношения и пропорций сил напряжения-расслабления в почерке (рис. 1).

Рис. 1. Шкала CNT- RLS
Легкость, беглость, относительная расслабленность моторики говорят о спонтанности,внутренней свободе личности. Напряжение и повышенный контроль в моторике свидетельствуют о ее внутренней скованности. Эти показатели определяют индивидуальный для каждого из нас баланс внутреннего контроля и свободы. Другими словами, определяется соотношение внутреннего «мотора» и «тормоза», оценивается степень силы или ослабленности импульса и сдерживающего фактора в личности, то есть расстановка сил сознательного и бессознательного.
В почерке степень раскованности (RLS) или скованности (CNT) можно на первый взгляд спутать со степенью скорости, но эти вещи не синонимичны.С одной стороны, действительно, есть признаки, одновременно являющиеся как признаками CNT, так и признаками, снижающими скорость. Но с другой стороны, быстрый, даже импульсивный, почерк может при этом сопровождаться признаками скованности и зажатости движения, в то время как медленный - характеризоваться полной расслабленностью.
Степень контроля порой косвенно означает предрасположенность к быстрой или медленной скорости. Например, в расслабленном мышечном состоянии легче писать спонтанно, бегло и быстро, а в скованном - труднее, то есть это должно замедлять процесс. Но в реальной ситуации все не так очевидно.Степень контроля или свободы в почерке определяется наличием либо отсутствием, атакже соотношением всевозможных графических «препятствий»: угловатостей, зажатости или узости форм, любых искажений в линиях, движении, нажиме, любыми резкими перепадами или неоднородность в графических явлениях. Другими словами, глядя на почерк,мы определяем, насколько свободно, то есть гладко или комфортно, шел процесс письма.Например, если процесс письма проходил гладко и комфортно, то в более «правильном» случае этот почерк скорее будет достаточно быстрым, ведь это более естественно.Однако если, несмотря на благоприятные обстоятельства, почерк будет на самом деле медленным, без прогрессирующих линий и т. д., мы столкнемся со случаем «ложной скорости», обусловленной чрезмерной расслабленностью, безвольным, аморфным движением. Соответственно и характеристики окажутся иными. Или обратный пример. Если видно, что процесс письма имеет много свидетельств того,что он не протекает гладко и комфортно, а штрихи и движения достаточно сдержанны,скованны, возможно, даже сильно зажаты и находятся под контролем - это, казалось бы,должно тормозить скорость почерка. Часто так и происходит в той или иной степени, однако вовсе не обязательно!Важно понять, что наличие, отсутствие или количество препятствий «на дороге» хотя теоретически и может влиять на скорость продвижения по ней транспорта, практически скорее влияет лишь на уровень шума в процессе преодоления этих препятствий. Один объедет или затормозит, другой промчится, не заметит.Вкратце можно сказать так: только примерно одинаковые пропорции (конечно же, с перевесом в какую-то сторону, но со здоровым перевесом) - свидетельство нормы, то есть показатель относительно гармоничной личности и ее здоровой адаптации. Слишком высокая степень внутреннего контроля либо его отсутствие будут свидетельствовать о неблагополучии личности и ее адаптации в жизни.В первом случае (чрезмерность контроля) речь пойдет уже не столько о продуманности и взвешенности, сколько о глубоких комплексах и обсессивности (жесткой навязчивости в мыслях). Во втором случае (чрезмерность расслабленности) речь пойдет не столько о спонтанности и искренней открытости, сколько об импульсивности или неспособности противостоять своим слабостям. Ниже я привожу образцы почерков, демонстрирующих степень напряжения-расслаб- ленности и свои комментарии к ним.
а) примечание - образец увеличен:

CNT · RLS
Почерк, несмотря на появляющуюся время от времени правонаклонность, не спонтанен, преобладают признаки напряженности, даже перенапряжения: неровная угловатость, непостоянство строк, ломаные линии в буквах (см. почти любую букву), нерасслабляющийся нажим (!) (нет нюансов цвета, свободной смены напряжения-расслабления в штрихах).Неровный, но при этом медленный (бывает, когда некоторое непостоянство можно «простить» за счет высокой скорости), скованный почерк, форма букв зажата, в различных буквах линия находит на линию, что является одним из самых сильных проявлений бедствен-ного душевного состояния человека (например, «р» - в «скоро» или «смерть», «е» - в «окне» или «лепестки», «л» - в «жалко», «м» - в «умирают», обе «к» - в «как ночь» и др.). Все говорит о чрезмерном внутреннем контроле (его причины графологу предстоит обнаружить далее).
б) примечание - образец сильно уменьшен:

RLS · CNT
Почерк демонстрирует практически полное отсутствие контроля и критичности. Движения импульсивны, скорость чрезмерна. Это не просто спонтанность или внутренняя свобода и непосредственность, это неумеренность, а крайность - потеря критичности, самообладания, невозможность контролировать себя, истерические тенденции, неподвластные импульсы, влечения и неуемный темперамент.
в)

RLS · CNT
Почерк чуть более контролируемый, чем предыдущий. Однако присутствующая доля хаоса, непостоянства и непоследовательности (см. строки, форма, наклон, промежутки и др.), сниженная степень организации, читаемости вместе с импульсивностью и беглостью движений и росчерков свидетельствуют о значительном перевесе RLS.
Скорость почерка
Итак, мы подошли к одной из самых важных проблем в анализе почерка: к проблеме скорости (темпа). Что это такое и почему она так важна?
Самый первичный и естественный механизм в процессе письма - это импульс выражения, самовыражения, который направлен вовне. Но спонтанность этого процесса часто бывает нарушена либо по причине физического состояния человека, либо из-за имеющихся внутренних комплексов, затруднений, конфликтности, искусственного самоконтроля и сдерживания себя - вне зависимости, происходит ли это сознательно или неосознанно. Импульс первичен, задан от природы, то есть является врожденным, и идет от подсознательной потребности (Id, по Фрейду).
Комплексы же и все сдерживающие механизмы обусловлены приобретенным, сознательным (Super Ego - по Фрейду). Очень важно! Вопреки тому что думают многие, темп, или скорость, почерка - субъективный фактор, который определяется не по часам или физической скорости движения пишущей руки объективно, а по совсем другим критериям - по специфическим графическим признакам.Строго говоря, когда графологи говорят о быстром почерке, подразумевается не быстрота по секундомеру, а спонтанный, динамичный, прогрессирующий, свободный почерк. Если у пишущего такой быстрый почерк имеет сложную форму букв, либо увеличенные элементы, либо украшения, то при засекании времени он может оказаться медленным, но этот результат ничего нам не даст или поведет по ложному пути. Медленный же почерк на графологическом языке означает сдержанный, скованный,несвободный почерк.
Скорость почерка дает нам информацию о ядре, психофизической сущности личности.В частности, это показатель общего уровня мотивации: что движет человеком в жизнимотивация достижения успеха или избегания неудач, свидетельство активности или пассивности личности. Также скорость почерка говорит об уровне спонтанности, непосредственности или сдержанности, «искусственности» личности.Есть «закон инерции», актуальный и для анализа почерка. Динамичная инерция выражается в спонтанном, льющемся сплошным потоком почерке, облегчая его течение.Любые же появляющиеся в почерке помехи, изменения затормаживают, сдерживают движение и забирают слишком много энергии. Итак, медленный почерк обусловлен торможением импульсов и естественных инстинктов, спонтанности. Характеризуется контролем во всем либо, как крайность, - полным бессилием и тотальной пассивностью. Это может встречаться также при расстройствах, физических или душевных, что будет видно из сочетания признаков. Более темпераментный человек, чья изначальная природа импульсов, спонтанности сильна, не сможет писать медленно и сдержанно. Если же сила импульсов сочетается со слабым внутренним контролем, перед нами другая, относительно тотального контроля,пассивности либо бессилия, крайность: полная бесконтрольность, чрезмерная активность и силовой образ поведения (властность, агрессия). Это слишком импульсивный, властный,истеричный человек, неспособный не только думать о последствиях своих действий и слов, но и вовремя остановиться.
Важно! Важность фактора скорости почерка для ориентации в таблицах интерпретаций трудно переоценить, поскольку этот фактор оказывает принципиальное влияние на достоверность многих утверждений.Работая с таблицами признаков, мы будем всегда принимать в расчет данные о скорости, поскольку один и тот же признак при быстром и медленном темпе означает разные вещи.
Как правило, повышенная скорость «улучшает» интерпретации, а пониженная- «усугубляет». Крайности (бешеная скорость или застывание) - усугубляют значения элементов значительно.
Определение (распознавание) скорости почерка
При определении скорости нужно помнить об одном важном нюансе, чтобы избежать возможной путаницы. Хотя порой может показаться, что составляющие понятия «медленный-быстрый», относящиеся к скорости почерка, коррелируют с составляющими понятия CNT - RLS, это не совсем так. Как было уже объяснено в соответствующей теме, соотношение CNT - RLS говорит именно о степени самоконтроля, критичности - или бесконтрольности, безволии.
Поэтому нельзя забывать о вариантах, когда:
a) RLS не обязательно свидетельствует об истинной быстроте. RLS может встретиться в медленном, вялом, безвольном и аморфном, как беспозвоночная медуза, почерке. В этом случае почерк расслаблен не из-за спонтанности и переизбытка импульсов, движущей силы, а просто из-за отсутствия одновременно как импульсов, энергии, так и сдерживающих сил, способности к контролю;
б) CNT не обязательно свидетельствует о медленной скорости. CNT может встретиться и в быстром, спонтанном почерке. В этом случае почерк контролируем не из-за зажатости и переизбытка сдерживающей силы комплексов, а просто вследствие критичности, сдержанности, способности к контролю - при сильных импульсах и энергичности. Итак, как формируется и в чем выражается графически скорость почерка? Для удобства усвоения эту информацию предлагаю вам в форме двух таблиц (табл. 3, 4). Таблица 3.
Общие сведения о скорости почерка


Таблица 4. 10 основных признаков, определяющих скорость почерка

Важно! Нормальный, зрелый почерк (личность) будет иметь 5-б признаков из быстрого. Менее признаков - почерк начинает считаться медленным. Более признаков быстрого темпа - скорость хорошая при условии, что почерк спокоен, ясен и читабелен.
Анализ качеств посредством особенностей скорости Мы подошли к самой главной и самой интересной таблице скорости почерка: к психологическим интерпретациям (табл. 5). Это означает, что мы начинаем постепенно соприкасаться с настоящей практикой.
Теоретический материал, необходимый для понимания фактора скорости в почерке, мы уже усвоили и научились определять самостоятельно основные признаки скорости, поэтому теперь можно приступить к изучению таблицы интерпретаций. Ознакомьтесь с таблицей (заучивать не нужно, она всегда перед вами) и приступайте к самостоятельной работе. Задание заключается в том, чтобы, используя знания критериев быстрого и медленного почерка, определить степень выраженности скорости в произвольных образцах (это вы уже пытались определять выше) и затем - отметить или выписать
присущие автору каждого почерка характеристики.
Образцы почерка для этого задания расположены после таблицы интерпретаций. В заключение, перед тем как вы приступите к своему первому практическому упражнению, важная подсказка: помните о принципах работы с графологическими таблицами!
Напомню их еще раз:
• Дуализм графических элементов и закон взаимоподтверждения.
• Каждый признак может иметь несколько значений, вплоть до не связанных между
собой и даже противоположных.
• Один признак, как и единственный вид признаков, не может претендовать на истину.
• Не все значения таблиц всегда верны.
• Зависимость количества значений от выраженности явления.
• Крайность явления - смотрим с конца таблицы.
Перейти на страницу: 2
Copyright MyCorp © 2024
Google
Наш опрос
Какой из разделов добавлять в первую очередь?
Всего ответов: 69
Друзья сайта
Космический реминерализатор RemarsGel (РемарсГель) доктора Холодова Разное Create a free website
Счётчики
Яндекс.Метрика Рейтинг сайтов и каталог. Количество посетителей всего, за день Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика