Считаю важным и уместным поговорить о качестве личности, порой чрезвычайно важном и влияющем на всю жизнь человека, - о степени общительности, о коммуникативности или замкнутости. Одни люди более открыты, другие закрыты, одни непосредственные, другие - контролируют каждое свое слово. Так или иначе, у каждого из нас складывается тот или иной коммуникативный имидж, который влияет на все и прежде всего на наши взаимоотношения с окружающими, как с более близким нам кругом общения, так и с более дальним - с обществом вообще. Являются ли коммуникативные качества людей врожденными? Поскольку в личности слишком много завязано на врожденных особенностях темперамента, нервной системы, характере реакций на раздражители, склонности, например, к экстравертности или интровертности и т. д. - то и здесь можно утверждать, что эти способности изначально заложены в нас. Однако во многом присутствует и влияние внешних факторов, например воспитания, среды, в которой формировалась личность. Часто, как это ни наивно звучит, простой добротой, улыбкой, общительностью и открытостью человек может достичь в жизни многого. Почему? Потому что искренность, открытость и неподдельное доверие, интерес к другому всегда ценятся. Мудрые слова «улыбнись миру - и он улыбнется тебе» - истинная правда. Таким людям, легким в коммуникации, во много раз проще в жизни, часто они выглядят «везучее», такое впечатление, что им все легче дается, у них больше друзей… Разумеется, мы не говорим о другой крайности общительности - об отсутствии «хорошего вкуса», меры в общении или фамильярности. Непосредственность отнюдь не означает бесцеремонность! Здоровая общительность в почерке в целом выражается в центрифугальных движениях, в достаточно высокой скорости письма, в живости штрихов, чувствуется свободная беглость и прогрессирующие движения. Форма букв подвижная, гибкая, цельная либо с тенденцией к округлости, самобытна, но не слишком нестандартна в сравнении с прописными буквами, щедрая, просторная организация текста в пространстве.Необщительность мы можем заметить в несоответствии описанным выше особенностям письма, то есть движение будет намного более сдержанное и скованное, с центрипитальной (центростремительной) тенденцией, с намного большим прикладываемым волевым контролем и упорядоченностью. Организация в пространстве будет экономна и, главное,более равномерна, интервалы тесноваты. Порой написанный таким образом лист может вызвать ассоциацию с взятой из книжки печатной страницей. Форма же может иметь индивидуальный стиль, но без преувеличений и быть простой. Если же упомянуть о крайностях, то общительность, или экстравертность, переходящая уже в истеричный склад, в почерке проявится в чрезмерно преувеличенном либо аномальном движении. Буквы крупны либо непредсказуемо меняющие размер. Форма - с характерными преувеличениями или чертами вульгарности либо искусственная, может бытьтакже смазанная или нечитабельная. Организация сбивчива, с экспансией на листе.О крайней необщительности, до замкнутости и обсессивности, свидетельствует прежде всего очень механический, монотонный, однообразный и безжизненный почерк. Для него будет характерно постоянство во всех его графических признаках. Движение будет выглядеть застывшим и напряженным. |