Actionteaser.ru - тизерная реклама
Всё для всех - медицина
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Как преодолеть чувство беспокойства [2]
В книге Дейла Карнеги даются проверенные на практике рекомендации по устранению чувства тревоги, беспокойства.
Основные положения, которые необходимо знать о чувстве беспокойства [3]
Основные положения, которые необходимо знать о чувстве беспокойства, описанные в книге Дейла Карнеги
Основные методы анализа чувства беспокойства [3]
Основные методы анализа чувства беспокойства, описанные в книге Дейла Карнеги
Как изжить привычку к беспокойству прежде, чем оно надломит вас [6]
Как изжить привычку к беспокойству прежде, чем оно надломит вас в книге Дейла Корнеги
Семь правил выработки такого умонастроения, которое принесет вам душевное спокойствие и счастье [7]
Семь правил выработки такого умонастроения, которое принесет вам душевное спокойствие и счастье в книге Дейла Корнеги
Как уберечь себя от беспокойства из-за критики [2]
Как уберечь себя от беспокойства из-за критики в книге Дейла Карнеги
Дейл Карнеги Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей [4]
Эта книга поможет вам приспособиться в окружающем мире
Девять советов, как извлечь наибольшую пользу из этой книги. [1]
Девять советов, как извлечь наибольшую пользу из этой книги.
Основные приемы при сближении с людьми [3]
Основные приемы при сближении с людьми
ЛИЗ БУРБО. Чувственность и сексуальность. [66]
Откровенные ответы на свои самые болезненные вопросы, касающиеся интимной жизни.
Шесть способов располагать к себе людей. [7]
Шесть способов располагать к себе людей в книге Дейла Карнеги
ЛИЗ БУРБО.Половое влечение [18]
ЛИЗ БУРБО.Половое влечение
ЛИЗ БУРБО.Обязательства и верность [20]
ЛИЗ БУРБО.Обязательства и верность
ЛИЗ БУРБО Эдипов комплекс [13]
ЛИЗ БУРБО Эдипов комплекс
ЛИЗ БУРБО Гомосексуализм [13]
ЛИЗ БУРБО Гомосексуализм
ЛИЗ БУРБО.Инцест и изнасилование [24]
ЛИЗ БУРБО.Инцест и изнасилование
ЛИЗ БУРБО.Болезни и расстройства [15]
ЛИЗ БУРБО.Болезни и расстройства
Маргарита Ильина Психологическая оценка интеллекта у детей [43]
Маргарита Ильина Психологическая оценка интеллекта у детей
Популярные методики и тесты в психологии [109]
Психология почерка [34]
Предлагаемый материал основан на экспертных знаниях, личном профессиональном опыте и преподавательской деятельности
Психологические рисуночные тесты [52]
По рисункам человека можно определить склад его личности, понять его отношение к разным сторонам действительности. Рисунки позволяют оценивать психологическое состояние и уровень умственного развития, диагностировать психические заболевания.
Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей [30]
В настоящее время все большее внимание привлекают проблемы изучения психологических причин нарушений поведения у детей различных возрастов, разработки программ психопрофилактики и коррекции
Общая психология [117]
Психология.Конфликты [21]
Сегодня никому не надо доказывать, что проблематика, связанная с изучением конфликтов, имеет право на существование. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники – словом, все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.
Семейная психология [2]
Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Для общества вопрос о знании этих социальных институтов и умениинаправлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от их состояния в значительной мере зависит воспроизводство населения, создание и передача духовных ценностей.
Форма входа
Поиск
Реклама
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Облако
 Новинки на сайте
Главная » Статьи » Психология » Психология почерка

Графология
Графология - прочно зарекомендовавшая себя в Европе, Америке и Израиле технология психодиагностики. Графологический анализ базируется на понимании того, что почерк формируется мозгом и в большей степени, чем моторикой, определяется подсознательными процессами. В процессе письма рука является лишь инструментом мозга, личности пишущего. Научная графология основана на физиологических, психологических, психопатологических и других знаниях, а также научных исследованиях в перечисленных областях и богатом статистическом материале.
Примечание: интересные эксперименты, подтвердившие связь мозга и почерка, были проведены с помощью гипноза, также - с помощью измерения процента алкоголя в крови пишущего.
Графология - наука или искусство?
Пожалуй, если постараться дать наиболее точное определение графологическому анализу, правильнее всего было бы сказать, что он заключает в себе элементы и того и другого.
Графология системна, основана на исследованиях, наблюдениях и изучении закономерностей, а также на специальных экспериментах. Теоретической базой графологического метода являются многочисленные научные труды. Графология научна также и в том смысле, что позволяет подтверждать теоретические предположения на практике. Этим она выгодно отличается от некоторых других направлений психодиагностики, где доказать теоретические утверждения и предлагаемые классификации личности весьма затруднительно.
С точки зрения используемых понятий, графология использует терминологию ряда психологических дисциплин - от теории личности до психопатологии. Это возможно потому, что она отлично коррелирует с основными учениями классической психологии, частично опираясь на них. Конечно же, важно понимать, что графология (как и некоторые другие психологические и медицинские дисциплины) не является точной наукой в математическом смысле слова.Несмотря на теоретическую базу, системность, обоснованность, таблицы и т. д., - полноценный графологический анализ почерка невозможен без участия живого специалиста,чей опыт и психологическое чутье незаменимы для наиболее точного понимания различных сочетаний и нюансов признаков в почерке.Одного логического подхода недостаточно; требуется способность увидеть и сложить из многочисленных признаков целостную картину исследуемой личности.
Поэтому процесс обучения графолога требует длительной практики, чтобы, во-первых, приобрести «наметанный глаз» в опознании нюансов почерка, а во-вторых, научиться эффективно сопоставлять эти признаки между собой.
Таким образом, графология содержит в себе и элемент искусства!В частности, необходима немалая доля профессионального чутья, интуиции. Поскольку каждое из многочисленных явлений в почерке не имеет одного значения, так как это зависит от сочетаний, выраженности явлений и т. д., - то необходим целостный подход.
«Чистая математика» ошибется, так как в данном случае совокупность признаков может равняться иному, чем просто их сумма!Человеческая интуиция, основанная на опыте и знаниях, необходима здесь в той же мере, как она необходима врачу при постановке диагнозов. Медицина - тоже неточная наука и часто медицинский справочник симптомов не может заменить живого специалиста, при этом может подвести. По аналогии с определением состояния здоровья человека, когда делать выводы только по наличию температуры или тошноты не имеет смысла, а для специалиста недопустимо, так и в графологии - невозможно делать выводы по одному-другому явлению («симптому») в почерке, который как правило имеет несколько различных позитивных и негативных значений. В связи с указанными особенностями, до сих пор нет ни одной безошибочно работающей программы для анализа почерка. Подобно многим областям, требующим не только знаний, но и личных навыков их применения (например, медицина, психология, некоторые прикладные дисциплины), анализ почерка практически не поддается компьютеризации. Несмотря на большой соблазн изобрести компьютерную программу для автоматического анализа почерка, пока качественная программа также нереальна, как и использование полиграфа без полиграфолога, или использование данных анализов, обследований и лечение без живого врача.Абсурдно полагаться на «опыт и интуицию» машины, оценивающей такие тонкие материи, как взаимосвязанные или противоречивые особенности личности лишь по произвольно введенным простым отдельным данным. Не говоря о составлении «на выходе» по-настоящему адекватного и последовательного анализа, а не бессмысленного набора цифр или противоречивых качеств, - будет просто непонятно, что с этим всем делать. Соблазн просто «написать программку» велик, но слишком многое, если не все, зависит от уровня квалификации, проницательности, понимания самого человека, обрабатывающего данные - нет гарантии, что программа не придет к недостоверным частично или даже полностью, выводам.
Сейчас идет серьезная работа по созданию такой компьютерной системы, но это будет именно вспомогательная программа для опытных графологов. Она сможет здорово оптимизировать процесс анализа для специалиста, однако, ни в коем случае не дать «легкое решение», заменяющее эксперта. Несколько имен, значимых в графоанализе
Целью данной книги не является подробное исследование и анализ развития графологии в исторической перспективе. Однако, поскольку многие открытия, термины и подходы, рассматриваемые в этой и других моих книгах, обязаны своим появлением конкретным ученым, первооткрывателям и исследователям в мировой графологии, считаю своим долгом упомянуть имена хотя бы некоторых, наиболее значимых исследователей в нашей науке.
Жан Ипполит Мишон: изобрел «признакологию», затем - понятие «графология». Собрал всю информацию, которая была тогда (XIX век) по этому предмету. Мишон впервые поставил графологию на рельсы научных и систематизированных исследований. Мишон предполагал, что каждый признак в почерке имеет единственное значение, а отсутствие признака означает отсутствие черты характера. Понимание того, что найденные признаки нужно обосновать общим сочетанием признаков, то есть общей картиной, а не отдельными элементами в почерке, появилось позже.Примечание: сегодня мы знаем, что общая картина почерка позволяет выявить у каждого из его признаков несколько значений. Так, доброта может проистекать из искреннего отношения человека к окружающим, или быть обусловлена личными эгоцентрическими интересами, или маскировать слабость духа и беззащитность: если человек безответный, не способный отказать окружающим, речь идет не об умении отдавать (что является показателем истинной доброты), а об «отдавании», то есть об уступке (показатель слабости)!Крепье Жамен: считается по праву отцом-основателем французской графологической школы. Главный вклад в науку - открытие «закона результата»: поскольку есть качества личности, не выявляющиеся через отдельные графические признаки, можно прийти к ним через сочетания нескольких черт личности.
Например:
• «отдых» + «разумение» + «спокойствие» = «терпение»;
• «слабая воля» + «изнеженность» + «глупость» + «фантазии» = «леность личности».
Кроме того, Жамен открыл, что сам факт отсутствия определенного графического признака в почерке не свидетельствует об отсутствии какой-то черты (характеристики) в личности автора этого почерка.
Точка зрения Жамена на почерк как на единое целое (гештальт-подход) привела его к выводу: у определенного графического признака не существует строго постоянного характерного значения; графический признак может получить несколько различные значения в зависимости от специфики каждого конкретного почерка. Другими словами, постоянное значение может быть дано какому-то признаку только в том случае, если он повторяется в определенном почерке постоянно, систематично и в той же самой форме. Жамен проводил много графологических экспериментов и исследований, в том числе статистических, и на примере сотен почерков школьников доказал, что даже дети, которые еще не являются графически зрелыми (не достигли полного автоматизма навыков письма), обнаруживают в написании (структуре) самых простых букв значительные индивидуальные различия. После этого доказал, что «форма почерка» напрямую связана с особенностями уровня развития личности человека, а также то, что никакие тренировки и упражнения в школе не смогут нейтрализовать личностные особенности в почерке человека.Людвиг Клагес (философ) вместе с Вильгельмом Прейером (психолог) и Георгом Мейером (психиатр) пришли к мысли о взаимовлиянии графологических признаков в почерке. Клагес ввел понятие «дуализм графических признаков», суть которого в следующем: значение каждого признака двойственно и определяется уровнем почерка: при высоком уровне почерка интерпретация позитивна, при низком - негативна. Клагес вводит понятия «уровень формы», «уровень почерка», «основная идея в почерке», однако использует при этом интерпретации «негативного» и «позитивного». Было бы неверно считать Клагеса (как думают некоторые) отцом немецкой графологии, поскольку, несмотря насвою известность и вклад в зарождение графологической мысли, его методы и изыскания не были по-настоящему научными, базировались на недоказуемых, еще достаточно спекулятивных основах (он предпочитал интуицию как графологический инструмент). Роберт Содек, в отличие от Клагеса, максимально реалистичен в направлении своих исследований и придерживается системности. Главным достижением Содека считается открытие скорости почерка. По утверждению Содека, только при высокой скорости может создаваться естественное письмо. Он определил графические признаки, позволяющие объективно (на основе самого почерка) определять его скорость. Открыл, что для определения общего уровня какого-либо почерка необходимо оценить, как человек справляется с проблемой письменного пространства. Содек показал, что определяющее значение для графоанализа имеет знание стандартов прописей разных стран и что нельзя игнорировать при анализе различия национальных прописей. Внес вклад в определение графических признаков неблагонадежности. Макс Пулвер: открывал принципы символизма пространственного восприятия. Показал значимость разделения на лево-право, верх-низ. Кроме того, Пулвер одним из первых начал применять принципы психоанализа в графологии. Внес вклад в определение графических признаков неблагонадежности. Карл Гросс и Роберт Хейс: каждый из ученых, независимо один от другого, пришел к открытию трех групп компонентов: движения (motion), формы (form) и организации пространства (space), представляющих собой разные аспекты в личности. Кроме того, Хейс открыл нюансы однородности в почерке и показал важное значение данного признака.Рудольф Пофаль: невролог, проводил исследования двигательного аспекта (движения в почерке) с точки зрения физиологии. Открыл «одиночное» и «комплексное» движение.
Второе - более раннее с точки зрения развития, выполняется свободным, гибким и спонтанным образом. Первое - более позднее, является более осознанным, беглость в нем прерывается серией остановок. На основе этих видов движения Пофаль вывел пять основных «степеней жесткости», определяющих психофизическое напряжение человека: от степени расслабленности и свободы - до степени высокой законтролированности и зажатости. Каждой из пяти степеней напряжения соответствует свой специфический отдел мозга. Первая степень, «недостаток твердости», характеризуется дефицитом контроля, отсутствием «внутреннего стержня», нехваткой витальности и инфантильностью. Заключительная, пятая, степень, «крайняя жесткость», - это зажатый, искаженный, спазматический почерк, указывающий на большую эмоциональность, неуверенность, неспособность принимать решения и безответственность. Между крайностями находятся средние степени:третья степень свидетельствует о внутренней устойчивости, самообладании, балансе, хороших адаптивных способностях и т. д. Каждой из пяти степеней напряжения соответствуют и свои особенности личности.Вильгельм Хегер: занимался исследованием качества линии (штриха). Линия - основополагающая составляющая почерка, которая напрямую связана с инстинктами его автора, с первичными движущими им - бесконтрольно, без какого-либо сознательного вмешательства самого человека - силами. Процесс создания линии со своими специфическими свойствами неподвластен пишущему, поскольку не происходит сознательно. Сознательный,представительный аспект почерка определяется по форме, размеру, распространению (в ширину и на листе), и, конечно же, сознательно само содержание текста.
Система Хегера основывается на четырех характеристиках, связанных с качеством линии:
1. Нажим: аспект восприятия окружающей действительности, подхода к решению проблем.
2. Качество штриха: четкость-нечеткость линии. Качество штриха управляется психическим механизмом активность-пассивность, от функции ощущений и до четкости и самостоятельности мышления.
3. Движение штриха: доминантность прямых либо круговых движений; сообщает, в какой степени личность способна распоряжаться своей жизнью. Может свидетельствовать о самостоятельности, легкости в принятии решений либо об отсутствии практичности, о фантазиях - для такой личности лист бумаги представляет собой препятствие и скорее тревожащий фактор, нежели стимул.
4. Скорость штриха: связана с интеллектом, абстрактностью мышления, мотивацией и запасом энергии, спонтанным и непосредственным подходом в своей деятельности (исключения: художественные стили, печатный, украшенный шрифт и т. д. - их анализируют с помощью других графических характеристик).Тея Штейн-Левинсон: подвела объективную основу под общеизвестные графологические явления. Создала модель диагностики CNT-RLS. Пришла к определению места «ритма» (точки баланса) в графологической системе: оно находится в центральной точке между степенями сжатости и степенями расслабления. Цепочку между сжатостью и расслаблением она разделила на семь категорий - по три ступени с каждой стороны и точка в центре, означающая равновесие. Внесла вклад в разработку психограмм в графологии. Примечание: Клагес тоже говорил о «ритме», но не смог его определить, а также указать его расположение среди графических явлений. По Клагесу, эта переменная должна была бы определяться только интуитивно, не объективно. Исраэль Одэм: по праву признан отцом-основателем современной израильской графологии. Учение Одэма о потенциях явилось эксклюзивным ноу-хау, дав мощный толчок в развитии научного графоанализа. Это единственная типология, построенная на самой графологии, в то время как остальные типологии базировались прежде всего на психологическом профиле каждого типа и лишь затем предполагали идентификацию графических явлений и синдромов, необходимых для изучения того или другого психотипа в рамках каждой конкретной типологии. Урсула Аве-Лелламант: раскрыла понятия «макроструктура» и «микроструктура» в почерке. Внесла огромный вклад в графологию детей и подростков, указав на динамический аспект развития.
Бернард Витлих: создал психограммы в графологии, обобщил известные подходы в в единую целостную систему. Двора Арэль: адаптировала графологические признаки к типологии Юнга.
Клара Роман: занималась разработкой психограмм в графологии.
Применение графологии
Графоанализ используется в области кадрового менеджмента - прежде всего это подбор персонала, головных позиций в организации, управляющей команды, оценка наиболее соответствующих кандидатов в специфических профессиях, а также оценка совместимости деловых партнеров в бизнесе.
Следующее по распространенности направление в графоанализе - обращение к нему
частных лиц:
• персональная консультация с целью разобраться в себе, в своей карьере;
• парная консультация (диагностика проблем во взаимоотношениях, проверка совместимости в паре и т. д.);
• благонадежность и личные качества третьего лица (например, няни для своего ребенка и т. д.);
• диагностика подростков и детей (использование в том числе и рисунков, проективных графических тестов).
Графологический анализ в Израиле также применяется в спецслужбах, полиции, армии, судах (судебная графология).
Чем особенна графология: преимущества перед другими методами
Любой достоверный и качественный вид психодиагностики или психологического тестирования должен отвечать следующим требованиям:
• Тестирование должно быть защищено от возможности подготовки к нему со стороны тестируемого.
• Не должно терять своей эффективности при последующих его применениях к одному и тому же лицу.
• Должно вскрывать характеристики личности, лежащие на уровне подсознания и определяющие поступки человека.
Графологическая экспертиза почерка отвечает всем вышеизложенным требованиям, включая при этом преимущества проективных методов. Для наглядности привожу сравнительную оценку с другими методами (табл. 1).
Таблица 1. Особенности графологической экспертизы

Краткое резюме приведенной выше сравнительной оценки можно свести к следующим пунктам:
• Графология - «лабораторный анализ личности», так как позволяет заглянуть в подсознание человека.
• Максимальная объективность - защита от невольной субъективности или влияния обеих сторон.
• Высокая достоверность - нельзя подготовиться.
Психомоторная основа метода. Развитие навыка почерка и отклонения от учебного стандарта Правила, законы и норма в графологии, ее точка отсчета - стандарт школьных прописей того или иного языка. Но главный предмет изучения в графологии - не стандарты и прописи (иначе она была бы уже искусством каллиграфии), а именно особенности отклонений от них. Графология занимается нестандартными, сугубо индивидуальными проявлениями личности в почерке, то есть отклонениями - будь они обусловлены исключительностью или деградацией, способностями или комплексами, особенностями мышления или мира чувств и т. д. Любое отклонение, отличие, импровизация, искажение или странность по своему определению всегда подразумевают наличие основы, стандарта, который бы позволял обратить внимание и указать на эти особенности. Эти отклонения вырабатываются не сразу,только со временем, с возрастом наше письмо становится полностью индивидуальным.
Формирование почерка и приобретение черт личной индивидуальности включает следующие этапы:
1. Этап сознательного овладения навыком письма - в начальной школе.
2. Приобретение автоматизма, инерции - в средней школе.
3. Графическая зрелость моторных навыков - после примерно 14-летнего возраста.
На этом этапе формируется индивидуальный почерк, проявляются отклонения от стандарта, почерк уже отражает не сознание, а подсознание - появляется подсознательное содержание. Его-то и можно анализировать с позиций современной графологии
Категория: Психология почерка | Добавил: Dmitrii (18.08.2013)
Просмотров: 726 | Теги: графология, Наука, психология
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2020
Это интересно
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 78
Друзья сайта
Космический реминерализатор RemarsGel (РемарсГель) доктора Холодова Разное Create a free website
Счётчики
Яндекс.Метрика Рейтинг сайтов и каталог. Количество посетителей всего, за день Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
Google