Социально-психологическая и педагогическая работа с несовершеннолетними склонными к самовольному уходу из семьи
В настоящее время образование и воспитание подрастающих поколений испытывает ряд проблем, которые трудно решать только силами школы и семьи. В условиях нестабильности общества очень велика роль социальных учреждений, таких как: школа-интернат, приют, кризисные центры. Работа с детьми в социальных учреждениях должна строиться по принципу оказания помощи и поддержки в трудной, кризисной ситуации. Она всегда предполагает два направления – оказание помощи ребенку и изменение отношений в семье. Главная задача всех специалистов – сделать всё, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, умению выживать в любых условиях, строить новые взаимоотношения с семьей и гармонично развиваться.
Рекомендации для социальных педагогов и других специалистов, работающих с детьми склонными к самовольным уходам и побегам
В процессе взаимодействия с детьми есть много сложных проблем. Одной из важных является проблема стимулирования, то есть то, как воздействовать на ребенка, чтобы добиться от него взаимного уважения и желания сотрудничать.
Одним из самых эффективных методов стимулирования является похвала. Хвалить ребенка необходимо с соблюдением основных правил:
За приложенные им усилия. Незаслуженная похвала вызывает зависть товарищей и настраивает их против взрослого;
Не следует при всех хвалить ребенка за то, что не поддерживается детским коллективом, даже если это совершенно правильное, с точки зрения взрослого, поведение. Такая похвала порождает не зависть, а агрессию;
В каждой группе всегда есть неформальная иерархия. Настойчиво хвалить детей, относящихся к группе отверженных – дело довольно опасное для них же и для отношения коллектива к взрослому. Это не значит, что их нельзя хвалить – как раз их нужно поддерживать, но мотивированно, постепенно меняя к ним отношение окружающих;
Дети охотно и преувеличенно приписывают взрослым «любимчиков», и у них действительно и обоснованно очень часто есть более приятные для них дети, но не стоит их выделять, а хвалить их нужно с учетом момента, также как и всех остальных детей.
Наряду с методами положительного подкрепления эффективными также являются и методы отрицательного подкрепления.
Учитывая реалии сегодняшнего дня, следует признать, что методы отрицательного подкрепления, в целом, еще не ушли в прошлое и потому нужно использовать их наиболее грамотно и с наименьшим педагогическим вредом, а не делать вид, что их не существует.
Простейшим и педагогически приемлемым методом отрицательного подкрепления является негативная мимическая реакция взрослого.
Однако дальше этого дело все же идет: существуют вербальные отрицательные подкрепления, различные замечания, которые и составляют наиболее распространенную, типичную форму наказания.
Следует соблюдать основные условия, чтобы наказания были наиболее эффективными:
Наказание должно быть справедливым, т.е. применяться не под влиянием плохого настроения взрослого и при полной уверенности в виновности ребенка. Если такой уверенности нет, наказывать не следует;
Наказания допустимы преимущественно за различные виды нечестности, откровенного эгоизма, агрессивности и активного высокомерия по отношению к товарищам, принимающего форму издевательства над ними. Наказания за лень менее этичны и действенны, поскольку эти недостатки чаще всего являются следствием волевого недоразвития ребенка. В этих случаях нужны не наказания, а помощь;
Особую категорию оставляют случаи конфронтации ребенка со взрослым, так называемые конфликты отношений, когда дети становятся в намеренную оппозицию: «делаю назло». Это очень сложный класс ситуаций, обычно касающийся подростков.
Идеальным вариантом, очевидно, была бы «нулевая реакция» взрослого на вызывающие выходки или иронию детей, но такая реакция не всегда реальна.
Недопустимо строить наказание на критике физических недостатков или каких-либо личностных особенностей ребенка, выставляющих его в невыгодном свете, например, неуклюжей походкой, дефектом речи и т.п. К сожалению, взрослые иногда не могут удержаться от соблазна подчеркнуть особенности ребенка.
Наказывая ребенка, взрослый должен каким-то образом показать, что его личное отношение к нему не меняется и что, в принципе, ребенок имеет возможность восстановить свою добрую репутацию.
С точки зрения современной психологии сформулированы необходимые нормы поддержки, которые должны быть заложены в профессиональной позиции взрослого, работающего с детьми:
Любовь к ребенку и, как следствие, безусловное принятие его как личности и индивидуальности; душевная теплота, отзывчивость, умение видеть и слышать, сопереживание, милосердие, терпимость и терпение, умение прощать.
Приверженность диалоговым формам общения с детьми, умение с ними говорить по-дружески, без «сюсюканья» и без панибратства, умение слушать, слышать и услышать.
Уважение достоинства и доверие, вера в предназначение каждого ребенка.
Ожидание успеха в решении проблемы, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении проблемы.
Признание права на свободу поступка, выбора, самовыражения; признание воли ребенка и его права на собственное волеизъявление (право на «хочу» и «не хочу»).
Поощрение и одобрение самостоятельности, независимости и уверенности в его сильных сторонах, стимулирование самоанализа.
Умение быть ему другом, готовность и способность быть на его стороне (выступая в качестве символического защитника и адвоката), готовность ничего не требовать взамен.
Собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.
В любой группе есть люди, которых не принимают. Поэтому детские слезы, жалобы и просьбы вещь обыденная. Однако каждый случай достоин того, чтобы взрослый оставил все свои дела и начал разбираться в том, что происходит. Не всегда просто понять, что явилось причиной переживаний ребенка и, тем не менее, необходимо сделать несколько вещей:
Успокоить плачущего, для этого важно сделать так, чтобы ребенок смог Вас услышать, затем следует предложить пройтись, или наоборот остаться в комнате один на один.
Через некоторое время, начинать разговаривать, задавая вопросы не на прямую, так как это может спровоцировать вновь слезы, а например, узнать, как ребенок себя чувствует.
После, нужно спросить ребенка, хочет ли он поговорить о том, что происходит, или разговор необходимо отложить. Если ребенок плачет и не может успокоиться, лучше оставить его в покое, отвлечь его каким-нибудь интересным делом. Ребенок успокоится и возможно сам расскажет о причине своего поведения.
Специалисту, которому предстоит работать с детьми, необходимо хорошо знать детей и их мир для того, чтобы не навредить, а помочь ребенку, чтобы сотрудничать с ним, а не конфликтовать, чтобы понимать и прощать его, быть требовательным и вести за собой, четко зная и информируя ребенка о том, куда и зачем.
Надо учиться, прежде всего, организации своего характера, воспитанию собственного поведения в различных ситуациях, усвоению специальных знаний и умений, без которых ни один взрослый не сможет быть хорошим воспитателем.
В качестве основных подходов, влияющих на адаптацию воспитанников в социальном учреждении и позволяющих избегать дезадаптации (в частности самовольных уходов из учреждения), можно предложить следующие:
Общая гуманистическая ориентация персонала детского учреждения;
Понимание детства как особой ценности, того, что ребёнок нуждается в защите,
воспитаний, обучений и имеет право на материальное обеспечение. Просто потому, что он еще маленький, остался без родителей и его защищает закон;
Установка на помощь детям в «трудной жизненной ситуации»;
Четкое понимание возрастных особенностей не на житейском уровне, а на научном;
Знание новообразований, ведущей деятельности, возрастных задач, типичных поведенческих проявлений детей разного возраста необходимо для правильного воспитания;
Понимание того, что «общение со взрослым – необходимое условие психического и личностного развития ребенка»;
Выявление и социально-психологическая работа с личностными трудностями ребенка;
Целенаправленное формирование окружения ребенка, как взрослого, так и детского, на основе духовных и социальных ценностей;
Своевременность социальной, педагогической и психологической помощи ребенку. |