Для проведения исследования потребуются таблицы Горбова - Шульте размером 49 х 49см с цифрами от 1 до 25 черного и от 1 до 24 красного цвета (рис 2), секундомер и указка. Обязательно заранее подготовить протокол с целью регистрации в нем времени и ошибок при поиске цифр
Порядок
работы. Занятие проводится индивидуально с каждым
испытуемым. Перед ним вертикально на столе устанавливается черно-красная таблица,
дается указка и сообщается инструкция: «На таблице 25 черных цифр
от 1 до 25 и 24 красные цифры от 1 до 24.Нужно показывать и называть черные
цифры в возрастающем порядке
от 1 до 25, а красные ‑ в убывающем порядке от 24 до 1. Необходимо вести счет попеременно: сначала называть черную цифру, потом красную, затем вновь черную, а за ней
красную до тех пор, пока счет не
будет окончен. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок». Экспериментатор в
протоколе фиксирует время отдельно по
каждому из пяти этапов (по десять цифр на каждый этап) и ошибки испытуемого следующих типов: замена порядка ‑ ошибка,
при которой испытуемый цифры, называемые им в возрастающем порядке, начинает называть в убывающем
порядке, и, наоборот; замена цифры ‑ изменение ее порядкового номера: вместо 23 называет 21; замена цвета ‑ вместо черной
называет и показывает цифру красного
цвета.
Время выполнения задания приблизительно 90 сек.
Обработка результатов: Увеличение
времени и количества ошибок от 1 к 5 интервалу свидетельствует об истощаемости
нервных процессов, и замедления их подвижности к концу выполнения задания. При
обработке результатов рассчитывается общий показатель переключения
внимания, равный сумме показателей по пяти этапам. Для его вычисления необходимо
определить успешность выполнения задания
«поиск цифр с переключением» для каждого этапа отдельно. Единый оценочный критерий, отражающий показатель переключения
внимания, равен времени поиска цифр с учетом совершенных ошибок. Он рассчитывается по формуле: А
= Т - С, где А ‑ показатель переключения внимания, Т и С ‑ балльные оценки времени и ошибок
соответственно. Балльные
оценки времени и ошибок по переключению внимания даны в табл. 3,4.
Для
сопоставления межмодальных аттенционных характеристик необходимо
осуществить перевод индивидуального показателя переключения внимания
в шкальные оценки (табл.1.3).
Анализ
экспериментальных данных имеет смысл осуществлять в нескольких
направлениях. Во-первых, необходимо, в результате сопоставления данных,
сделать вывод о наличии или отсутствии возрастных различий по обследуемым
группам в целом. Во-вторых, следует решить вопрос о
степени выраженности индивидуальных различий,
то есть, в какой мере отличаются данные, полученные при обследовании одного испытуемого, от
среднегрупповых показателей. И, наконец, в-третьих, если мы имеем
экспериментальные данные по развитию
других характеристик внимания, можно осуществить интериндивидуальный анализ, соотнеся между собой величины шкальных оценок по различным свойствам
внимания.
|