Метод исследования построен на теории психомоторной
связи. Для регистрации состояния психики используется
исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки — зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М.Сеченову всякое представление, возникающее в психике, любая
тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением
(буквально: «Всякая мысль заканчивается движением»).
Если реальное движение по какой-то причине не
осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется
определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного
движения (на представление — мысль). Так, например, образы
и мысли — представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение
в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось
бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с
помощью рук — ударить, заслониться. Тенденция движения имеет
направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление,
подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо
полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую
тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или
идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью.
На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая
сторона (соответствующая доминантной
правой руке) — с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.
Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.
По своему характеру тест «Несуществующее животное» относится к числу
проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа
может быть представлен в описательных формах. По составу
данный тест — ориентировочный и как единственный метод
исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.
Инструкция: "Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим названием».
Показатели и интерпретация
Положение рисунка на листе. В
норме рисунок расположен по средней линии
вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего
взять белый или слегка кремовый, неглянцевый. Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.
Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем ближе, тем более
выражение) трактуется как высокая самооценка, как недовольство
своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны
окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция
к самоутверждению.
Положение рисунка в нижней части — обратная тенденция:
неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность,
нерешительность, незаинтересованность в своем положении в социуме,
в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
Центральная часть фигуры (голова или
замещающая ее деталь).
Голова повернута вправо —устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется — осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих тенденций.
Голова повернута влево — тенденция к рефлексии, к
размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть
замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко
также боязнь перед активным действием и нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности — следует решить дополнительно.)
Положение «анфас», т.е. голова направлена на рисующего (на себя), трактуется как эгоцентризм.
На
голове расположены детали, соответствующие органам чувств —
уши, рот, глаза. Значение детали «уши» — прямое: заинтересованность в
информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно
по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает
ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки
или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие
эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ — как чувственность;
иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка
и губ, особенно — зачерченный, трактуется как легкость возникновения
опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами — вербальная
агрессия, в большинстве случаев — защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок
зачерченного рта округлой формы (боязливость, тревожность).
Особое значение придают глазам. Это символ присущего
человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой
радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы — истероидно-демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные
черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы — также
заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой
и манерой одеваться, придание этому большого значения.
Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер
головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало
(возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.
На голове также бывают расположены дополнительные детали: например, рога — защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками — когтями, щетиной, иглами — характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья — тенденция к самоукрашению, к самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически — чувственность, подчеркивание своего пола и,
иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.
Несущая, опорная часть фигуры (ноги, лапы, иногда
— постамент). Рассматривается основательность этой части по отношению к
размерам всей фигуры и по форме:
а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирования суждения, опора на существенные
положения и значимую информацию;
б) поверхностность суждений, легкомыслие в выводах и
неосновательность суждений, иногда импульсивность принятия решения (особенно
при отсутствии или почти отсутствии ног).
Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно,
тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе — это характер
контроля за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и
однонаправленность формы ног, лап, любых
элементов опорной части — конформность суждений и установок в принятии решений,
их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и
положении этих деталей — своеобразие установок и суждений, самостоятельность и
небанальность; иногда даже творческое начало
(соответственно необычности формы) или инакомыслие (ближе к патологии).
Части, поднимающиеся над уровнем фигуры. Могут
быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек — кудрей;
цветково-функциональные детали — энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, «самораспространение» с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа — крылья или щупальца и т.д.) Украшающие
детали — демонстративность, склонность обращать па себя
внимание окружающих, манерность (например, лошадь или ее несуществующее
подобие в султане из павлиньих перьев).
Хвосты. Выражают отношение к собственным
действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции — судя по
тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты
повернуты вправо — отношение к своим действиям и поведению. Влево
— отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям,
к собственной нерешительности. Положительная и отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты,
состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, на особенно пышные
хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.
Контуры фигуры. Анализируются по
наличию или отсутствию выступов (типа щитов,
панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии, контура.
Это защита от окружающих, агрессивная — если она выполнена
в острых углах; со страхом и тревогой — если имеет место затемнение, «запачкивание» контурной линии; с опасением, подозрительностью — если поставлены щиты, «заслоны», линия удвоена. Направленность такой защиты — соответственно пространственному расположению: верхний контур фигуры — против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур — защита против насмешек, непризнания, отсутствия
авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые
контуры — недифференцированная опасливость и готовность к самозащите
любого порядка и в разных ситуациях; то же самое — элементы
«защиты», расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом
корпусе животного. Справа — больше в процессе деятельности
(реальной), слева — больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.
Общая энергия. Оценивается количество
изображенных деталей — только ли необходимое количество,
чтобы дать представление о придуманном, несуществующем
животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с
заполненным контуром, без штриховки и дополнительных
линий и частей, просто примитивный контур, — или имеет
место щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих
конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем
больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых),
тем выше энергия. В обратном случае — экономия энергии, астеничность
организма, хроническое соматическое заболевание. (То же
самое подтверждается характером линии — слабая паутинообразная линия, «водит карандашом по бумаге», не нажимая на него.) Обратный же характер линий - жирная с нажимом — не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) — резкая тревожность.
Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен
таким образом (т.е. к чему привязана тревога).
Оценка характера линии (дубляж
линии, небрежность, неаккуратность соединений,
«островки» из находящих друг на друга линий, зачернение
частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной
оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же — фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.
Тематически животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошек). Это отношение к собственной персоне и к своему «Я», представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.) В данном случае рисуемое животное — представитель самого рисующего.
Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, — свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности «очеловечивания» животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и т.п.
Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной
деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии — когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков — вымени, сосков, груди при человекообразной фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.
Фигура круга (особенно —ничем не заполненного)
символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость,
закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе
окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие
рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для
анализа.
Обратить внимание на случаи вмонтирования механических
частей в тело «животного» — постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного — рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов.
Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре
элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму
«готового», существующего животного (люди, лошади, собаки,
свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается «готовая»
существующая деталь, чтобы нарисованное животное стало несуществующим — кошка с
крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в
форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок.
Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, «бегемот», «мухожер» и т.п.) Другой вариант — словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или
окончанием ("ратолетус" и т.п.) Первое - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе — демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия
поверхностно-звуковые без всякого осмысления («лялие»), знаменующие легкомысленное
отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие
аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в
суждениях над рациональными.
Наблюдаются
иронически-юмористические названия («риночурка»,
«пузыренд» и т.п.) — при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («тру-тру», «лю-лю», «кус-кус» и т.п.) Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена
обычно удлиненными названиями («аберосинотиклирон», «гулобарниклетамиешиния»,
и т.п.). |