Цель работы. Определение
объема кратковременной и долговременной памяти.
Контрольные задачи.
Определить объем кратковременной и долговременной памяти у каждого студента
учебной группы путем определения числа запомнившихся слов после каждого из пяти
зачитываний исследователем 20 текстовых слов.
МЕТОДИКА 1. Заучивание 20
текстовых слов
Ход работы: Экспериментатор
зачитывает 20 слов. Не должно быть слов, которые обозначают предметы,
окружающие испытуемого в данный момент. Испытуемый воспроизводит письменно
слова после каждого зачитывания в любом порядке (закрывая результаты предыдущего воспроизведения).
Оценка кратковременной памяти. Для оценки памяти рекомендуется построить график. На
оси ординат откладывается число запомнившихся слов, по оси абсцисс – число
повторений. Если к 5-му зачитыванию испытуемый запомнил 20 слов –
удовлетворительно, если к 3-му – хорошо. Если число слов нарастает и к третьему
зачитыванию устанавливается максимум, то это означает, что психической
истощаемости не отмечается. Если испытуемый воспроизводит мало слов и после 2 –
4 повторений количество их уменьшается, то это свидетельствует об истощаемости.
Вплетение лишних слов расценивается как один из признаков ослабления
психической деятельности.
МЕТОДИКА 2. Производится запоминание и воспроизведение
текста со смысловой связью.
Проверка долговременной памяти. Примерно через 0,5 часа просят повторить эти слова.
Воспроизведение 2/3 слов удовлетворительно. Затем проводится воспроизведение
текста со смысловой связью. Сравнивают это воспроизведение сразу после
зачитывания и через 0,5 часа с запоминанием 20 слов без смысловой связи
В протоколе и на классной доске в
виде таблицы записывают результаты исследования у различных испытуемых и делают
вывод об индивидуальных различиях памяти и значении ассоциативной (смысловой)
памяти у человека.
Анализ результатов проведенной работы. Результаты опыта запишите в виде протокола.
Сформулируйте выводы из приведенных
лабораторных исследований, сделайте резюме.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К
МЕТОДИКЕ 1. 20 предлагаемых слов и их порядковые номера.
Закройте текст, на листике
напишите слова с их порядковыми номерами.
1. Украинец
2. Экономика
3. Каша
4. Татуировка
5. Нейтрон
6. Любовь
7. Ножницы
8. Совесть
9. Глина
10. Словарь
|
11. Масло
12. Бумага
13. Пирожное
14. Логика
15. Стандарт
16. Глагол
17. Прорыв
18. Дезертир
19. Свеча
20. Вишня
|
Продуктивность запоминания вы сможете вычислить по формуле:
количество правильно воспроизведенных слов
|
х 100 %
|
количество предлагаемых слов
|
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К
МЕТОДИКЕ 2. В течение 60 секунд прочитайте тест. В нем выделены жирным шрифтом
и пронумерованы 10 главных мыслей. Попытайтесь воспроизвести их, сохраняя
указанную последовательность.
В 1912 году в
Атлантическом океане произошла катастрофа. Огромный пассажирский пароход «Титаник», шедший первым рейсом из Европы в
Америку, столкнулся в тумане с
плавающей ледяной горой – айсбергом. 1) Получил пробоину и стал тонуть. 2)
«Спустить шлюпки!» - скомандовал капитан. Но шлюпок оказалось недостаточно. 3) Их хватило только на половину пассажиров. Женщины и дети – к сходням, мужчинам надеть спасательные пояса», - раздалась
вторая команда. 4) Мужчины молча отошли от борта. Пароход медленно погружался в темную холодную воду. 5)
Вот началась посадка в последнюю шлюпку.
6). И вдруг к сходням крича бросился какой-то толстяк с перекошенным от страха лицом. 7) Расталкивая женщин и
детей, он пытался вскочить в шлюпку. 8)Послышался
щелчок – это капитан выстрелил из
пистолета. 9) Трус упал на палубу мертвый. 10) Но никто не оглянулся в его
сторону.
Формула:
количество правильно воспроизведенных мыслей
|
х 100 %
|
количество выделений в тексте
|
Сложив цифры, полученные по двум
методикам, а затем разделив сумму на два, вы узнаете среднюю продуктивность
запоминания. 90–100 –отличный результат; 70-90 – очень хороший результат; 50-69
– хороший; 30-49 – удовлетворительный; 10-29 – плохой; 0-9 – очень плохой. |