Методика, предложенная Эббингаузом, применялась для
самых разнообразных целей: выявления развития речи, продуктивности
ассоциаций. С успехом может быть использована для проверки критичности
мышления.
Для проведения опытов существует множество вариантов
текстов: отдельные фразы, более или менее сложные рассказы. В
лаборатории Института психиатрии на протяжении последних десяти лет
применяется следующий текст.
Над городом низко
повисли снеговые………………
Вечером началась…………..… Снег повалил большими………….... Холодный ветер выл как……..………дикий……………… На конце пустынной
и глухой……………… вдруг показалась
какая-то девочка. Она медленно и с…………..….пробиралась по………………… Она была худа и
бедно………………… Она подвигалась медленно вперед, валенки хлябали и……………….ей идти. На ней было плохое с узкими рукавами, а на плечах………………… Вдруг девочка……………….и, наклонившись, начала что-то………………..
у себя под ногами. Наконец она стала на …………….
и своими посиневшими от…….……ручонками
стала …………………. .по сугробу.
Тест применяется при образовании не менее 7 классов.
Испытуемому предлагают просмотреть текст и вписать в
каждый пропуск ‑ только одно слово так, чтобы получился связный рассказ.
При оценке работы следует учесть скорость подбора слов,
затруднения
в подборе слов в определенных, наиболее трудных местах текста (например:
холодный ветер выл как.... или начала что-то...), а также критичность испытуемого,
т. е. его стремление сопоставлять те слова, которые он собирается вписать, с
остальным текстом. Некоторые испытуемые производят этот контроль, прежде чем
заполнят пропуск, другие ‑ исправляют и переделывают уже написанное. Однако
если испытуемый заполняет текст, а затем
беззаботно отдает его экспериментатору в качестве выполненной работы,
так, как это сделано в данном примере, то можно сделать вывод о снижении
критичности.
Больной К. Над городом низко повисли снеговые туча. Вечером
началась перестрелка. Снег повалил большими пятакам хлопья. Холодный
ветер выл как собака, дикий... На конце пустынной и глухой горе
вдруг показалась какая-то девочка. Она медленно и с тарелкой пробиралась по столовой.
Она была худа и бедно выглядела. Она подвигалась медленно вперед,
валенки хлябали и тяжело ей идти. На ней было плохое одеяло с
узкими рукавами, а на плечах мешок. Вдруг девочка испуганно и
наклонившись начала что-то кричать у себя под ногами. Наконец,
она стала на ноги и своими посиневшими от озноба ручонками стала прыгать по сугробу. |