Шкала реактивной (ситуативной) и
личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера – Ю.Л.Ханина» Данная методика позволяет сделать
первые и существенные уточнения о качестве интегральной самооценки личности:
является ли нестабильность этой самооценки ситуативной или постоянной, то есть
личностной. Результаты методики относятся не только к психодинамическим
особенностям личности, но и к общему вопросу взаимосвязи параметров
реактивности и активности личности, ее темперамента и характера. Методика также
является, как и предыдущая, развернутой субъективной характеристикой личности,
что вовсе не уменьшает ее ценности в психодиагностическом плане. Ю.Л.Ханин приводит в этой связи
мысль А.А.Ухтомского: «...Так называемые «субъективные» показания столь же
объективны, как и всякие другие, для того, кто умеет их понимать и
расшифровывать». («Физиология двигательного аппарата». Вып. 1, Л., 1927.) С
1950 года в мировой научной литературе появилось более 5000 статей и монографий
по вопросам исследования тревожности как личностного свойства и тревоги как
состояния. С годами эти два понятия постепенно сблизились в наименовании
«тревожность», разделившись в то же время в определениях: «реактивная» и
«активная», «ситуативная» и «личностная». По Ю.Л.Ханину, состояние тревоги
(или ситуативная тревожность) – обозначаемые одинаково: «СТ», – возникают «как
реакция человека на различные, чаще всего социально-психологические стрессоры
(ожидание негативной оценки или агрессивной реакции, восприятие
неблагоприятного к себе отношения, угрозы своему самоуважению, престижу). Напротив,
личностная тревожность (ЛТ) как черта, свойство, диспозиция дает представление
об индивидуальных различиях в подверженности действию различных стрессоров.
Следовательно, здесь речь идет об относительно устойчивой склонности человека
воспринимать угрозу своему «Я» в самых различных ситуациях и реагировать на эти
ситуации повышением СТ. Величина ЛТ характеризует прошлый опыт индивида, т.е.
насколько часто ему приходилось испытывать СТ. Шкала реактивной и личностной
тревожности (ШРЛТ) имеет две самостоятельные подшкалы для отдельного измерения
той и другой формы тревожности: – подшкала оценки СТ с главным вопросом о
самочувствии в данный момент и
подшкала оценки ЛТ с формулировкой о самочувствии обычно(м). Поскольку ниже тревожность оцениваться может и по
другим методикам, СТ и ЛТ имеют индексы: CT и ЛТ Результаты оцениваются обычно в градациях: до 30
баллов – низкая; 31-45 – средняя; 46... – высокая тревожность. Это не мешает на
шкале 20-80 соотнести полученные результаты с диапазонами (квартилями) нормального
распределения индивидов с различной тревожностью по параметру активности. Текст методики ШРЛТ Инструкция: В зависимости от самочувствия в
данный МОМЕНТ, укажите
наиболее подходящую для Вас цифру: «1» – нет, это совсем не так; «2» – пожалуй
так; «3» – верно; «4» – совершенно верно: Инструкция ко второй
группе суждений о самочувствии: Прочитайте (прослушайте) внимательно каждое из
приведенных ниже предложений и зачеркните (запишите) подходящую для Вас цифру
справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете ОБЫЧНО: цифры справа означают «1» – почти никогда; «2» – иногда;
«3» – часто; «4» – почти всегда.
СТ = (3,4,6,7,9,12,13,14,17,18) – (1,2,5,8,10,11,15,16,19,20)
+ 50 =Ситуативная тревожность (CT) определяется по ключу:
ЛТ – Личностная тревожность
определяется по ключу: ЛТ = (2,3,4,5,8,9,11,12,14,15,17,18,20)
– (1,6,7,10,13,16, 19) + 35 =
Понятие ситуативной (актуальной),
– то есть реактивной тревожности и понятие личностной, – то есть активной
тревожности имеют не только специальный, описанный выше, но и более общий
психологический смысл. По нашему опыту, диагностика реактивной и активной тревожности
позволяет достаточно определенно судить о проявлении основных особенностей
поведения личности в плане ее отношения к деятельности. |