Самооценка
Модификация методики Дембо-Рубинштейн
Цель: исследование самооценки учащегося.
Оборудование: бланк, выполненный из клетчатой бумаги, на котором начертаны
семь параллельных вертикальных линий длиной 10 см, каждая с точкой
посередине. Линии подписываются в соответствии со шкалируемыми качествами:
«рост», «доброта», «ум», «справедливость», «смелость», «честность», «хороший
товарищ» (перечень качеств можно изменить).
Порядок работы. Ребенку предъявляется бланк. Инструкция испытуемому:
«Представь себе, что вдоль этой линии расположены все ученики нашего класса
по... (название качества). В верхней точке находится самый... (максимум качества),
в нижней - самый... (минимум качества). Где бы ты поместил себя? Отметь
черточкой.
После самооценки по всем качествам с ребенком проводится беседа с целью
выяснения смысла, который он вкладывает в каждое из названий качества (кроме
роста), выяснения, что ему не хватает, чтобы поместить себя на самый верх линии
по определенному качеству. Ответы ребенка записываются. В беседе, таким
образом, выясняется когнитивный компонент самооценки.
Обработка данных. Шкала разбивается на двадцать частей (клеток) таким
образом, чтобы середина находилась между десятой и одиннадцатой. Отметке,
поставленной на шкале, приписывается числовое значение соответствующей клетки.
Уровень самооценки представлен от +1 до -1. Эмоциональный компонент самооценки
определяется по ее высоте, отражающей степень удовлетворенности собой.
В области положительных значений выделяется три уровня удовлетворенности
(0,3 - низкий; 0,3-0,6 - средний; 0,6-1,0 - высокий). Уровень неудовлетворенности
собой находится в области отрицательных значений. Шкала роста не учитывается,
она нужна только для того, чтобы объяснить ребенку, чего от него хочет экспериментатор.
Баллы по всем остальным шкалам суммируются и делятся на шесть. Это средний
уровень самооценки данного ученика. |