Цель: измерение степени концентрации и
устойчивости зрительного внимания с помощью методики «Перепутанные линии» (рис.1.3).
Оборудование: секундомеры, специальные бланки ).
Ход опыта. Опыт может проводиться как
индивидуально, так и в группе. Перед началом работы испытуемым зачитывается инструкция: «Перед Вами на бланке ряд
перепутанных между собой линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается
справа. Ваша задача ‑ проследить каждую линию слева направо и в той клетке, где
она заканчивается, проставить ее номер. Начинать нужно с линии 1, затем перейти
к линии 2 и т.д. до конца. Следить за линиями надо только глазами; помогать себе
пальцами, карандашом нельзя. Старайтесь работать быстро и не делать ошибок».
Если
опыт проводится коллективно, то в инструкцию добавляют: «Выполнив задание,
поднимите руку. Я сообщу Вам время, за которое Вы выполнили задание, а Вы
запишите его в нижней части бланка».
Другой
вариант проведения опыта ‑ с ограничением времени выполнения задания, после
чего дается команда «Стоп!» и работа прекращается (в зависимости от состава
испытуемых можно устанавливать 7-и или 10-минутный интервал).
При
наблюдении за выполнением задания испытуемыми экспериментатор следит за тем,
что преобладает у испытуемого ‑ установка на скорость или на точность; уверен
ли в себе испытуемый, проверяет ли себя или нет; испытывает ли трудности при
прослеживании (в начале, середине или конце задания); пытается ли он помочь
себе (несмотря на запрет) пальцем, карандашом. При этом можно фиксировать
время, за которое испытуемый прослеживает каждые 5 линий по порядку (с 1 по 5,
с 6 по 10 и т.д.), что даст возможность судить о влиянии утомления на
выполнение задания. В этом случае бланк протокола исследования такой же как для
таблиц Шульте. После окончания работы следует спросить испытуемого о том, какие
трудности он испытывал, считает ли он, что хорошо справился с заданием или нет,
и почему он так считает. Бланк методики «Перепутанные линии»
Ф.И.О.______________ Дата________
Обработка
результатов. В варианте с ограничением времени
обработка сводится к подсчету (с помощью заранее заготовленного «ключа») числа
правильно прослеженных линий (количества ошибок и числа линий, оставшихся
непрослеженными); в варианте без ограничения времени добавляется еще и время
выполнения задания. В последнем случае можно вычислить показатель успешности
выполнения задания (Y): где Т
‑ время выполнения задания (мин), N np, ‑ количество правильно прослеженных линий. Полученные
показатели интерпретируют, исходя из
того, что ошибки в прослеживании линий и медленный темп работы (большое время
поиска) при нормальной остроте зрения свидетельствует о слабой концентрации
внимания. Об устойчивости (или наоборот, истощаемости) концентрированного
внимания судят по сохранению (либо) снижению темпа работы от начала к концу
задания. После
получения индивидуальных оценок успешности (Y) или показателей количества
правильно прослеженных линий (в варианте с ограничением времени) вычисляются
соответствующие средне-групповые оценки, строятся 95%-ные доверительные
интервалы и делаются диагностические
выводы. Результаты можно сравнивать с данными, полученными на различных
контингентах испытуемых. Критерии оценки по методике
«Перепутанные линии»:
19 и более
|
-отлично;
|
4 - 9
|
- удовлетворительно;
|
10 - 18
|
- хорошо;
|
3 и менее
|
- неудовлетворительно.
|
Рис.1.3. Ключ к методике «Перепутанные
линии» |