Методика «Неоконченные предложения»
Цель: диагностика мотивации учения.
Порядок исследования. Экспериментатор зачитывает начало предложения и
сам записывает окончание предложения, которое говорит школьник.
Методика используется во 2-3 классах с каждым учащимся индивидуально.
Инструкция испытуемому. Сейчас я буду зачитывать тебе начало предложения,
а ты как можно быстрее придумай к нему продолжение.
1. Я думаю, что хороший ученик - это тот, кто...
2. Я думаю, что плохой ученик - это тот, кто...
3. Больше всего я люблю, когда учитель...
4. Больше всего я не люблю, когда учитель...
5. Больше всего мне школа нравится зато, что...
6. Я не люблю школу зато, что...
7. Мне радостно, когда в школе...
8. Я боюсь, когда в школе...
9. Я хотел бы, чтобы в школе...
10. Я не хотел бы, чтобы в школе...
11. Когда я был маленьким, я думал, что в школе...
12. Если я невнимателен на уроке, я...
13. Когда я не понимаю что-нибудь на уроке, я...
14. Когда мне что-нибудь
непонятно при выполнении домашнего задания, я...
15. Я всегда могу проверить, правильно ли я...
16. Я никогда не могу проверить, правильно ли я...
17. Если мне нужно что-нибудь запомнить, я...
18. Когда мне что-нибудь интересно на уроке, я...
19. Мне всегда интересно, когда на уроках...
20. Мне всегда неинтересно, когда на уроках...
21. Если нам не задают домашнего задания, я...
22. Если я не знаю, как решить
задачу, я...
23. Если я не знаю, как написать слово, я...
24. Я лучше понимаю, когда на уроке...
25. Я хотел бы, чтобы в школе всегда...
Обработка и анализ результатов. Первоначально каждое окончание предложения
оценивается с точки зрения выражения школьником положительного или
отрицательного отношения к одному из четырех показателей мотивации учения (1 -
вид личностно значимые деятельности учащегося (учение, игра, труд и т.д.); 2 -
личностно значимые для ученика субъекты (учитель, одноклассники, родители,
влияющие на отношение учащегося к учению); 3 - знак отношения учащегося к
учению (положительное, отрицательное, нейтральное), соотношение социальных и
познавательных мотивов учения в иерархии; 4 - отношение учащегося к конкретным
учебным предметам и их содержанию). Если окончание предложения не содержит
выраженного эмоционального отношения к показателям мотивации учения, то оно не
учитывается при анализе. Далее подсчитывается сумма положительных и сумма
отрицательных оценок данного показателя мотивации учения. Они сравниваются
между собой, и делается окончательный вывод поданному показателю.
|