Методика «Дорисовывание фигур»
Цель: изучение оригинальности решения задач на воображение.
Оборудование: набор из двадцати карточек с нарисованными на них фигурами:
контурное изображение частей предметов, например, ствол с одной веткой,
кружок-голова с двумя ушами и т.д., простые геометрические фигуры (круг,
квадрат, треугольник и т.д.), цветные карандаши, бумага.
Порядок исследования. Ученику необходимо дорисовать каждую их фигур так,
чтобы получилась красивая картинка.
Обработка и анализ результатов. Количественная оценка степени оригинальности
производится подсчетом количества изображений, которые не повторялись у
ребенка и не повторялись ни у кого из детей группы. Одинаковыми считаются те
рисунки, в которых разные эталонные фигуры превращались в один и тот же элемент
рисунка. Подсчитанный коэффициент оригинальности соотносят с одним из шести
типов решения задачи на воображение.
Нулевой тип. Характеризуется тем, что ребенок еще не принимает
задачу на построение образа воображения с использованием заданного элемента. Он
не дорисовывает его, а рисует рядом что-то свое (свободное фантазирование).1
тип - ребенок дорисовывает
фигуру на карточке так, что получается изображение отдельного объекта
(дерево), но изображение контурное, схематичное, лишенное деталей. - 2 тип - также изображается отдельный объект, но с разнообразными деталями.
- 3
тип - изображая отдельный
объект, ребенок уже включает его в какой-нибудь воображаемый сюжет (не просто
девочка, а девочка, делающая зарядку).
- 4 тип - ребенок изображает несколько объектов по воображаемому сюжету
(девочка гуляет с собакой).
- 5 тип - заданная фигура используется качественно по-новому. Если в 1-4 типах
она выступает как основная часть картинки, которую рисовал ребенок (кружок-голова),
то теперь фигура включается как один из второстепенных элементов для создания
образа воображения (треугольник уже не крыша, а грифель карандаша, которым
мальчик рисует картину).
|