Изучение темперамента школьника
методом наблюдения
Цель: определение особенностей темперамента младшего школьника.
План наблюдений.
1. Как ведет себя в ситуации, когда необходимо быстро
действовать:
а) легко
включается в работу;
б) действует со
страстью;
в) действует
спокойно, без лишних слов;
г) действует
робко, неуверенно.
2. Как реагирует на замечания учителя:
а) говорит, что
так делать больше не будет, но через некоторое время опять делает то же самое;
б) возмущается
тем, что ему делают замечания;
в) выслушивает
и реагирует спокойно;
г) молчит, но
обижен.
3. Как говорит с товарищами при обсуждении вопросов, которые его
очень волнуют:
а) быстро, с
жаром, но прислушивается к высказываниям других;
б) быстро, со
страстью, но других не слушает;
в) медленно, спокойно,
но уверенно;
г) с большим
волнением и сомнением.
4. Как ведет себя в ситуации, когда надо сдавать контрольную
работу, а она не закончена; или контрольная сдана, но выясняется, что допущена
ошибка:
а) легко
реагирует на создавшуюся ситуацию;
б) торопится
закончить работу, возмущается по поводу ошибок;
в) решает
спокойно, пока учитель не возьмет его работу, по поводу ошибок говорит мало;
г) сдает работу
без разговоров, но выражает неуверенность, сомнение в правильности решения.
5. Как ведет себя при решении трудной задачи, если она не
получается сразу:
а) бросает,
потом опять продолжает работу;
б) решает
упорно и настойчиво, но время от времени резко выражает возмущение;
г) проявляет
неуверенность, растерянность.
6. Как ведет себя в ситуации, когда он спешит домой, а педагог
или актив класса предлагают ему остаться в школе для выполнения какого-либо
задания:
а) быстро
соглашается;
б) возмущается;
в) остается, не
говорит ни слова;
г) проявляет
неуверенность.
7. Как ведет себя в незнакомой обстановке:
а) проявляет
максимум активности, легко и быстро получает необходимые сведения для
ориентировки, быстро принимает решения;
б) проявляет
активность в каком-то одном направлении, из-за этого достаточных сведений не
получает, но решения принимает быстро;
в) спокойно
присматривается к происходящему вокруг, с решениями не спешит;
г) робко
знакомится с обстановкой, решения принимает неуверенно.
Для наблюдения
по этому плану целесообразно использовать схему,отмечая знаком "+”
соответствующие реакции для каждого пункта плана.
Схема наблюдения за
темпераментом школьника.
Вариант
|
Пункты плана наблюдений
|
реакции
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
а
|
|
|
|
|
|
|
|
б
|
|
|
|
|
|
|
|
в
|
|
|
|
|
|
|
|
г
|
|
|
|
|
|
|
|
Реакциям
каждого пункта плана соответствуют темпераменты:
а)
сангвинический;
б)
холерический;
в) флегматический;
г)
меланхолический.
Обработка данных. Подсчитывается количество знаков "+” в строках, соответствующих
пунктам. Наибольшее число знаков "+” в одном из пунктов укажет примерный
темперамент испытуемого. Поскольку "чистых” темпераментов не существует, по
этой схеме можно установить и те черты других темпераментов, которые в
определенной степени присущи испытуемым.
Вывод
|