Характеристика ощущений не исчерпывается
психофизическими закономерностями. Для чувствительности органа имеет значение и
физиологическое его состояние (или происходящие в нем физиологические процессы).
Значение физиологических моментов сказывается прежде всего в явлениях адаптации, в приспособлении органа к
длительно воздействующему раздражителю; приспособление это выражается в
изменении чувствительности — понижении или повышении ее. Примером может служить
факт быстрой адаптации к одному какому-либо длительно действующему запаху, в то
время как другие запахи продолжают чувствоваться так же остро, как и раньше.
<...>
С адаптацией тесно связано и явление контраста, которое сказывается в
изменении чувствительности под влиянием предшествующего (или сопутствующего)
раздражения. Так, в силу контраста обостряется ощущение кислого после ощущения
сладкого, ощущение холодного после горячего и т. д. Следует отметить также
свойство рецепторов задерживать ощущения, выражающееся в более или менее
длительном последействии раздражений.
Так же как ощущение не сразу достигает своего окончательного значения, оно не
сразу исчезает после прекращения раздражения, а держится некоторое время и лишь
затем постепенно исчезает. Благодаря задержке при быстром следовании
раздражений одного за другим происходит слияние отдельных ощущений в единое
целое, как, например, при восприятии мелодий, кинокартины и пр.
Дифференциация и специализация рецепторов не
исключает их взаимодействия. Это взаимодействие
рецепторов выражается, во-первых, во влиянии, которое раздражение одного
рецептора оказывает на пороги другого. Так, зрительные раздражения влияют на
пороги слуховых, а слуховые раздражения — на пороги зрительных, точно так же на
пороги зрительных ощущений оказывают влияние и обонятельные ощущения (см.
дальше).
На взаимодействии рецепторов основан метод
сенсибилизации одних органов чувств, и в первую очередь глаза и уха, путем
действия на другие органы чувств слабыми или кратковременными, адекватными для
них, раздражениями.
Взаимосвязь ощущений проявляется, во-вторых, в
так называемой синестезии. Под синестезией
разумеют такое слияние качеств различных сфер чувствительности, при котором
качества одной модальности переносятся на другую, разнородную, — например, при
цветном слухе качества зрительной сферы — на слуховую. Формой синестезии,
относительно часто наблюдающейся, является так называемый цветной слух (audition coloree). У некоторых людей (например, у А. Н. Скрябина; в ряде случаев, которые
наблюдал А. Бине; у мальчика, которого исследовал А. Ф Лазурский; у очень
музыкального подростка, которого имеет возможность наблюдать автор) явление
цветного слуха выражено очень ярко. Отдельные выражения, отражающие синестезии
различных видов ощущений, получили права гражданства в литературном языке; так,
например, говорят о кричащем цвете, а также о теплом или холодном колорите и о
теплом звуке (тембре голоса), о бархатистом голосе.
Теоретически природа этого явления не вполне
выяснена. Иные авторы склонны объяснять его общностью аффективных моментов,
придающих ощущениям различных видов один и тот же эмоционально-выразительный
характер.
Взаимодействие рецепторов выражается, наконец,
в той взаимосвязи ощущений, которая постоянно происходит в каждом процессе
восприятия любого предмета или явления. Такое взаимодействие осуществляется в
совместном участии различных ощущений, например зрительных и осязательных, в
познании какого-нибудь предмета или его свойства, как-то — форма, фактура и т.
п. (Даже тогда, когда непосредственно в восприятии участвует лишь один
рецептор, ощущения, которые он нам доставляет, бывают опосредованы данными
другого. Так, при осязательном распознавании формы предмета, когда зрение
почему-либо выключено, осязательные ощущения опосредуются зрительными
представлениями.) В самом осязании имеет место взаимодействие собственно кожных
ощущений прикосновения с мышечными, кинестетическими ощущениями, к которым при
ощущении поверхности предмета примешиваются еще и температурные ощущения. При
ощущении терпкого, едкого и т. п. вкуса какой-нибудь пищи к собственно вкусовым
ощущениям присоединяются, взаимодействуя с ними, ощущения осязательные и легкие
болевые. Это взаимодействие осуществляется и в пределах одного вида ощущений. В
области зрения, например, расстояние влияет на цвет, ощущения глубины — на
форму и т. д. Из всех форм взаимодействия эта последняя, конечно, важнейшая,
потому что без нее вообще не существует восприятия действительности. |