ПРИКОСНОВЕНИЕ,
ДАВЛЕНИЕ
Ощущения прикосновения и давления тесно связаны между собой. Даже
классическая теория кожной чувствительности (основанная М. Бликсом и М. Фреем),
которая исходит из признания особых чувствительных точек для каждого вида
кожных ощущений, не предполагает особых рецепторных точек для давления и
прикосновения. Давление ощущается как сильное прикосновение.
Характерной особенностью ощущений прикосновения и давления (в отличие, например,
от болевых ощущений) является относительно точная их локализация, которая
вырабатывается в результате опыта при участии зрения и мышечного чувства.
Характерной для рецепторов давления является их быстрая адаптация. В силу этого
мы обычно ощущаем не столько давление как таковое, сколько изменения давления.
.
Чувствительность к давлению и прикосновению на различных участках кожи
различна. <...>
Но эти пороги не являются раз и навсегда фиксированными величинами. Они
изменяются в зависимости от различных условий. На тонкости кожной
чувствительности явно сказывается утомление. Она не менее очевидно поддается
упражнению. Убедительным доказательством тому могут служить те результаты,
которых достигают в этом отношении благодаря тренировке слепые.
ОСЯЗАНИЕ
Ощущения прикосновения и давления в такой абстрактной изолированности, в
какой они выступают при типичном для традиционной психофизиологии определении
порогов кожной чувствительности, играют лишь подчиненную роль в познании
объективной действительности. Практически, реально для познания
действительности существенно не пассивное прикосновение чего-то к коже
человека, а активное осязание,
ощупывание человеком окружающих его предметов, связанное с воздействием на них.
Мы поэтому выделяем осязание из кожных ощущений; это специфически человеческое
чувство работающей и познающей руки; оно отличается особенно активным
характером. При осязании познание материального мира совершается в процессе
движения, переходящего в сознательно целенаправленное действие ощупывания,
действенного познания предмета.
Осязание включает ощущения прикосновения и давления в единстве с
кинестетическими, мышечно-суставными ощущениями. Осязание — это и экстеро-, и
проприоцептивная чувствительность, взаимодействие и единство одной и другой. Проприоцептивные
компоненты осязания идут от рецепторов, расположенных в мышцах, связках,
суставных сумках (пачинниевы тельца, мышечные веретёна). При движении они
раздражаются изменением напряжения. Однако осязание не сводится к
кинестетическим ощущениям и ощущениям прикосновения или давления.
У человека есть специфический орган осязания — рука и притом главным образом движущаяся
рука. Будучи органом труда, она является вместе с тем и органом познания
объективной действительности[1].
Отличие руки от других участков тела заключается не только в том количественном
факте, что чувствительность к прикосновению и давлению на ладони и кончиках
пальцев во столько-то раз больше, чем на спине или плече, но и в том, что,
будучи органом, сформировавшимся в труде и приспособленным для воздействия на
предметы объективной действительности, рука способна к активному осязанию, а не
только к рецепции пассивного прикосновения. В силу этого она дает нам особенно
ценное знание существеннейших свойств материального мира. Твердость, упругость, непроницаемость — основные свойства, которыми
определяются материальные тела, познаются движущейся рукой, отображаясь в
ощущениях, которые она нам доставляет. Различие твердого и мягкого распознается
по противодействию, которое встречает рука при соприкосновении с телом,
отражающемуся в степени давления друг на друга суставных поверхностей.
Осязательные ощущения (прикосновения, давления, совместно с
мышечно-суставными, кинестетическими ощущениями), сочетаясь с многообразными
данными кожной чувствительности, отражают и множество других свойств,
посредством которых мы распознаем предметы окружающего нас мира. Взаимодействие
ощущений давления и температуры дает нам ощущения влажности. Сочетание
влажности с известной податливостью, проницаемостью позволяет нам распознавать
жидкие тела в отличие от твердых. Взаимодействие ощущений глубокого давления
характерно для ощущения мягкого: во взаимодействии с термическим ощущением
холода они порождают ощущение липкости. Взаимодействие различных видов кожной чувствительности,
главным образом опять-таки движущейся руки, отражает и ряд других свойств
материальных тел, как-то: вязкости,
маслянистости, гладкости, шероховатости и т. д. Шероховатость и гладкость
поверхности мы распознаем в результате вибраций, которые получаются при
движении руки по поверхности, и различий в давлении на смежных участках кожи.
В ходе индивидуального развития с самого раннего детства, уже у младенца,
рука является одним из важнейших органов познания окружающего. Младенец тянется
своими ручонками ко всем предметам, привлекающим его внимание. Дошкольники и
часто младшие школьники тоже при первом знакомстве с предметом хватают его
руками, активно вертят, перемещают, поднимают его. Эти же моменты действенного
ознакомления в процессе активного познания предмета имеют место и в
экспериментальной ситуации.
Вопреки субъективно-идеалистическим тенденциям ряда психологов (Р. Гиппиус,
И. Фолькельт и др.), которые, всячески подчеркивая в осязании момент
субъективного эмоционального переживания, стремились свести на нет
предметно-познавательное значение, исследования, выполненные на кафедре
психологии Ленинградского педагогического института, показывают, что даже у
младших школьников осязание является процессом действенного познания окружающей
действительности. Многочисленные протоколы Ф. С. Розенфельд и С. Н. Шабалина[2]
отчетливо выявляют познавательные установки ребенка в процессе осязания: он не
отдается переживанию субъективного впечатления от того или иного осязаемого им
качества, а стремится посредством качеств, которые выявляет процесс осязания,
опознать предмет и его свойства.
Обычно осязание функционирует у человека в связи со зрением и под его
контролем. В тех случаях, когда, как это имеет место у слепых, осязание
выступает независимо от зрения, отчетливо вырисовываются его отличительные
особенности, его сильные и слабые стороны.
Наиболее слабым пунктом в изолированно действующем осязании является
познание соотношений пространственных величин, наиболее сильным — отражение
динамики, движения, действенности. Оба положения очень ярко иллюстрируются
скульптурами слепых. <...> Еще, быть может, поучительнее скульптуры
слепоглухонемых детей из Ленинградского института слуха и речи, в частности
исполненные динамизма скульптуры Ардальона К., юноши, пожалуй, не менее
замечательного, чем Елена Келлер, жизнь и достижения которого заслуживают не
менее тщательного описания. Глядя на скульптуры этих детей, лишенных не только
зрения, но и слуха, нельзя не поражаться тому, сколь многого можно достичь в
отображении окружающей действительности на основе осязания.
На осязании, на деятельности
движущейся руки основывается в значительной мере весь процесс обучения слепых,
и в еще большей мере — слепоглухонемых, поскольку обучение их чтению и, значит,
овладение одним из основных средств умственного и общего культурного развития
совершается у них посредством пальпации — восприятия пальцами выпуклого шрифта
(шрифта Брайля).
Пальпация имеет применение и в восприятии речи слепоглухонемыми. «Слушание»
речи слепоглухонемыми по способу «чтения с голоса» заключается в том, что
слепоглухонемой прикладывает руку тыльной стороной кисти к шее говорящего в
области голосового аппарата и путем тактильно-вибрационного восприятия
улавливает речь.
Жизнь и деятельность многих слепых, достигших высокого уровня
интеллектуального развития и работающих в качестве педагогов, скульпторов,
писателей и т.д., в частности поразительная биография слепоглухонемой Елены
Келлер и ряд других, служат достаточно ярким показателем возможностей
осязательно-двигательной системы обучения.
' Ряд тонких психических замечаний о роли руки, главным образом правой, как
органа познания объективной действительности дал И. М. Сеченов, предвосхитивший
многое из того, что позже разработал Д. Катц. «Рука не есть только хватательное
орудие, - свободный конец ее, ручная кисть, есть тонкий орган осязания и сидит
этот орган на руке как стержне, способном не только укорачиваться, удлиняться и
перемещаться во всевозможных направлениях, но и чувствовать определенным
образом каждое такое перемещение... Если орган зрения по даваемым им эффектам
можно было бы уподобить выступающим из тела сократительным щупалам с зрительным
аппаратом на конце, то руку как орган осязания и уподоблять нечего, она всем
своим устройством есть выступающий из тела осязающий щупал в действительности» (Сеченов И. М. Физиологические очерки.
С. 267-268).
В советской литературе роли руки
как органа познания и проблеме осязания была посвящена специальная работал. Л. Шифмана: К проблеме осязательного
восприятия формы // Труды Гос. ин-та по изучению мозга им. В. М. Бехтерева.
1940. Т. XIII; его же. К вопросу о
тактильном восприятии формы // Там же. Шифман экспериментально показывает, что
рука как орган познания ближе к глазу, чем к коже, и вскрывает, как данные
активного осязания опосредуются зрительными образами и включаются в построение
образа вещи.
Шабалин
С. Н. Предметно-познавательные моменты в восприятии формы дошкольником
//Ученые записки кафедры психологии Гос. пед. ин-та им. А. И. Герцена. 1939. Т.
XVIII; Розенфельд Ф. С.
Взаимоотношения восприятия и памяти в узнавании предметов // Там же.
Читать.Кожная чувствительность.Боль
|