Ощущения движения отдельных частей тела, кинестетические ощущения
вызываются возбуждениями, поступающими от проприоцепторов, расположенных в
суставах, связках и мышцах[1].
Благодаря кинестетическим ощущениям человек и С закрытыми глазами может
определить положение и движение своих членов. Импульсы, поступающие в
центральную нервную систему от проприоцепторов вследствие изменений,
происходящих при движении в мышцах, вызывают рефлекторные реакции и играют
существенную роль в мышечном тонусе и координации движений. Всякое выполняемое
нами движение контролируется центростремительными импульсами с проприоцепторов.
Выпадение проприоцептивных раздражений влечет за собой поэтому более или менее
значительное расстройство координации движений. Отчасти это нарушение
координации может коррегироваться зрением. Кинестезия вообще находится в тесном
взаимодействии со зрением. С одной стороны, зрительная оценка расстояний
вырабатывается под контролем кинестетических ощущений; с другой стороны,
вырабатывающиеся у нас в опыте, на практике зрительно-двигательные координации
играют очень существенную роль в наших движениях, выполняемых под контролем
зрения. В соединении со зрением, осязанием и т. д. кинестетические ощущения
играют существенную роль в выработке у нас пространственных восприятий и
представлений.
Роль мышечного чувства в воспитании зрения, слуха и других чувств одним из
первых была подмечена выдающимся русским физиологом И. М. Сеченовым. В ряде
работ и особенно в своей известной статье «Элементы мысли» Сеченов показал, что
пространственное видение, глазомер осуществляются, во-первых, с помощью
проприоцепторов глазных мышц, во-вторых, путем многократного сочетания оценки
расстояний глазами и руками или ногами. По мнению Сеченова, мышца является
анализатором не только пространства, но и времени:
«Близь, даль и высота предметов, пути и скорости их движений — все это
продукты мышечного чувства... Являясь в периодических движениях дробным, то же мышечное чувство становится
измерителем или дробным анализатором пространства и времени»[2].
Кинестетические ощущения всегда в той или иной мере участвуют в выработке
навыков. Существенной стороной автоматизации движений является переход контроля
над их выполнением с экстеро- к проприоцепторам. Такой переход может иметь
место, когда, например, пианист, выучив музыкальное произведение, перестает
руководствоваться зрительным восприятием нот и клавиатуры, доверяясь искусству
своей руки.
[1] Так как
подавляющее большинство проприоцептивных импульсов не осознается, можно назвать
удачным определение И. М. Сеченовым мышечного чувства как «темного».
[2] Сеченов
И. М. Элементы мысли. СПб., 1898. С. 187.
|