Сравнительный анализ структуры интеллекта у детей с ЗПР и
детей с нормальным интеллектом
В табл. 4.1 представлены результаты
исследования интеллекта детей с нормальным интеллектом и детей с ЗПР по
методике Д. Векслера для дошкольников (WPPSI).
Выявлены достоверные различия между I группой
(дети с нормальным интеллектом) и II группой (дети с ЗПР) по всем субтестам, а
также по вербальному, невербальному и общему интеллекту.
По субтесту «Осведомленность» у детей с ЗПР
результаты достоверно более низкие, чем у детей с нормальным интеллектом. Это
говорит о том, что у детей с ЗПР (II группа) недостаточный общий объем и
уровень относительно простых знаний, недостаточно сформированы направленность и
широта познавательных интересов, память и мышление. Еще большие различия
получены по субтесту «Ариф метический».
Дети с ЗПР хуже справляются с заданиями на
способности к оперированию числовым материалом, основу которого составляют
такие факторы, как способность к обучению, сообразительность, кон‑центрированность
произвольного внимания, кратковременная память.
Однако самые большие отставания у детей с ЗПР
проявились в субтестах «Сходство» и «Кубики» (рис. 4.1). Дети с ЗПР хуже
справляются с заданиями на установление сходства, с определением общих
существенных признаков понятий, которые требуют развитых способностей к
логическому обобщению, высокой степени абстрагирования и классификации,
сравнения и упорядочивания. Это свидетельствует о менее развитом словесно‑логическом
и понятийном мышлении у детей с ЗПР по сравнению с детьми с нормальным
интеллектом. Также дети с ЗПР испытывают большие трудности в конструировании
объектов, у них значительно хуже развито пространственное воображение.
Наибольшие различия обнаружены в субтестах «Осведомленность», «Понятливость»,
«Словарный», «Дома животных», «Недостающие детали», «Геометрические фигуры»
(рис. 4.1).
Рис. 4.1. Интеллектуальные профили у
детей с нормальным интеллектом и детей с ЗПР по методике Д. Векслера WPPSI
Сравнительный анализ результатов по
вербальному, невербальному и общему интеллекту также показал достоверные
различия между детьми с нормальным интеллектом и детьми с ЗПР (табл. 4.1).
На рис. 4.2 видно, что вербальный,
невербальный и общий интеллект у детей с ЗПР значительно ниже, но самые большие
различия обнаружены по вербальному и общему IQ.
В табл. 4.2 представлены результаты
исследования интеллекта по I группе (дети с нормальным интеллектом) и по II
группе (дети с ЗПР) по методике WISC.
Среднегрупповые значения данных по методике Д.
Векслера WPPSIу детей I группы (с нормальным интеллектом) и II
группы (ЗПР)
Среднегрупповые значения данных по методике Д.
Векслера WISCу детей I группы (дети с нормальным интеллектом) и II
группы (ЗПР)
Рис. 4.2. Вербальный, невербальный и
общий интеллект у детейс нормальным интеллектом и детей с ЗПР по методике Д.
Beкслepa WPPSI
Здесь также выявились достоверные различия по
всем субтестам, а также по вербальному, невербальному и общему интеллекту.
Так же как и в методике WPPSI,значимо
выше различия по субтестам «Осведомленность» и «Понятливость». Для детей с ЗПР
характерны: более низкая способность делать умозаключения на основе жизненного
опыта и с опорой на здравый смысл, готовность к умственной деятельности,
самостоятельность и социальная зрелость суждений.
У детей с ЗПР более низкие результаты в умении
оперировать числовым материалом, находить сходство в предметах. То есть у них
хуже, чем у детей с нормальным интеллектом, развиты вербально‑ло‑гическое
мышление, пространственное представление, активное внимание, кратковременная
память (по субтесту «Повторение цифр») (рис. 4.3).
Однако наибольшие различия между детьми
сравниваемых групп показали субтесты «Сходство», «Повторение цифр» и «Кубики».
То есть и по методике WPPSI,и по методике WISCполучены сходные
результаты: в наибольшей степени у детей с ЗПР страдают абстрактное мышление,
функции запоминания и пространственное воображение.
Если проанализировать профили в целом, то
видно, что у детей с ЗПР показатели по всем субтестам ниже, чем у детей с
нормальным интеллектом. Особенно существенными являются различия между I и II
группами по вербальному, невербальному и общему интеллекту (рис. 4.4).
Рис. 4.3. Интеллектуальные профили у
детей с нормальным интеллектом и детей с ЗПР (по методикеWISC)
Рис. 4.4.Вербальный, невербальный и
общий интеллекту детей с нормальным интеллектом и детей с ЗПР (по методике WISC)
Сравнительный анализ интеллекта у детей с
нормальным интеллектом и детей с ЗПР по блокам методики WISC
Факторный анализ субтестов методики WISCвыявил
три блока:
I. Вербального понимания.
II. Перцептивной организации.
III. Памяти и внимания.
В блок I вошли субтесты «Осведомленность»,
«Понятливость», «Сходство», «Словарный».
В блок II вошли субтесты «Складывание фигур» и
«Кубики».
В блок III – «Арифметический», «Повторение
цифр» и «Шифровка».
Факторный анализ методики WISCубедительно
показал наличие трех факторов, и эти факторы соответствуют трем блокам.
Рис. 4.5. Показатели уровневых оценок
интеллекта по блокам у детей с нормальным интеллектоми детей с ЗПР
На рис. 4.5 представлены результаты при
делении по блокам. Если сравнить уровень интеллекта по блокам у детей с ЗПР, то
оказывается, что самые низкие результаты у них оказались по блоку вербального
понимания, а самые высокие – по блоку перцептивной организации и блоку памяти и
внимания. Это свидетельствует о том, что дети с ЗПР испытывают наибольшие трудности
в вербальном понимании, то есть они обладают недостаточно развитыми памятью и
мышлением, умением делать умозаключения на основе жизненного опыта. Снижена
способность к логическому обобщению, свободному оперированию словами родного
языка.
Уровень оценки интеллекта по блокам у детей с
нормальным интеллектом и детей с ЗПР по методике WISCпоказал, что
наибольшие различия обнаружены по блоку вербального понимания, то есть у детей
с ЗПР в меньшей степени проявляется вербальное понимание.
Наименьшие различия выявлены по блоку
перцептивной организации и по блоку памяти и внимания. Это говорит о том, что
дети с ЗПР в меньшей степени отличаются от детей с нормальным интеллектом по
способности к аналитико‑синтетической деятельности, по способности соотносить
части и целое. Также различия меньше по возможностям концентрации произвольного
внимания, сообразительности и четкости оперирования числовым материалом. В
меньшей степени различаются качество оперативной памяти и активного внимания.
Таким образом, наименьшей дифференцирующей
силой обладают блоки перцептивной организации, памяти и внимания. Различия
между детьми с нормальным интеллектом и детьми с ЗПР по этим блокам меньше по
сравнению с блоком вербального понимания. Это говорит о том, что хотя у детей с
ЗПР перцептивная организация, память и внимание ниже, чем у детей с нормальным
интеллектом, но эти различия не так высоки, как по блоку вербального понимания.
В целом можно говорить о том, что дети с ЗПР
при анализе интеллекта по блокам имеют существенно низкие результаты по
сравнению с детьми с нормальным интеллектом, несколько большие – по блоку
вербального понимания и почти одинаковые – по блоку перцептивной организации и
блоку памяти и внимания.
Заслуживает интереса тот факт, что выявленные
результаты в блоке вербального понимания ниже по сравнению со II и III блоками.
Причем это относится и к детям с нормальным интеллектом, и к детям с ЗПР.
У детей с нормальным интеллектом результаты по
блоку вербального понимания достаточно высокие, но они все же ниже, чем по
блокам перцептивной организации, памяти и внимания. У детей с ЗПР результаты по
блоку вербального понимания ниже, чем у детей с нормальным интеллектом
(различия достоверны, см. табл. 4.2.), но при сравнении по блокам оказывается,
что у детей с ЗПР результаты по блоку вербального понимания значительно ниже,
чем по блокам перцептивной организации, а также памяти и внимания.
Причиной этого может быть наличие большого
процента среди дошкольников (как с нормальным интеллектом, так и с ЗПР) детей с
речевыми проблемами.
Таким образом, можно предположить, что
дифференцированность в развитии речи у дошкольников приводит к трудностям в
формировании операций сравнения, обобщения, определения различных понятий и
явлений, понимания значения различных слов и т. д.
Еще одной причиной может выступать и
социальный фактор, в частности, занятость родителей приводит к тому, что
ребенок часто предоставлен сам себе: он смотрит телевизор, играет на компьютере
и при этом не имеет полноценного общения. Он не посещает театров, музеев, не
гуляет с родителями по городу и, таким образом, у него оказываются сниженными
общая осведомленность, кругозор, общий культурный уровень и т. д.
Кроме того, у детей из благополучных семей с
хорошим уровнем интеллекта вызывают большие затруднения вопросы из суб‑теста
«Понятливость», который требует самостоятельности в принятии решения в
конкретной жизненной ситуации: «Если в магазине нет хлеба, если потерял
игрушку» и т. п. Дело в том, что такие дети часто воспитываются в условиях
гиперопеки, когда почти все за них делают взрослые и не позволяют им проявлять
самостоятельность в действиях и поступках. Об этом же говорит и Н. Г. Лусканова
(1993).
Выводы
По сравнению с группой детей с нормальным
интеллектом у детей с ЗПР снижены показатели по всем субтестам методик WISCи
WPPSI,а также по вербальному, невербальному и общему интеллекту
(различия достоверны, р < 0,001).
В наибольшей степени у детей с ЗПР по
сравнению с детьми с нормальным интеллектом снижены показатели, характеризующие
пространственное воображение, нахождение сходства между предметами, владение
числовым материалом и функции внимания.
Данные интеллектуального развития детей с
нормальным интеллектом и детей с ЗПР по методике WPPSIразличаются на
высоком уровне значимости (р < 0,001), что свидетельствует о высокой
дифференцирующей способности этой методики, а значит и о ее надежности при
отграничении ЗПР от нормы. |