Основные термины в психологической оценки интеллекта у детей
Академический интеллект –способность ребенка к
обучению в дошкольных и школьных учебных заведениях.
Биологический интеллект –врожденная составляющая
общего интеллекта (Г. Айзенк).
Вербальный интеллект –способность к словесному
анализу и синтезу, к определению понятий, установлению сходства и различий и
т. д. Сходные по содержанию понятия: семантический интеллект,
лингвистический интеллект (Д. Векслер, Ч. Спирмен).
Идеальный интеллект –идеализированное представление
об интеллекте, которое автор теста использует при его конструировании.
Интеллект –1) общая способность к познанию и решению
проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других
способностей; 2) система всех познавательных процессов: ощущения, восприятия,
памяти и т. д.; 3) способность к решению проблем в уме, без проб и ошибок.
Понятие «интеллект» как общая умственная способность применяется в качестве
обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым
жизненным задачам.
Интеллект кристаллизованный,или «связанный»
интеллект, – интеллект, зависящий от приобретенного опыта; сводится к
системе интеллектуальных навыков, входит в состав общего интеллекта. Термин
предложен Р. Кеттелл ом.
Интеллект общий –умственная способность, влияющая на
выполнение любой деятельности, проявляющаяся в качестве, скорости и точности
решения мыслительных задач, в темпе и успешности обучения, продуктивности
профессиональной деятельности и социальной адаптивности (Ч. Спирмен).
Интеллект социальный –способность, определяющая
успешность оценки прогнозирования и понимания поведения людей (Дж. Гилфорд);
результат развития общего интеллекта под влиянием внешних социокультурных
условий (Г. Айзенк).
Интеллект текучий, «свободный», «флюидный» –врожденная
интеллектуальная способность, детерминирующая успешность приспособления к новым
ситуациям, овладение новыми знаниями, гибкость и скорость мышления (Р.
Кеттелл).
Интеллектуальная продуктивность –1) уровень
достижений в интеллектуальной профессиональной деятельности; 2) успешность
решения интеллектуальных тестов.
Интеллектуальный диапазон –прогноз вариаций
индивидуальных достижений в какой‑либо деятельности, определяемый уровнем
интеллекта.
Интеллектуальный климат –уровень интеллектуального
взаимодействия в малой группе (в семье). Термин предложен Р. Зай‑онцем.
Интеллектуальный порог –уровень общего интеллекта,
необходимый для овладения деятельностью и достижения требуемой продуктивности.
Коэффициент интеллекта (IQ) –показатель
интеллектуального развития индивида; определяется отношением умственного
возраста к хронологическому. Формула для расчета IQпредложена В.
Штерном.
Математический интеллект –измеряется тестами на
скорость и точность вычислений и успешностью решения математических задач;
положительно коррелирует с общим интеллектом.
Невербальный интеллект –способность оперировать
реальными предметами, образами предметов, изображениями; интеллект действия по
Д. Векслеру.
Поведенческий (смысловой) интеллект –способность
понимать смысл поведения других людей, оценивать реальные ситуации общения,
вести себя адекватно ситуации. Предшествует развитию других форм интеллекта.
Проявляется уже у детей 1–2 лет до овладения речью.
Практический интеллект –способность адаптироваться к
повседневным условиям существования, формировать их и делать выбор условий,
оптимальных для индивида (Р. Стернберг).
Пространственный интеллект –способность оперировать
мысленными пространственными образами, схемами, моделями реальности; включает
два фактора: 1) скорость и точность распознавания двухмерных объектов; 2)
мысленное вращение и преобразование образов в трехмерном пространстве (Л.
Терстоун).
Психометрический интеллект –способность индивида,
измеряемая тестами интеллекта, проявляемого в поведении и деятельности; его
уровень детерминируется взаимовлиянием генетических и сре‑довых факторов. В
психометрическом подходе отождествляется с общим интеллектом (Г. Айзенк).
Социология интеллекта –раздел эмпирической
социологии, изучающий влияние интеллектуального уровня социальных групп на их
поведение и структуру общества, а также влияние общества на интеллектуальное
развитие и социальную карьеру людей.
Структура интеллекта(в факторных моделях
интеллекта) – число факторов интеллекта, система отношений между ними
(зависимости – независимости, иерархия факторов и т. д.).
Тесты интеллекта –психодиагностические методики,
предназначенные для выявления уровня интеллектуального развития индивида и
определения особенностей структуры его интеллекта. Различаются монометрические
тесты интеллекта и тестовые батареи, диагностирующие как общий интеллект, так и
специальные интеллектуальные факторы.
Уровень интеллекта –показатель интеллектуального
развития, выраженный в стандартных баллах.
Фактор скоростного интеллекта –индивидуальная
скорость переработки информации центральной нервной системой; определяет
скорость и успешность решения задач независимо от их сложности.
Эмоциональный интеллект –способность осознавать смысл
эмоций и использовать эти знания, чтобы выявлять причины возникновения проблем
и решать эти проблемы (Дж. Мейер, П. Сало вей). |