Обзор возрастных
особенностей рисунка человека отражает некоторую общую тенденцию, от которой
возможны значительные индивидуальные отклонения, объясняющиеся индивидуальным
опытом людей, уровнем их художественных способностей и многими другими
причинами. Случаи опережающего развития изобразительной деятельности могут быть
связаны как с ускорением общего умственного развития, так и со специальным
обучением или специальными художественными способностями. Отставание от
возрастных норм часто свидетельствует о том, что имеются те или иные нарушения
в общем умственном развитии. Для оценки степени отставания в развитии можно
опираться на следующие приблизительные ориентиры.
Головонога можно
рассматривать как показатель нарушений в развитии изобразительной функции
начиная с четырех лет. С шестилетнего возраста признаком отставания служат
схематические рисунки, на которых отсутствует передача толщины конечностей
(подобные изображенному на рис. 2). С восьми лет признаком задержки в развитии
умения рисовать является любое чисто схематическое изображение без попытки,
хотя бы и неудачной, передать реальные формы отдельных частей тела. Вместе с тем,
упрощенная схема может встречаться вплоть до взрослого возраста при выраженном
интеллектуализме – преобладании словесно-логического мышления над образными и
эмоциональными процессами, а также при негативизме, сниженной мотивации,
формальном отношении к заданию. Во всех этих случаях схема предельно упрощена,
выглядит четко и определенно: палочковый человек, изображение туловища строго
овальное, прямоугольное или треугольное (рис. 14). При получении такого рисунка
следует попросить обследуемого нарисовать человека еще раз–теперь уже не
схематически, а более детально. Иногда бывает полезно пояснить различие между
схемой и собственно рисунком. Количественная оценка уровня выполнения задания «Рисунок
человека» может быть получена на основе одновременного учета как способа
изображения, так и числа имеющихся основных и второстепенных деталей. За каждую из основных деталей ставят по 2 балла. К основным
деталям относятся голова, туловище, глаза, рот, нос, руки, ноги; парные детали
оценивают в 2 балла независимо от того, изображены ли они обе или только одна.
1 балл ставят за каждую из следующих второстепенных деталей: уши, волосы (или
шапка), брови, шея, пальцы, одежда, ступни (обувь). За правильное количество
пальцев (по 5 на каждой руке) добавляют еще 1 балл. За пластический способ изображения – 8 дополнительных баллов; за
промежуточный (при наличии хотя бы отдельных пластических элементов) – 4 балла;
если способ изображения схематический, причем руки и ноги изображены двойными
линиями, то ставят 2 дополнительных балла. За схематическое изображение, в
котором руки или ноги изображены одинарной линией или отсутствуют,
дополнительных баллов нет. Таким образом, минимальный балл – ноль, максимальный (при
наличии всех перечисленных деталей и при пластическом изображении) – 30.
Ориентировочные возрастные нормы приведены в таблице (точка с запятой разделяет
годы и месяцы). Существенное отставание от возрастной нормы может являться
следствием нарушения интеллектуального развития.
Возраст
|
Баллы
|
3; 6 – 4;0
|
4-13
|
4;1 - 5;0
|
8-17
|
5;1 – 6 ;0
|
14 – 22
|
6;1 - 7;0
|
18 – 25
|
7;1 – 8;0
|
20-26
|
8;1 - 9;0
|
22 – 27
|
9;1 – 10;0
|
23-28
|
10;1 – 11;0
|
24-30
|
11;1 – 13;0
|
25-30
|
13;1
|
26 – 30
|
|