Полученные
результаты позволили установить отличие в особенностях личности детей с
различным уровнем вербальной агрессии. На основании проведенного анализа была
составлена типология детей различного возраста и определены значимые
независимые переменные, определяющие высокий уровень вербальной агрессии.
Тип подростка
(мальчика) с вербальной агрессией отличался регрессивным профилем с
высоким уровнем напряженности мотивационной системы в целом.
Как показал
анализ, вербальная агрессия свойственна мальчикам с четко выраженной психической
неуравновешенностью с преобладанием психотических тенденций, которая
проявляется в состоянии дезадаптации, тревожности, потере контроля над
влечениями, дезорганизации поведения. Для этих подростков характерны
психическая напряженность, нервозность, конфликтность, упрямство,
отгороженность, эгоистичность и неприспособленность.
Отличительной
особенностью детей этой группы является общая астеническая направленность
эмоциональной сферы. Здесь особое место занимают подростки с эмоциональной
нестабильностью. Их отличали не только эмоциональные переживания
астенического типа, но и проявляющиеся в почти хроническом виде чувства
тревоги, беспокойства, склонности к сомнениям, крайней нерешительности. Они
часто жалуются на собственную неполноценность, беспомощность, упадок сил, невозможность
сосредоточиться, разобраться в собственных переживаниях. Недостаток
конформности и дисциплины является наиболее частой внешней характеристикой их
поведения.
Неумение
владеть собственными эмоциями, низкая фрустрационная толерантность, неуверенность
в собственных силах приводят к появлению тревоги и страха, что в нужный момент
не хватит внутренних ресурсов, чтобы справится с существующими трудностями. В
связи с этим, выбор цели деятельности, принятие какого-либо решения или выбор
эффективного способа достижения цели для таких детей почти всегда является
трудной задачей. Поэтому они чаще предпочитают отказаться от деятельности, чем
осуществить какие-либо действия.
Но, если они
принимают решение действовать, то ведут себя очень рассудительно, обдумывая
каждое действие, сознательно контролируя выполнение намеченного плана. Вместе с
тем, всякие отсрочки и отклонения от
сконструированных ими правил и стратегии собственного поведения плохо
переносятся, вызывая новое, более сильное беспокойство, сопровождающееся
раздражением, страхом, гневом. Поэтому неудержимое стремление удовлетворить
потребность, воплотить принятое решение в жизнь ( возможно любым способом) –
вот основной мотив избавления от давления тревожной обстановки.
Кроме того,
необходимо отметить существование конфликта между осознанными и неосознанными
моральными установками в нравственной сфере, что указывает на противоречивое
отношение этих подростков к социальным стандартам и нормам.
В сфере
межличностных отношений подростки с вербальной агрессией в первую очередь
отдают предпочтение властно-лидирующему (с тенденцией к домированию, повышенным
уровнем притязаний, нетерпимым отношением к критике) и
прямолинейно-агрессивному (со склонностью к недружелюбным, враждебным и
несдержанным отношениям с окружающими,
практицизмом, упорством) стилям. Не менее распространенным является и
сотрудничающе-конвенциональный стиль, который встречается у тревожных и
зависимых людей, склонных решать собственные проблемы вытесненной
эгоцентричности и агрессивности путем перекладывания трудностей и
ответственности на других.
Тип подростка
(девочки) с вербальной агрессией отличался регрессивным мотивационным
профилем и высоким уровнем напряженности побуждений, которое свидетельствует о
неудовлетворенности потребностной сферы личности.
Вербальная
агрессия в основном характерна для девочек с высокой эмоциональной
стабильностью. Они характеризуются стандартностью, стереотипностью,
отсутствием своеобразия и оригинальности в мышлении и поведении. У них
высокая сознательность обычно сочетается
с хорошим самоконтролем эмоций.
Вместе с тем,
отсутствие индивидуальности, несамостоятельность, повышенная внушаемость
способствуют полному их слиянию со средой. Поэтому степень их социализации и
характер поведения, в значительной степени, зависят не только от них самих, но
и от группы, под влиянием которой они находятся. Попадая в асоциальную группу
эти девочки легко усваивают ее стандарты поведения.
Другой
особенностью названных девочек является повышенная импульсивность, которая
указывает на слабую волю и плохой самоконтроль над влечениями, из-за чего они
очень часто недобросовестно относятся к порученным делам.
В сфере
межличностных контактов они отдавали предпочтение в основном
властно-лидирующему стилю отношений. Он характеризуется высокой активностью,
выраженной мотивацией достижения, тенденцией к доминированию, нетерпимым
отношением к критическим замечаниям. Помимо первого, наиболее распространенного
также являются сотрудничающе-конвенциональный (компромиссное поведение,
стремление к сотрудничеству, поиски признания у авторитетных людей, компенсация
вытесненных эгоцентричности и агрессивности за счет повышенного дружелюбия) и
ответственно-великодушный (выраженная готовность помогать и сочувствовать
окружающим, гибкая ролевая "политра”, коммуникабельность, возможно, проблемы
подавленной или вытесненной враждебности) стили межличностных отношений.
Тип юноши с
вербальной агрессией отличался более выраженным регрессивным
мотивационным профилем и высоким уровнем напряжения мотивационной системы.
Дальнейший
анализ позволил выделить у юношей с вербальной агрессией симптомокомплекс психической неуравновешенности.
Несмотря на это разделив обследованных по доминирующим тенденциям в психических
состояний, возможно описать следующие типы юношей.
1. Юноши с
психотическими тенденциями. Общим
для них является повышенная напряженность и возбудимость, чрезмерная забота о
собственном престиже, болезненная реакция на критику и замечания,
самодовольство и чрезмерное самомнение.
Вместе с тем,
этих детей отличает стеничность эмоциональных предпочтений, которая отражает
склонность к проявлению активных переживаний и устойчивую конструктивную
позицию во фрустрационных ситуациях. Однако их поведение крайне нестабильно,
т.е. не обеспечивается определенными способностями к волевой регуляции эмоций
(неумением собладать собственными эмоциями) и высоким самообладанием (они,
наоборот, крайне невыдержанны).
2. Юноши с
депрессивными тенденциями. Отличительная их особенность – тоскливое
настроение, угнетенное состояние, подавленность, сниженная психическая и
двигательная активность, склонность к соматическим нарушениям. Для них
свойственна более слабая адаптация к ситуационным событиям, всевозможным
психотравмирующим переживаниям. Им трудно владеть собственными эмоциями,
малейшие трудности или неудачи надолго
"выбивают их из колеи”, они невыдержанны и с трудом скрывают свои мысли и
чувства. Однако, несмотря на плохое самообладание, эти юноши рассудительны и
рациональны.
3. Юноши с
невротическими тенденциями. Для этой категории детей характерна высокая
тревожность, возбудимость в сочетании с быстрой истощаемостью, повышенная
чувствительность к раздражителям, которая вызывает неадекватные аффективные
вспышки, проявляющиеся в реакциях возбуждения, раздражения и гнева,
направленных против кого-либо из ближайшего окружения.
Отличительной
особенностью детей этой группы является
смешанная астеническая картина эмоциональной сферы, характеризующаяся
стенической эмоциональностью (активными, деятельными эмоциональными
переживаниями), но и одновременно астеническим фрустрационным поведением
(неустойчивыми, плохоуправляемыми реакциями в трудных ситуациях). Это
проявляется в нерациональной регуляции действий, в импульсивных, необдуманных и
прямолинейных поступках, в низкой мотивации достижения, в неумении поставить
цели и найти эффективные способы их реализации.
Вместе
с тем, следует также указать на существование еще одной категории юношей,
однако, не имеющих нарушений в эмоциональной и волевой сферах.
4.
Юноши экстравертированного типа. Главной отличительной характеристикой
этих юношей является активность, честолюбие, стремление к общественному
признанию, лидерству. Их отличает почти неиссякаемая энергия, стеничность,
предприимчивость, активное достижение целей. Привлекает активная,
предпочтительно физическая деятельность. Эти юноши общительны, имеют много
друзей, в дружбе заботливы и отзывчивы, легко адаптируются в любом коллективе,
охотно берут на себя роль лидера, умеют сплотить людей, увлечь за собой. Обычно
их слушаются и подчиняются их требованиям. Этот тип юношей отличает высокая
адаптивность и гибкость поведения.
Вместе с тем.
следует отметить, что все обозначенные группы агрессивных юношей не имели
выраженных нарушений в нравственной сфере: они стремятся к соблюдению
конвенциональных норм и выполнению социальных требований, имеют стойкие
моральные принципы и стараются строго их
придерживаться.
В общении
юноши с вербальной агрессией предпочитали придерживаться властно-лидирующего
(уверенного, руководящего), сотрудничающе-ковенционального (стремление к
установлению компромиссов) и прямолинейно-агрессивного (настойчивого, упорного,
недружелюбного) стилей межличностных отношений.
Тип девушки с
вербальной агрессией отличался более выраженным регрессивным
профилем с высоким уровнем напряженности мотивационной системы.
Результаты
корреляционного анализа указывают на
отсутствие взаимосвязей между уровнем вербальной агрессии и негативными
эмоциональными состояниями. Установлено также, что вербальная агрессия
встречается у девушек, имеющих стенический эмоциональный профиль. Их
состояние отличается активными, деятельными эмоциональными переживаниями,
устойчивыми, управляемыми реакциями в трудных ситуациях.
Однако они
эффективно действуют и регулируют собственное поведение лишь при условии
высокой мотивации или поддержке других. Если они оказываются в одиночестве, или
их мотивация к выполнению действий низка, они просто прекращают начатое. В
такой ситуации девушки предпочитают самостоятельно конструировать окружающую их
действительность, создавать правила и стратегии собственного поведения.
В общении,
так же, как и юноши, девушки с вербальной агрессией придерживаются в основном
властно-лидирующего, сотрудничающе-конвенционального и прямолинейно-агрессиного
стилей межличностных отношений. |