Обобщение
полученных данных позволило определить различия в психологических особенностях
личности детей с различным уровнем физической агрессии. На основании проведенного корреляционного анализа была
составлена типология детей различного возраста и установлены значимые
независимые переменные, определяющие высокий уровень физической агрессии.
Тип подростка
(мальчика) с физической агрессией отличается регрессивным мотивационным
профилем (преобладанием мотивов поддержания над развивающими мотивами) с
высоким уровнем мотивационной напряженности, свидетельствующим о
неудовлетворенности, потребностном "дефиците” и состоянии фрустрации.
В рамках
указанного типа были выделены две категории детей.
1. Основной
отличительной особенностью первой категории мальчиков является психическая
неуравновешенность с доминированием депрессивных тенденций (Рис.15,
приложение). Психическая неуравновешенность указывает на состояние дезадаптации,
тревожность, потерю контроля над влечениями и выраженную дезорганизацию
поведения. Эти подростки характеризуются психической напряженностью,
нервозностью, конфликтностью, упрямством, отгороженностью, эгоистичностью и
неприспособленностью, часто жалуются на собственную неполноценность,
беспомощность, упадок сил, невозможность сосредоточиться, разобраться в
собственных переживаниях. Недостаток конформности и дисциплины является
наиболее частой внешней характеристикой их поведения.
Вероятной
причиной повышенной депрессивности детей этого типа является общая астеническая
направленность эмоциональной сферы. Таких подростков можно подразделить на две
группы:
а) подростки
с эмоциональной нестабильностью. Их отличают эмоциональные переживания
астенического типа, проявляющиеся в почти
хроническом чувстве тревоги, беспокойства, наклонности к сомнениям,
крайней нерешительности.
Неумение
владеть собственными эмоциями, низкая фрустрационная толерантность
неуверенность в собственных силах приводит к проявлению тревоги и страха, что в
нужный момент не хватит внутренних ресурсов, чтобы справится с существующими
трудностями. В связи с этим выбор способа достижения цели для этих детей почти
всегда является трудной задачей. Поэтому они чаще предпочитают отказаться от деятельности,
чем осуществить какие-либо действия.
Однако, если
им все же предстоит действовать, то ведут себя очень рассудительно, обдумывая
каждое свое действие и сознательно контролируя выполнение намеченного плана.
Вместе с тем, всякие отсрочки и отклонения от сконструированных ими правил и
стратегий собственного поведения плохо переносятся, вызывая новое, более
сильное беспокойство, сопровождающееся раздражение, страхом и гневом. Поэтому
неудержимое стремление удовлетворить потребность, воплотить принятое решение в
жизнь, возможно любым способом – вот основной мотив избавления от давления
тревожной обстановки.
б) подростки
с низкий фрустрационной устойчивостью. Они характеризуются активными,
деятельными эмоциональными переживаниями, но неустойчивыми, неуправляемыми
реакциями в трудных ситуациях. Их отличает смешанный астенический эмоциональный
профиль.
С точки
зрения регуляции поведения такие дети способны эффективно контролировать свою эмоциональную сферу и даже при встрече с
трудностями могут проявлять выдержку и самообладание. В отличие от предыдущей
группы эти подростки способны выбирать и ставить адекватные цели и продумывать
до мелочей способ их достижения, а также
доводить начатое действие до конца, несмотря на помехи. Подростки описываемой
группы более адаптивны, проявляя
гибкость поведения при изменении
ситуации.
Кроме того,
следует также отметить существование конфликта в нравственной сфере между
осознанными (совесть) и неосознанными (чувство вины) моральными ценностями,
что, возможно, указывает на противоречивое отношение мальчиков с выраженной
физической агрессией к нормам и правилам социального поведения, а также
неустойчивости их моральных принципов.
2.
Мальчики с высоким уровнем активности. К этой категории относятся дети
деятельные, предприимчивые, активные, инициативные, постоянно стремящиеся к
достижениям и успеху. Они с трудом переносят пассивность, их тянет к любой,
предпочтительно физической деятельности. Обладают высокой фрустрационной
толерантностью и сильной волей.
При общении с
окружающими мальчики с высоким уровнем физической агрессии отдают предпочтение
прямолинейно-агрессивному (спонтанность, упорство в достижении цели,
практицизм, чувство враждебности при противодействии к критике в свой адрес,
недружелюбие, несдержанность, вспыльчивость); властно-лидирующему (тенденция к
доминированию, повышенный уровень притязаний, нетерпение к критике, ориентация
в основном на собственное мнение, переоценка собственных возможностей) и
независимо-доминирующему (самодовольство, нарциссизм, выраженное чувство
собственного превосходства, неадекватно завышенный уровень притязаний,
выраженное чувство соперничества) стилю межличностных отношений.
Тип подростка
(девочки) с физической агрессией отличается регрессивным мотивационным
профилем (преобладанием мотивов поддержания над развивающими мотивами), а также
высоким уровнем мотивационной напряженности, состоянием неудовлетворенности.
Для
названного типа девочек характерна эмоциональная устойчивость. Их отличает спокойствие,
непринужденность, эмоциональная зрелость, объективность в оценке себя и других
людей. Они экстравертированы, активны, деятельны, инициативны, честолюбивы,
склонны к соперничеству и соревнованию. Чувствуют себя хорошо приспособленными
к жизни, при встрече с трудностями
проявляют выдержку и самообладание.
Вместе с тем
они имеют ряд недостатков – импульсивность, непостоянство в планах, слабый
контроль над влечениями, беззаботное отношение к происходящим событиям,
излишнюю самоуверенность.
Обращает на
себя внимание и конфликтность в нравственной сфере между осознанными и
неосознанными морально-этическими стандартами поведения.
Описанные
выше особенности мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной сфер
возможно приводит агрессивных девочек-подростков к реализации трех различных
тактик взаимодействия с окружающими. Для них наиболее распространенными
являются властно-лидирующий стиль межличностных отношений, характеризующийся
высокой активностью, выраженной мотивацией достижения, тенденцией к доминированию, а также прямолинейно-агрессивный стиль,
отличающийся прямолинейностью, упорством, несдержанностью, которые
сопровождаются чувством повышенной справедливости, враждебностью, обидчивостью,
нетерпеливым отношением к критическим замечаниям. Наряду с этим, достаточно
часто встречается и сотрудничающе-ковенциональный стиль, отличающийся
компромиссным поведением, стремлением к
сотрудничеству, поисками признания в глазах наиболее авторитетных людей. Данный
тип межличностных отношений, как известно, может встречаться у людей с
проблемой вытесненной эгоцентричности и агрессивности, стремящихся
преодолеть собственные трудности путем
перекладывания ответственности на плечи других, маскируя истинные намерения
повышенным дружелюбием, конвенциональностью.
Тип юноши с
физической агрессией отличается регрессивным мотивационным
профилем (преобладанием мотивов поддержания над развивающими мотивами), а также
умеренной мотивационной напряженностью.
Как показывает
анализ , физическая агрессия характерна для двух категорий детей.
1. Юноши, имеющие
четко выраженную психическую неуравновешенность с преобладанием депрессивных
тенденций. Как уже отмечалось, при наличии таких особенностей наряду с
общим состоянием дезадаптированности, высокой тревожностью, конфликтностью,
дезорганизацией поведения наблюдается общая психомоторная заторможенность,
сопровождающаяся отсутствием
настойчивости и решительности.
В сфере
эмоционально-волевой регуляции у этого типа юношей имеются существенные
трудности, связанные с неумением владеть собственными эмоциями, с низкой
фрустрационной толерантностью, несдержанностью, легкомыслием и беззаботностью.
В поступках они проявляют крайнюю осторожность стараются обдумывать и
контролировать свои действия, однако,
имеющая место неуравновешенность, перечеркивает все их усилия.
2.
Юноши экстравертированного типа. Главной отличительной характеристикой
этих юношей является активность, честолюбие, стремление к общественному
признанию, лидерству. Их отличает почти неиссякаемая энергия, стеничность,
предприимчивость, активное достижение целей. Привлекает активная,
предпочтительно физическая деятельность. Эти юноши общительны, имеют много
друзей, в дружбе заботливы и отзывчивы, легко адаптируются в любом коллективе,
охотно берут на себя роль лидера, умеют склонить людей, увлечь за собой. Обычно
их слушаются и подчиняются их требованиям. Этот тип юношей отличает высокая
адаптивность и гибкость поведения. Однако они могут испытывать некоторые
затруднения, попадая в ситуацию фрустрации.
В межличностных
контактах юноши с физической агрессией отдают предпочтение
агрессивно-прямолинейному стилю отношений, характеризующемуся чрезмерным
упорством, недружелюбием, несдержанностью и вспыльчивостью. Не менее
распространенными являются независимо-доминирующий и властно-лидирующий стили.
Первый отличается эгоцентричностью, склонностью к соперничеству, чувством
превосходства по отношению к другим. Второй – выраженными тенденциями к
доминированию, повышенным уровнем притязаний, завоевательной позицией, стремлением
воздействовать на окружающих.
Тип девушки с
физической агрессией отличается регрессивным мотивационным
профилем и высокой напряженностью системы мотивации.
Как показывает
анализ, физическая агрессия свойственна девушкам с четко выраженной психической
неуравновешенностью с преобладанием психотических тенденций. Психическая
неуравновешенность проявляется в состоянии дезадаптации, тревожности, потере
контроля над влечениями, дезорганизации поведения. Для этих девушек характерны
психическая напряженность, нервозность, конфликтность, упрямство,
отгороженность, эгоистичность и неприспособленность. Они часто жалуются на
собственную неполноценность, беспомощность, упадок сил, невозможность
сосредоточиться, разобраться в собственных переживаниях. Недостаток
конформности и дисциплины является наиболее частой внешней характеристикой их
поведения. Кроме того, общей особенностью этих девочек является астеничность их
эмоциональной сферы, которая характеризуется пассивностью, неуверенностью в собственных
силах, низкой фрустрационной толерантностью, ригидностью поведения.
Описанные
особенности личности и поведения обследуемых девушек, вероятно, сказываются на
выборе стиля межличностных отношений. Так, установлено, что наибольшее
предпочтение они отдают властно-лидирующему стилю межличностных отношений,
характеризующихся высокой активностью, выраженной мотивацией достижения,
тенденцией к доминированию, а также сотрудничающе-конвенциональному стилю,
отличающимуся компромиссным поведением, стремлением к сотрудничеству, поисками
признания в глазах наиболее авторитетных
людей. Как уже отмечалось, данный тип межличностных отношений может встречаться
у людей с проблемой вытесненной эгоцентричности и агрессивности, стремящихся
преодолеть собственные трудности путем
перекладывания ответственности на плечи
других, маскируя истинные намерения повышенным дружелюбием,
конвенциональностью.
Наряду с
этим, достаточно часто встречается и агрессивно-прямолинейный стиль,
отличающийся прямолинейностью, упорством, несдержанностью, которые
сопровождающиются повышенной справедливостью, враждебностью, обидчивостью,
нетерпеливым и критическим замечаниям.
|