Как уже указывалось,
существует много разнообразных рекомендаций по проведению рисуночных тестов.
Подчас они противоречат друг другу. Обычно можно найти как свои достоинства,
так и недостатки в каждом из предлагаемых вариантов. Например, при
использовании цветных карандашей в тесте «Рисунок человека», рекомендуемом
некоторыми авторами, повышается возможность оценить отношение субъекта к
изображаемому персонажу, но понижается надежность оценки психомоторного тонуса
и некоторых других психологических особенностей.
Предполагается, что процедура
тестирования должна соответствовать приведенным рекомендациям, иначе
интерперетация результатов может быть иной. Это относится не только к
инструкции, даваемой обследуемому, но и к используемым материалам, например,
многие особенности рисунков, выполненных ручкой, следует интерпретировать
иначе, чем особенности рисунков, сделанных карандашом.
Интерпретации на
основе предлагаемых критериев подлежат только рисунки, сделанные в ситуации
психологического обследования с соблюдением стандартной процедуры. Рисунки,
сделанные в других ситуациях, не должны оцениваться как тестовые. Их изучение
может быть очень полезным и информативным, но оно проводится другими методами,
на основе других критериев 1 .
Даже при соблюдении
стандартной процедуры тестирования результаты могут оказаться сильно искажены,
если между обследуемым и проверяющим существуют тесные личные отношения. Это
проявляется, например, при попытке проверить собственного ребенка.
Каждый тест выполняют на отдельном листе нелинованной бумаги.
Желательно использовать лист формата А4 (21 х 30 см), но допустим и меньший
формат. Для теста «Рисунок человека» лист располагают перед обследуемым
вертикально, для остальных тестов – горизонтально. Если в дальнейшем
обследуемый его поворачивает, то ему в этом не препятствуют.
Все тесты, кроме теста «Красивый рисунок», выполняют простым
карандашом. Карандаш должен быть не слишком твердым: желательно М или 2М. Более
твердый карандаш не позволяет достаточно точно оценить силу нажима, так как
даже при сильном нажиме он оставляет тонкую линию. Более мягкий карандаш быстро
затупляется и сильно размазырается, оставляя на рисунке грязные пятна.
Удобно использовать карандаш с резинкой. Если карандаш без
резинки, то ее дают отдельно, но специально привлекать к ней внимание
обследуемого не следует. Некоторые авторы не рекомендуют давать обследуемому
резинку, чтобы были видны все пробные действия во время рисования. Однако наш
опыт показывает, что у многих обследуемых, особенно при повышенном уровне
тревожности, отсутствие резинки вызывает серьезные затруднения, а иногда они и
отказываются от рисования. Удобным выходом служит использование твердой
резинки; при этом стертые линии остаются заметными, что обычно не слишком
смущает обследуемого.
Тест «Красивый рисунок» выполняют цветными карандашами. Для него
требуется набор, содержащий все основные цвета спектра и черный. Желательно,
чтобы каждый цвет был представлен двумя-тремя оттенками. Наиболее удобен набор
из восемнадцати цветных карандашей. Кроме того, обследуемому дают и простой
карандаш (такой же, как для остальных тестов). Использование фломастеров вместо
карандашей снижает информативность теста, так как в рисунке, сделанном
фломастером, не отражается сила нажима при рисовании.
Инструкцию к каждому тесту перед началом рисования нужно
воспроизводить дословно, без видоизменений и дополнений. По окончании рисования
выражают одобрение, независимо от достигнутого результата. Затем полезно
обсудить с обследуемым получившийся рисунок. Некоторые вопросы, которые
рекомендуются при обсуждении, приведены при описании методик. В отличие от
первоначальной инструкции, последующая беседа не должна быть формализованной,
ее проводят в свободной форме. Возможно видоизменение предлагаемых вопросов и
введение дополнительных.
Процесс рисования отражают в протоколе. На каждом листе с
рисунками и на каждом листе протокола пишут имя и фамилию обследуемого (или его
шифр) и дату обследования. На первом листе указывают возраст, состав семьи,
причины обращения, анамнестические данные.
В протоколе отмечают:
• темп выполнения заданий, паузы и перерывы в работе;
• последовательность, в которой делались разные части
изображения;
• вопросы и высказывания обследуемого;
• краткое содержание последующей беседы. |