Полученные
данные позволили зафиксировать некоторую зависимость выраженности негативизма
от особенностей семейного воспитания у
детей подросткового и юношеского возраста.
Дети
подросткового возраста. Следует отметить, что у мальчиков не
выявлено непосредственных связей между указанными выше параметрами. Обнаружена
опосредованная связь – негативизм возникает у мальчиков с депрессивными
тенденциями, которые воспитывались в атмосфере повышенной моральной
ответственности. Такой стиль характеризуется эмоциональным равнодушием
родителей, игнорированием детских потребностей и вседозволенностью, причем
родители ожидают и требуют от подростка результатов гораздо больших, чем он в
состоянии достичь.
У девочек
негативизм вызывается жестким обращением. Отличительной особенностью
данного стиля является полное ограничение свободы и самостоятельности подростка
(ситуация "все нельзя”). При такой ситуации у подростков появляется реакция
эмансипации, т.е. сильная потребность в освобождении от контроля и опеки
родителей с целью получения самоутверждения и независимости. В связи с чем
подростки, удовлетворяя эти потребности,
проявляют непослушание, игнорируют мнение и распоряжения взрослых,
стремятся к независимому образу жизни,
саботируют существующие порядки и традиции.
Дети
юношеского возраста. В результате исследований не было
установлено взаимосвязи негативизма юношей и стиля семейного воспитания, в то
время как у девушек такая закономерность выявлена. В основном негативизм у
девушек встречается в двух случаях семейного воздействия:
1. Потворствующая
гиперпротекция, при которой пристальное внимание родителей к вопросам
воспитания сочетаются с отсутствием всяких требований и ограничений ребенка в
его поведении.
2. Гипопротекция
отличается полной устраненностью родителей от
воспитания ребенка, атмосферой бесконтрольности и вседозволенности.
Следует
отметить, что негативизм у девушек усиливается, если родители предпочитают в
них детские качества, испытывают фобические состояния, а также проецируют на
них собственные нежелательные качества.
Таким
образом, подводя итог всему
вышеизложенному в главе, можно сделать
следующие выводы:
1. Стиль
семейного воспитания как непосредственно, так и опосредованно влияет на
направленность и особенности (тип) агрессивности и негативизма.
2. Удалось,
установить взаимосвязь как уже описанных в литературе (46, 57, 93), так и
выявленных нашими исследованиями стилей семейного воспитания (авторитарной,
требовательной, ограничивающей, снисходительной, гиперпротекции; скрытой,
жестокой, жесткой гиперпротекцией; требовательного, попустительского,
сверхзаботливого обращения) с агрессивностью и негативизмом детей подросткового
и юношеского возраста.
3. Установлено,
что агрессивность характерна для детей
подросткового и юношеского возраста, воспитывающихся в семьях с требовательным
обращением (мальчики), авторитарной гиперпротекцией и гипопротекции с жестоким
обращением (девочки), а также в условиях требовательной либо ограничивающей
гиперпротекции (юноши) и повышенной моральной ответственности (девушки).
4.
Определено, что такие стили семейного воспитания как эмоциональное отвержение,
попустительское обращение, авторитарная гиперпротекция, жестокая гипопротекция
в зависимости от пола и возраста детей могут опосредованно способствовать образованию невротических, психотических,
депрессивных тенденций, их различных комбинаций, а также состояния психической
неуравновешенности в целом, которые детерминируют высокий уровень общей
агрессивности.
5. Было
замечено, что агрессивность деструктивной направленности присуща детям из семей
со скрытой гипопротекцией (мальчики), потворствующей гипопротекцией (девочки),
доминирующей гиперпротекцией, либо жестокой гипопротекцией (юноши) и
снисходительной гиперпротекцией (девушки).
6.
Деструктивная агрессивность может возникать вследствие негативных эмоциональных
состояний в результате воспитания ребенка в условиях требовательного обращения
(симбиоз невротических и депрессивных тенденций), потворствующей гиперпротекции
("мимозоподобность”), применение чрезмерно строгих наказаний (депрессивное
состояние) или полного их отсутствие (высокий психотизм).
7.
Обнаружено, что агрессивность асоциальной направленности формируется в семьях с
эмоциональным отвержением (мальчики), авторитарной гиперпротекцией, либо
гипопротекцией (девочки и девушки), требовательной или ограничивающей
гиперпротекцией (юноши).
8.
Асоциальная агрессивность может опосредованно возникать в результате
воздействия негативных эмоциональных
состояний, формирующихся вследствие жесткого обращения (невротические симптомы
у девочек), эмоционального отвержения (депрессивные симптомы у девочек и
юношей), жестокого обращения (депрессивные симптомы у девочек, психотические и невротические
тенденции у юношей), сверхзаботливого обращения (депрессивность у юношей), авторитарной гиперпротекции (невротические и
депрессивные симптомы у девушек) и жестокой гипопротекции (психотическое
состояние у девушек).
9. Склонность
к проявлению физической агрессии выявлена у детей подросткового возраста, в
семьях которых преобладает требовательная гиперпротекция (мальчики) и жестокая
гипопротекция, а также снисходительная, либо требовательная гиперпротекция у
юношей и скрытая гипопротекция у девушек.
10. Высокий
уровень вербальной агрессии обнаруживается в семьях девочек подросткового
возраста, воспитывающихся в условиях потворствующих гиперпротекции либо
гипопротекции, а также юношей при требовательной (непосредственно),
авторитарной и снисходительной (опосредованно) гиперпротекции. Подобных
зависимостей при обследовании подростков и девушек установлено не было.
11.
Наклонность к косвенной агрессии отмечается у детей подросткового возраста при
воспитании в семьях с повышенной моральной ответственностью (мальчики) и
авторитарной гиперпротекцией и жесткой гипопротекцией (девочки), а также в
условиях требовательного обращения у юношей. У девушек достоверных
коэффициентов корреляции уровня агрессии и стиля семейного воспитания не
обнаружено.
12. Определено,
что негативистические тенденции характерны для девочек из семей с жестоким
обращением и для девушек при таких стилях воспитания как потворствующая
гиперпротекция и гипопротекция. Опосредовало условия воспитания в семьях с
повышенной моральной ответственностью связаны с высоким уровнем негативизма у
мальчиков, в то время как у юношей такие взаимосвязи полностью отсутствуют. |