Данные корреляционного
анализа, полученные в ходе обработки результатов исследования, позволили
изучить особенности родительско-детских отношений в семьях, где воспитывались
дети подросткового и юношеского возраста с деструктивной направленностью
агрессивного поведения.
Тип
агрессивного подростка (мальчика) с деструктивной направленностью чаще всего
формируется в семьях со скрытой гипопротекцией. Этот стиль характерен
для семей, где родители излишне заняты своими делами и не уделяют должного внимания
детям. Требование к ним достаточно
высоки, иногда выше их реальных возможностей. Вместе с тем, выполнение ребенком
своих обязанностей в семье формально, т.к. никак не контролируется со стороны
родителей.
Враждебность
у подростков может являться следствием негативного эмоционального состояния,
которое связано с условиями воспитания в семье. Обращает на себя внимание тот
факт, что у мальчиков, имеющих невротические и депрессивные тенденции, родители
отдают предпочтение воспитанию в атмосфере требовательного обращения к
ребенку. Для этого стиля характерно недостаточное стремление родителей к
удовлетворению потребностей подростка, отсутствие интереса к его увлечениям и
переживаниям, проявление эмоционального отчуждения, сниженный контроль за
поведением ребенка. Но вместе с тем к подростку предъявляются чрезмерно высокие
требования, часто не соответствующие его возрастным и психологическим
особенностям.
Для
подростков с гиперактивными тенденциями условия семейного воспитания
отличаются полным отсутствием обязанностей детей в хозяйственно-бытовой сфере.
Тип
агрессивного подростка (девочки) с деструктивной направленностью формируется в
семьях с потворствующей гипопротекцией. Названный стиль семейного
воспитания отличается отсутствием внимания родителей к детям, их занятостью
решением собственных проблем. В этих семьях распространена практика
"задабривания” детей путем максимального и некритического удовлетворения их
материально-бытовых и других потребностей. По нашим данным это является причиной
возникновения депрессивного состояния у детей. В таких семьях усилия
родителей направлены также на то, чтобы во всем оправдать подростка, при всех
его проступках переложить вину на других, оградить от общественных порицаний и
наказаний. Этим создается ситуация бесконтрольности и вседозволенности.
Предъявляемые девочкам требования со стороны родителей носят формальный
характер и, вероятно, не выполняются ими.
Характерно,
что этот же стиль воспитания присущ и для семей, в которых воспитываются враждебно
настроенные девочки с невротическими и психотическими тенденциями.
Здесь возникновение этих негативных состояний дополнительно стимулируется
факторами нарушенных супружеских отношений между родителями, предпочтением в
подростке детских качеств, воспитательной неуверенностью родителей.
Тип
агрессивного юноши с деструктивной направленностью наблюдался в основном при двух разновидностях семейного воспитания: доминирующей
гиперпротекции и жесткой гипопротекции. Первый
стиль примечателен тем, что юноша находится в центре внимания родителей,
которые стремятся к максимальному удовлетворению его потребностей. Наряду с
этим, к нему предъявляются
непомерные требования, которые часто не
соответствуют его реальным возможностям. В случае невыполнения требований к
нему применяются очень строгие санкции. Проявление мелочной опеки, жесткий
контроль за поведением, чрезмерное навязывание родительской воли лишает, таким
образом, ребенка самостоятельности, инициативы, чувства ответственности и долга.
Второй стиль противоположен первому, т.к. отличается предоставленностью юноши
самому себе. У родителей отсутствует интерес к воспитанию ребенка и стремление
к привлечению его к делам семьи. Вместе с тем, для родителей характерна чрезмерная реакция на незначительные нарушения поведения
(приверженность к применению строгих наказаний).
Следует
отметить, что чрезмерно строгие наказания за те или иные поступки т.е.
ощущение, что "на тебе срывают зло” приводят к появлению депрессивных
состояний, а при их полное
отсутствии – психотических тенденций. Возникновение
последних так же связано с воздействием таких факторов как нарушенность
супружеских отношений между родителями, предпочтением в подростке детских
качеств, неразвитость родительских чувств (когда родители предпочитают не иметь
дело с ребенком, плохо переносят его присутствие, поверхностно относятся к
интересам и потребностям), проекция на ребенка собственных нежелательных
качеств, перенос конфликта между супругами в сферу воспитания.
Тип
агрессивной девушки с деструктивной направленностью
формируется в основном при двух стилях
семейного воспитания (Рис.43, приложение). При снисходительной
гиперпротекции дети находятся под бдительным неустанным надзором и
чрезмерным навязыванием родительской воли во всем: в выборе одежды, предметах
развлечений, друзей. Девушки с названной направленностью поведения находятся в рамках высоких
требований и многочисленных запретов, которые существенно ограничивают свободу и самостоятельность. По нашему
мнению, деструктивность (враждебность) возникает на фоне устойчивых
негативных состояний, в частности
психической неуравновешенности. Это согласуется с данными других исследований
(50), которые свидетельствуют, что при
таком воспитании ребенок становится нерешительным, безынициативным, боязливым,
неуверенным в своих силах. Доминирующей эмоцией
является обида на окружающих за то, что другим "все дозволено” – и как
следствие этого – бунт против родительского засилия, стремление к конфронтации с другими людьми.
При скрытой
гипопротекции родители не уделяют
должного внимания детям, отодвигая
их интересы на задний план, игнорируют потребности ребенка как в
материально-бытовой, так и в духовной сферах, холодно относятся к переживаниям
детей, не обеспечивают эмоциональную поддержку и никак не контролируют их
поведение. Основной упор в воспитании делается на запреты и подавление свободы
и самостоятельности ребенка.
К
дополнительным фактором усиливающим враждебность девушек относятся нарушенные
супружеские отношения между родителями, воспитательная неуверенность родителей,
различного рода фобии, связанные с физическими состоянием ребенка (страх
утраты), неразвитость родительских чувств (отсутствие симпатии, любви),
проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, вынесение конфликта
между супругами в сферу воспитания. |