Полученные в
ходе исследования данные позволили описать особенности родительско-детских
отношений в семьях детей подросткового и юношеского возраста с асоциальной
направленностью агрессивного поведения.
Тип
агрессивного подростка (мальчика) с асоциальной направленностью формируется в
семьях с эмоциональным отвержением.Такой стиль воспитания характеризуется
эмоциональным отвержением ребенка, безразличием и холодностью со стороны
родителей. При этом ребенку предъявляются некоторые требования, свобода и
самостоятельность ограничивается жесткой системой запретов и ограничений,
нарушение которых строго карается. Такая ситуация способствует невротизации,
чрезмерной чувствительности к фрустрации, озлобленности детей, а также
может приводить к акцентуациям характера.
Тип
агрессивного подростка (девочка) с асоциальной направленностью может формироваться
при двух стилях семейного воспитания: авторитарной гиперпротекции и гипопротекции.
Первый характеризуется сочетанием больших затрат времени родителей на
воспитание ребенка, неадекватно завышенными требованиями, жесткой системой
запретов, ограничений и санкций за их нарушение, с одной стороны, и полным
игнорированием интересов, потребностей и переживаний ребенка, с другой. Второй,
наоборот, отличается тем, что подросток оказывается на периферии внимание
родителей, которые не проявляют интерес к его потребностям и переживаниям. В
семье царит атмосфера
бесконтрольности и вседозволенности, в
итоге ребенок оказывается предоставленным самому себе. Родители не прикладывают
усилий к порицанию или наказанию нарушений поведения.
Асоциальность
в поведении усиливается и другими факторами внутрисемейных отношений:
неустойчивостью воспитательных установок родителей, нарушенными супружескими
отношениями между родителями, предпочтением в подростке детских качеств,
фобическими состояниями по поводу здоровья ребенка, неразвитостью родительских
чувств, проекцией на подростка собственных нежелательных качеств, вынесения
конфликта между супругами в сферу воспитания.
Кроме того,
установлено, что жесткое обращение, т.е. система запретов, ограничивающая
свободу и самостоятельность, усиливает развитие невротических симптомов;
эмоциональное отвержение и жестокое обращение (наказания) – депрессивных
симптомов. Названные негативные психические состояния, в свою очередь,
также могут усиливать асоциальные реакции у агрессивных девочек.
Тип
агрессивного юноши с асоциальной направленностью формируется в семьях
с двумя видами гиперпротекции: требовательной и ограничивающей (Рис.46,
приложение). Общим для этих видов
гиперпротекции является сочетание большой занятости родителей воспитанием
ребенка и высоких требований к нему с отсутствием эмоциональной поддержки
развития ребенка (игнорирований его желаний и переживаний). Отличие состоит в
системе запретов: в первом случае родители предоставляют юноше свободу действий,
а во втором – всячески ограничивают его самостоятельность. Асоциальность
усиливается также неустойчивостью родительских установок, предпочтением в юноше
детских качеств и вынесением конфликта между родителями в сферу воспитания.
Кроме того
стили семейного воспитания могут усиливать асоциальность опосредованно через
стимуляцию негативных психических состояний. В частности определено, что жестокое
обращение может приводить к "обострению” психотических и невротических
симптомов, а эмоциональное отвержение или, наоборот, сверх заботливое
обращение – к депрессивному состоянию.
Тип
агрессивной девушки с асоциальной направленностью формируется в
основном при двух разновидностях стилей семейного воспитания: авторитарной
гиперпротекции и гипопротекции . Особенностями первого являются сочетание
больших затрат времени родителей воспитанием девушки, неадекватно завышенными
требованиями, жесткой системой запретов, ограничений и санкций, с одной
стороны, и полным игнорирований желаний и переживаний ребенка с другой. Второй,
характеризуется тем, что девушка, наоборот, оказывается на периферии внимания
родителей, которые полностью безразличны к ее потребностям. Воспитание
происходит в атмосфере бесконтрольности и вседозволенности. Родители не предпринимают
никаких усилий к порицанию (наказанию) нарушений поведения.
Установлено,
что асоциальность в поведении агрессивных девушек усиливается некоторыми
особенностями внутрисемейных отношений: неустойчивостью воспитательных
установок родителей, нарушенными супружескими отношениями между родителями,
предпочтением в девушке детских качеств, фобическими состояниями, нервозностью
родительских чувств, проекцией на ребенка собственных нежелательных качеств,
вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания.
Кроме того,
определено, что авторитарная гиперпротекция может усиливать невротические
и депрессивные состояния, а жестокая гипопротекция – психотические
состояния и таким образом
опосредованно влиять на формирование асоциальности. |