Для
диагностики агрессивности и компоненотов ее регуляции использовался целый ряд
психодиагностических методик. Они позволили оценить состояние мотивационной,
эмоциональной, волевой, нравственной сфер личности, особенности поведения,
изучить стили межличностных отношений и семейного воспитания.
Методика
диагностики поведенческой сферы.
Установлено,
что агрессивность является одним из основных компонентов человеческой
активности. В связи с этим в нашем исследовании агрессивное поведение
рассматривалось как способ реализации активности, направленной на
удовлетворение потребностей. Таким образом к позитивным формам поведения относились
действия ребенка, соответствующие стандартам, установленным в
социально-культурной среде, к которой он принадлежит. К негативным формам
поведения относится агрессивность деструктивной и асоциальной направленности, а
также негативизм.
Методика. С помощью
шкал опросника Басса-Дарки оценивались
общая агрессивность и формы ее проявления, а также негативизм. Деструктивная
направленность агрессивного поведения оценивалась по суммарному показателю
агрессивности и враждебности. Асоциальная направленность фиксировалась по
интегральному показателю агрессивности, совестливости и расторможенности. |