Для
диагностики агрессивности и компоненотов ее регуляции использовался целый ряд
психодиагностических методик. Они позволили оценить состояние мотивационной,
эмоциональной, волевой, нравственной сфер личности, особенности поведения,
изучить стили межличностных отношений и семейного воспитания. Методика диагностика
мотивационной сферыВ нашем
исследовании была использована дифференциация мотивации, разработанная А.Маслоу,
различающая мотивы "дефицита" и мотивы "роста". Мотивы
"дефицита" возникают, когда ребенок испытывает неудовлетворенность,
недостаток в определенных условиях существования и функционирования.
Удовлетворение такого мотива влечет за собой чувство расслабления, снижения напряжения,
достижения эмоционального равновесия. Неудовлетворение влечет еще большее
напряжение, нарастание чувства дискомфорта. Реализация мотива
"дефицита" в некоторой степени зависит от среды и осуществляется
достаточно однообразно, чаще всего стереотипными путями. Наиболее характерными
мотивами "дефицита" являются мотивы, связанные с жизнеобеспечением,
комфортом и безопасностью, а также условиями социального существования и
взаимодействия с окружающими. Возникновение
мотивов "роста", как правило, не связано с ощущением недостатка.
Удовлетворение таких мотивов длительно, и само чувство удовлетворения
непосредственно включено в структуру активности. Появляющееся в ходе реализации
мотива напряжение воспринимается ребенком, как естественное. Неудовлетворение
мотива "роста" не обязательно сопровождается неприятными
переживаниями. Реализация названного мотива в значительной степени определяется
индивидуально-психологическими характеристиками ребенка и совершается достаточно
разнообразными средствами. Наиболее типичные мотивы "роста" связаны с
творческими процессами, с потребностями самореализации и самоактуализации. Методика. В качестве
диагностической методики использовались шкалы опросника, разработанного В.Э. Мильманом,
которые позволяли изучать мотивационные профили личности школьника в различных
сферах жизнедеятельности. Опросник состоял из семи мотивационных шкал:
поддержание жизнеобеспечения (шкала
"П"); комфорт (шкала "К"); достижения социального статуса
(шкала "С"); общение (шкала "О"); общая активность (шкала
"Д"); творческая активность (шкала "ДР"); социальной
полезности (шкала "ОД"). Диагностические
оценки, получаемые при тестировании позволяли, зафиксировать состояние
мотивационной сферы в целом, а также динамику мотивации в общежитейской и
учебной деятельности, определить напряженность мотивации и объем усилий,
затрачиваемых для удовлетворения потребностей. Содержание
мотивации.
Использования названной методики позволило получить пять мотивационных
профилей: 1.
Прогрессивный. Характеризуется значимым превышением общего уровня развивающих
мотивов над уровнем мотивов поддержания (Д+ДР+ОД)> (П+К+С). 2.
Регрессивный. Этот тип противоположен предыдущему и отличается превышением
общего уровня мотивов поддержания над развивающими мотивами – (Д+ДР+ОД)<
(П+К+С). 3.
Импульсивный. Характеризуется резкими перепадами профильной линии и отличается
чаще всего тремя выраженными пиками по шкалам "К", "О",
"ДР". 4.
Экспрессивный. Характеризуется заметными перепадами профильной линии с наличием
двух пиков – чаще других встречается сочетание пиков по шкалам "К" и
"ДР". 5.
Уплощенный. Характеризуется достаточно плоским, мало выразительным профильным
рисунком без отчетливых подъемов и спадов. Напряженность
мотивации.
О напряженности системе мотивации мы судили по соответствующему коэффициенту,
который представлял собой соотношение между "идеальным" и
"реальным" состоянием мотивации. Под "идеальным" состоянием
мотивов понимается субъективный уровень напряжения, степень побуждения, устремления.
Под "реальным" состоянием понимается уровень удовлетворенности мотива
в настоящее время, а также количество затрачиваемых усилий, направленных на
снижение напряжения и достижения эмоционального равновесия. Таким образом,
коэффициент мотивационной напряженности отражал соотношение между
"ценностью" и "доступностью", т.е. состояние
"разрыва" в системе
"сознание – бытие". Конкретно состояние разрыва между потребностью
в достижении внутренне значимых, ценностных объектов и возможностью
такого достижения в реальности. Поэтому коэффициент мотивационной напряженности
являлся индикатором внутриличностного конфликта в мотивационной сфере
обследованных детей. В наших исследованиях считалось, что чем коэффициент
мотивационной напряженности больше "1", тем больше глубина внутренней
неудовлетворенности и конфликта между такими плоскостями сознания как
"должно быть – есть", "хочу – имею", "хочу –
могу", а, следовательно, убежденность в недоступности, недостижимости
объекта удовлетворения потребности. Если коэффициент мотивационной напряженности
был меньше "1", то это свидетельствовало о ситуации "внутреннего
вакуума", т.е. о состоянии отсутствия интереса из–за убежденности в том,
что объект удовлетворения потребности не представляет в настоящий момент
никакой ценности.
|