Результаты
корреляционного анализа позволили выявить структуру взаимосвязи проявлений
агрессивности различной модальности и типов нарушений поведения.
Агрессивность. Анализ связей
между собственно агрессивностью и различными типами нарушений поведения у
подростков указывает на существование системной организации между ними. Так,
определено, что наиболее тесную связь с агрессивностью у мальчиков имеют
негативизм (r=0,70), косвенная (r=0,69) и физическая (r=0,61) агрессии. Это
свидетельствует о приоритетности негативизма как формы выражения общей
агрессивности. Вместе с тем, анализ
"альянсов” между различными типами нарушений позволил констатировать, что
негативизм может проявляться в поведении как в активной форме (через физическую
или вербальную агрессии), так и в пассивной форме (косвенная агрессия). Однако,
наличие связей между различными типами нарушений поведение не исключает их
самостоятельности как формы выражения агрессивности.
Некоторая
системная организация связей агрессивности и типов нарушений поведения
наблюдается у девочек . Наиболее сильно с агрессивностью коррелируют физическая (r=0,81) и вербальная
(r=0,80) агрессии. Примечательно, что согласно внутренним связям, у девочек,
возможно сочетание физической агрессии отдельно с вербальной и косвенной
агрессиями. Это, на наш взгляд, дает представление о предпочтительных способах
проявления агрессивности: через открытые формы действий – физическое насилие, оскорбления, угрозы или
через скрытые формы – вандализм, умышленную порчу вещей и предметов,
принадлежащих жертве агрессии.
Следует
отметить, что в юношеском возрасте как у мальчиков, так и у девочек,
наблюдается четкая дифференциация типов нарушений
поведения друг от друга. Вероятно, это свидетельствует о том, что у детей этого
возраста закрепляется один из способов выражения агрессивности, которому они
отдают предпочтение. Более того, отсутствие связи негативизма с агрессивностью
и другими типами нарушений поведения, наводит на мысль о выделении его в
самостоятельную модель поведения, имеющую свои специфические особенности.
Деструктивная
агрессивность. Изучение связей между агрессивностью враждебной направленности и типами
нарушений
поведения
у детей подросткового возраста выявило слабо выраженную структурную организацию
этих элементов. Здесь следует, вероятно, указать на однонаправленность, нежели
разноплановость, проявлений данного вида агрессивности. У мальчиков – это
негативистские тенденции, проявляющиеся в активном сопротивлении с помощью
физической и вербальной агрессии и пассивном сопротивлении с помощью косвенной
физической агрессии (Рис.33, приложение). У девочек – это выражение негативных
чувств (обиды, ненависти, гнева) вербальными способами через ссоры, угрозы,
проклятие, ругань.
В юношеском
возрасте, при однонаправленности выражения деструктивности изменяется ее форма.
У юношей негативистские тенденции сопровождаются преимущественно вербальной
агрессией и редким использованием физической силы. У девушек проявление
физического насилия, сопровождается бранью и угрозами.
Асоциальная
агрессивность. Связи между агрессивностью асоциальной направленности и типами нарушений
поведения у детей подросткового возраста свидетельствуют о слабо выраженной
взаимозависимости этих характеристик. У мальчиков проявление асоциальной
агрессивности представляют собой главным образом реакции вербальной агрессии и
поступки негативистского типа. Вместе с тем, следует отметить и возможную
множественность форм ее проявления. Примерно аналогичное наблюдалось и у
девочек. У них приоритетность выражения
асоциальности принадлежит косвенной и вербальной формам агрессии. Для девочек
также можно вычленить "альянсы” различных форм агрессивности. Однако,
существенным отличием является отсутствие взаимосвязи между асоциальностью и
негативизмом.
В юношеском
возрасте не обнаружено взаимозависимости асоциальной модальности агрессивности
и типов нарушений поведения. Это, на наш взгляд, может свидетельствовать о
возможном использовании других не столь агрессивных способов поведения для
удовлетворения потребностей.
Таким
образом, можно заключить, что общая агрессивность в подростковом возрасте, особенно у мальчиков, проявляется в
множественности взаимосвязанных типов агрессивных реакций. В юношеском
возрасте, напротив, уже отмечается четкая дифференцированность типов реакций и
относительная самостоятельность их проявления.
Для
проявлений деструктивной агрессивности
характерна "одноканальность”: у мальчиков вне зависимости от возраста – это
негативизм; у девочек – это вербальная (подростки) и физическая (девушки)
агрессия.
Агрессивность
асоциальной направленности в подростковом возрасте проявляется в
множественности форм и разноплановости поведенческих реакций. Однако в
юношеском возрасте она, вероятно, принимает более скрытую форму или
видоизменяются способы ее выражения.
Таким
образом, подводя итог всему
вышеизложенному в главе, можно сделать
следующие выводы:
1.Относительно половых различий можно
констатировать, что у мальчиков всех возрастов склонность к реакциям физической
агрессии была выражена сильнее, чем у девочек. Исключение составляли лишь
дети в возрасте 16 лет, когда эти показатели паритетны у обоих полов.
Вербальная агрессия была сильнее выражена у мальчиков 13–14-летнего возраста,
однако в дальнейшем соотношение значительно менялось. Начиная с 15-ти летнего
возраста показатели этого вида агрессии у девочек были выше, чем у мальчиков.
Косвенная агрессия у девочек была выражена сильнее на протяжении всех
возрастных этапов. Сила реакций негативизма у мальчиков и девочек различалась
несущественно (кроме возраста 16 лет).
2.Схожие тенденции наблюдались при сравнении
мальчиков и девочек подросткового и юношеского возрастов. Так, в подростковом
возрасте мальчики отличались более выраженной тенденцией к реакциям физической
агрессии, а девочки – к косвенной
агрессии (по остальным типам нарушений различия не достоверны). В юношеском
возрасте девочки превосходили мальчиков по показателям вербальной, косвенной
агрессии и негативизма. Склонность к физической агрессии различалась не
существенно.
3.Представляют интерес данные о соотношении
различных видов нарушений поведения в возрастной аспекте. Установлено, что у
мальчиков на протяжении всех возрастных этапов устойчиво доминировали физическая агрессия и негативизм, а у девочек
– негативизм и вербальная агрессия (рисунок). В возрастной динамике следует отметить
общее нарастание агрессивных и негативистских тенденций как у мальчиков, так и
у девочек.
4.Общая направленность мотивации детей с
высокой физической, вербальной, косвенной агрессией и негативизмом вне
зависимости от пола и возраста имеет, четко выраженные регрессивные тенденции.
Доминирование поддерживающих мотивов над развивающими свидетельствует о
неудовлетворенности потребностей в безопасности и социальных связях.
Коэффициенты мотивационной напряженности указывают на существование сильного
внутриличностного конфликта, а также на то, что проблемы, связанные с
деприваций и фрустрацией актуальных потребностей, локализуются в основном в учебной сфере
(мальчики, девочки, девушки) и/ или в общежитейской сфере (девочки, юноши,
девушки).
5.
Выделены категории детей с различными видами
агрессии, имеющих серьезные нарушения в эмоциональной сфере. Выраженную
психическую неуравновешенность:
- с
преобладанием невротических тенденций имели юноши с вербальной и косвенной
агрессией;
- с
преобладанием психотических тенденций имели мальчики-подростки с косвенной и
вербальной агрессией, юноши с вербальной агрессией, а также девушки с
физической агрессией;
- с
преобладанием депрессивных тенденций имели мальчики-подростки с физической
агрессией и негативизмом, а также юноши с физической и вербальной агрессией.
Кроме
того, девочки-подростки с негативизмом отличались депрессивными состояниями, а,
склонные к косвенной агрессии, и девушки-негативистки – астеническими
тенденциями.
6.Установлены категории детей, не имеющих
эмоциональных расстройств. Предрасположенностью к физической агрессией
отличались мальчики с высоким уровнем общей активности, девочки с высоким
уровнем эмоциональной устойчивости, юноши экстравертированного типа.
Склонностью к вербальной агрессией выделялись девочки с высоким уровнем
эмоциональной стабильности, юноши экстравертированного типа, а также с выраженным стеническим профилем
эмоционального реагирования. Предрасположенность к косвенной агрессии была
характерна для мальчиков и юношей с высокими уровнем активности, девочек с
гипертимными тенденциями, а также экстравертированного типа, девушек с низким
уровнем невротизма.
7. Неблагоприятное (в большей степени) или
благоприятное (в меньшей или незначительной степени) эмоциональное состояние у
некоторых категорий детей с физической,
вербальной, косвенной агрессией и негативизмом связано с проблемами в сфере
волевой регуляции. К нарушениям в волевой сфере при предрасположенности к
физической агрессии относились импульсивность и несдержанность в проявлении
эмоций, низкая фрустрационная толерантность, трудности в процессе
целеполагания, низкая самообладание, нерациональность действий и поступков. При
склонности к вербальной и косвенной
агрессии – эмоциональная нестабильность,
низкая фрустрационная толерантность, неустойчивость поведения (в случае
негативных эмоциональных состояний), а также импульсивность, низкий
самоконтроль влечений (в случае позитивных эмоциональных состояний). При
расположенности к негативизму) – несдержанность и плохое самообладание(только у
юношей), а также эмоциональная нестабильность и низкая фрустрационная
толерантность (у девушек).
8.Определено, что различные виды нарушений
поведения обнаруживаются в поведении
трех категорий детей, имеющих
специфические особенности в механизмах нравственной регуляции. Первая – это дети (мальчики с физической агрессией,
девочки с физической, вербальной и косвенной агрессией, девушки с косвенной агрессией), не имеющие
собственных устойчивых моральных принципов, этических стандартов поведения и
нравственных ограничителей агрессивного поведения. У них фактически отсутствуют
внутренние регуляторы их поведения. Вторая категория – это дети (мальчики с
косвенной агрессией, юноши с вербальной агрессией, а также все
возрастно-половые группы детей с негативизмом), имеющие конфликтные
взаимоотношения между внутренними и внешними регуляторами поведения, а именно
их отличает несформированность моральных нормами и необходимость подчиняться
требованиями окружающих. Единственным фактором сдерживающим их агрессивность
является страх наказания (высокое чувство вины). Таким образом, для них
характерен постоянный конфликт между совестливостью и чувством вины, который
приводит к усилению негативных эмоциональных состояний. Третья – это дети
(юноши и девушки с физической агрессией, девушки с вербальной и юноши с косвенной агрессией) более зрелые в
нравственном плане, однако для них характерен конфликт между собственными
нормами поведения и чрезмерно завышенными морально-этическими стандартами
окружающих или неприемлемыми конвенциональными нормами. Таким образом, как отсутствие
внутренних моральных оценочных критериев, так и неадекватные (завышенные/
заниженные) нравственному развитию ребенка требования со стороны окружающих
приводят к возникновению различных видов нарушений поведения.
9.Социальная адаптация детей с различными
видами нарушений поведения независимо от пола и возраста преимущественно
отличалась доминированием процессов активного приспособления и использованием
прямолинейно-агрессивного, властно-лидирующего и независимо-доминирующего стиля
взаимоотношений с окружающими. Менее распространенными являлись стратегии
адаптивного самоограничения (сотрудничающе-конвенциональный и ответственно-великодушный стили).
Исключение составляли определенные категории детей, в частности, юношей с
косвенной агрессией и все поло-возрастные группы детей с негативизмом, отдающих
предпочтение пассивному приспособлению: зависимо-послушному или
покорно-застенчивому стилю межличностных отношений.
10.Обнаружено, что общая агрессивность и агрессивность
асоциальной направленности в подростковом
возрасте, проявляется в
множественности взаимосвязанных типов агрессивных реакций и разноплановости
поведенческих нарушений. В юношеском возрасте отмечались либо четкая дифференцированность
типов реакций и относительная самостоятельность их проявления, либо
видоизменение способов выражения агрессивности (предпочтение отдается более скрытым формам). Для проявлений
деструктивной агрессивности характерна
"одноканальность”: у мальчиков вне зависимости от возраста – это негативизм; у
девочек – это вербальная (подростки) и физическая (девушки) агрессия.
|