Полное разрешение трудностей, связанных с текучей диалектикой временных определений, требует принятия одной
общей системы координат с постоянной точкой, от которой и ведется отсчет посредством постоянных, общих единиц
счисления (год, месяц, день). Эта исходная общая точка отсчета может быть
фиксирована лишь за пределами
субъективного, личного переживания, в историческом процессе определенным
историческим событием, от которого и ведется времяисчисление (такой-то год
нашей эры — на двадцатом году Октябрьской социалистической революции). Время жизни объективно определяется лишь как
время истории. Лишь на основе исторически определенной системы исчисления
времени можно соотносить временные показания различных наблюдателей, свободно переходя с одной точки зрения на другую,
устанавливать однозначное соответствие всех датировок. Все математические
формулы, связанные с преобразованием систем координат, представляют собой лишь
техническое оформление той фундаментальной интеллектуальной операции, которая
заключена в каждом во временном отношении упорядоченном рассказе, требующем
перехода от одной отправной точки к другой. Эта операция составляет самую
основную трудность, как это показывает изучение «символической афазии».
Не может быть, таким образом, и речи о том, чтобы признать непосредственно
данную длительность переживания как нечто самодовлеющее и противопоставлять ее
абстрактному времени, определенному в понятиях. Восприятие времени, отражающее
объективное время, само опосредовано включающимися в него интеллектуальными
компонентами. Опосредованные элементы включаются в установление и
последовательность явлений и их длительности. Всякая временная локализация —
даже пережитого — требует умения оперировать временной схемой или «системой
координат», выходящей за пределы переживания. Подлинно временную характеристику
даже наше настоящее получает, лишь когда мы в состоянии посмотреть на него и из
прошлого, и из будущего, свободно перенося свою исходную точку за пределы
непосредственно данного.
Настоящее — отправная точка, из которой определяются и прошлое, и будущее,
— не является в психологическом времени абстрактной точкой, а всегда некоторым
временным интервалом.
Экспериментальными исследованиями пытались установить минимальные размеры,
или величину, «момента». Под величиной «момента» разумеют астрономическую
длительность того интервала, который воспринимается как нерасчлененное
настоящее. Например, искра, прошедшая в течение «момента» путь в 1 м,
воспринимается как присутствующая одновременно во всех точках этого пути, т. е.
как сплошная светящаяся линия. Величина «момента» обычно определяется
установлением порога слияния раздельных периодических колебаний в одно
восприятие. Для определения порога зрительных ощущений обычно служит
мелькатель. За характеристику величины «момента» в таком случае принимается та
частота вращения, при которой произойдет слияние черной и белой половины
вращающегося диска, так что черное и белое поля перестанут мелькать и диск
будет казаться одноцветным. Эта величина измерена и проверена на практике: она
лежит в основе расчета смены кадров при проекции кинофильма. Она очень близка к
частоте самого низкого из воспринимаемых тонов и равна примерно '/18 с.
А. Лаланд установил, что для тактильных ощущений частота слияния равняется
в среднем 18 раздражений в секунду. Характерно, что частота слияния этих
ощущений оказалась примерно одинаковой для всех точек тела.
Опыты с животными показали, что
величина «момента» неодинакова для разных видов их. Тот факт, что частота
слияния одинакова для зрительных, слуховых и тактильных ощущений, привел к
заключению, что эта частота определяется не устройством периферических органов
восприятия, а центральными факторами, действующими на осязание так же, как на
зрение и слух.
Верхняя граница психологически настоящего времени, заполненного лишь
простыми, между собой не связанными чувственными раздражителями, очень
ограничена; максимальные размеры интервалов, отмечаемых, например, ударами
молотка, которые мы воспринимаем и непосредственно сравниваем между собой,
равны примерно 5 с. Сравнение интервалов большей длительности требует уже счета
и опосредованных приемов. При соответствующем обычным условиям реальной жизни
заполнении нашего времени содержанием, компактно связанным в обширные целые,
грани настоящего заметно расширяются.
В некоторых патологических случаях выступает резкое расщепление
непосредственного переживания длительности и опосредованной оценки времени.
Поучительной в этом отношении оказалась группа (обследованная Л. Я. Беленькой)
шизофреников (от которых часто вообще можно слышать заявление, что они «не
чувствуют времени»). Испытуемая Ф. (студентка, 25 лет) пишет:
«Времени я не чувствую; долго ли это было или мало времени прошло — для
меня это безразлично, безвкусно. Другие говорят: как быстро прошло время или
как медленно, а мне безразлично». Шизофреники этой группы в состоянии
опосредованно оценить время, но не способны его «ощутить». Обнаруживая полное
понимание самых сложных временных соотношений, они оказываются не в состоянии
определить длительность небольшого интервала, когда приходится сделать это на
основании непосредственного переживания длительности. Так, та же испытуемая Ф.
дала такие результаты: время, объективно заданное экспериментатором, — 5, 15,
30; время, указанное испытуемой, — 9, 5, 1.
Расщепление непосредственного переживания времени и опосредованной его
оценки, слитых в нормальном восприятии времени, возникает в некоторых случаях
нарушения нормального заполнения реального времени в результате патологического
отрыва личности от реальности и образования у нее второго бредового плана
переживания. Иногда это расщепление отчетливо осознается самим больным. Так,
испытуемый Г., актер, 35 лет (из той же группы шизофреников), говорит: «Я
прекрасно понимаю, что время движется, что дни сменяются днями, недели
неделями, годы годами. Однако субъективно мне кажется, что время остановилось,
замерло, у меня в мозгу засела, застряла одна дата — 10 июля 1925 г. Я отлично
понимаю, что настоящему, текущему моменту соответствует другая, но для того чтобы ее запомнить и закрепить, я должен ее записать и в дальнейшем для самоориентировки во времени должен вести
календарный отсчет от этой даты (курсив мой. — С. Р.), ибо иначе снова
восторжествует та другая, неподвижная дата, которая не дает разворачиваться
времени, которая сковывает его».
Непосредственные компоненты переживания и опосредованные компоненты
восприятия и ориентировки во времени в данном случае как бы разведены, и потому
каждый из них выступает с предельной отчетливостью: с одной стороны —
искаженное непосредственное переживание течения времени; с другой —
сохранившаяся нормальная, правильная, опосредованная ориентировка во времени,
корригирующая дефектное непосредственное переживание. В других случаях — у
больных с кортикальными поражениями и нарушением интеллектуальной деятельности
— наблюдалась, наоборот, неспособность оперировать временными соотношениями при
сохранности непосредственного переживания длительности, выручающего в
элементарных случаях повседневной жизни[4].
[1] См.: Комм А. Г. Реконструкция
в воспроизведении // Ученые записки кафедры психологии Гос. пед. ин-та им. А.
И. Герцена. Л., 1940. Т. XXXIV. С. 237. [2] Данное явление объясняется также влиянием константности
восприятия. [3] См.: Беленькая Л. Я. К вопросу
о восприятии временной длительности и его нарушениях // Исследования по
психологии восприятия / Под ред. С. Л. Рубинштейна. М.; Л., 1948. (Примеч.
сост.) [4] В дальнейшем С. Л. Рубинштейн продолжил - во
многом по-новому - свой методологический и теоретический анализ
философско-психологических проблем восприятия. См. его ст.: Проблемы психологии
восприятия. Вместо предисловия // Исследования по психологии восприятия. М.;
Л., 1948; и его кн.: Бытие и сознание. М., 1957, §4 «Восприятие как чувственное
познание мира». С. 70-105. Новейшие результаты в изучении ощущений и восприятий
обобщены в коллективном труде: Познавательные процессы: ощущения, восприятие /
Под ред. А. В. Запорожца, Б. Ф. Ломова, В. П. Зинченко. М., 1982. См. также:
Митькин А. А. Дискуссионные аспекты психологии и физиологии
зрения // Психологический журнал. 1982. Т. III. № 1. (Примеч. сост.) Вернуться на начало статьи Рекомендуем ознакомиться со статьёй Восприятие пространства
|