Три пласта в почерке В общей картине почерка выделяют три отдельных картины (или аспекта), несущих информацию о разных плоскостях функционирования личности и потому анализирующихся по отдельности. Речь идет о понятиях «движение», «организация», «форма».Приступив непосредственно к изучению каждого из аспектов, вы узнаете, какой личностной плоскостью они «заведуют», получите подробные описания возможных вариантов и объяснения соответствующих им значений и характеристик.Вам предстоит, кроме усвоения теории, научиться самостоятельно распознавать особенности каждого из трех аспектов, а также сравнивать и устанавливать соотношение этих трех «пластов»: какой (какие) из них доминирует (доминируют), то есть на что затрачивается большая доля энергии и направленного внутрь внимания человека. И только затем - интерпретировать, используя таблицы.В качестве предисловия к теме лишь скажу, что секрет успеха эксперта - не в обладании этими таблицами, а в умении их использовать, в селективном выборе значений и перекрестном сопоставлении. Движение Под термином «движение» подразумевается темп, а также динамика в почерке. Темп движения является врожденным, индивидуальным и неизменным на протяжении всей жизни, однако на возможность его выражения в реальности, и в частности в почерке, могут оказывать влияние разные факторы (такие, как воспитание, среда, заболевания и т.д.). Движение дает нам представление о врожденных резервах данного человека: о его темпераменте, об уровне физической и душевной энергии, о силе его либидо (в широком смысле), уровне вовлеченности, об устойчивости, сопротивляемости.Понятие темпа почерка шире понятия скорости, включающего такие категории, как«быстрый» и «медленный»: темп почерка имеет дополнительные характеристики, позволяющие конкретнее определить, что движет человеком. Недостаточно определить, быстрый почерк или медленный, - нужно знать характеристику, вид этого быстрого или медленного почерка. Дело в том, что при любой скорости существует как продуктивный, активный (положительный, деятельный, созидательный) ее вариант, так и вариант непродуктивный, пассивный (отрицательный, избегательный или разрушительный).Положительными являются быстрый и медленный темп почерка, если они умеренны,близки к золотой середине, то есть имеют место при относительно равном (с небольшим перевесом) соотношении движущего и сдерживающего начала в личности.Таким образом, при нормальном (умеренном!) перевесе в сторону врожденных импульсов получаем спонтанный, естественный, беглый темп почерка. При нормальном (умеренном) перевесе в сторону приобретенных сдерживающих факторов получим темп сдержанный, умеренно контролируемый, рассчитываемый.Отрицательными являются быстрый и медленный темпы почерка, если они таковы в крайней степени и в системе координат CNT - RLS находятся заметно далеко от центра, то есть перевес в соотношении движущего и сдерживающего начала в личности значителен. В этом случае при сильном перевесе в сторону врожденных импульсов получаем бурный,импульсивный, неуправляемый (непродуктивный) темп почерка. При очень сильном перевесе в сторону приобретенных сдерживающих факторов получаем темп просто-напросто застывший, механический, безжизненный, этакую статическую «маску».Есть еще один особый, отрицательный вариант темпа, когда в системе координат человек находится как бы на нуле: нет ни сильных врожденных импульсов, ни особо выраженных сдерживающих и контролирующих приобретенных сил. В таком случае темп будет охарактеризован как излишне расслабленный, инфантильный, говорящий об упадке энергии и слабости личности, отсутствии какой-либо мотивации, какого-либо стержня в личности. Итак, в итоге мы имеем пять видов движения, два из которых - продуктивны (положительны в интерпретации) и три - непродуктивны (более проблемны в интерпретации). 1. Спонтанное - прогрессирующее, живое движение. Спонтанное и свободное движение (почерк «быстрый +»), его значения: • Энергичный человек, витальность, живость (в том числе интеллектуальная), способность справляться с препятствиями и трудностями, смелость. • Желание быстрых результатов при готовности(!) приложить усилия для этого. • Высокая мотивация, потребность в успехе, необходимость самореализации и самоутверждения (в психологии это называется рефлексом цели, такой человек способен далеко пойти и обычно уже пошел). • Инициативность, неизбывный внутренний мотив действовать (потребность что-то делать, проявлять активность, деятельный человек). • Гибкость мышления, позволяющая решать проблемы (то есть не консерватор, открыт разным возможностям. При наличии тонких линий - обладающий интуицией). • Чувство долга и ответственности (почерк течет свободно и вместе с тем гармоничен,умерен, относительно равномерен). • Целеустремленная деятельность, но при этом без догматичности или негибкости и жесткости. Способность планировать на долгосрочную перспективу. Творческий подход к решениям проблем. • Быстрое нахождение решений (благодаря гибкому мышлению и практическому чутью. Решения рождаются сразу, мгновенно, «изнутри», однако это само по себе еще ничего не говорит о том, насколько эти решения и предложения умны или целесообразны). 2. Размеренное - умеренное, ритмичное движение. Сдержанное и взвешенное движение (почерк «медленный +»), его значения: • Чувство меры. • Сдержанное выражение своих чувств. • Подход этого человека осторожен, серьезен и деловит. • Социальная (общая) и профессиональная (в своей работе) ответственность. • Аналитическое (анализирующее) мышление. • Осторожное и продуманное принятие решений. • Способность справляться с препятствиями посредством дисциплинированности, усидчивости и ответственности. Контроль над своими импульсами и чувствами позволяет ему справляться с долгосрочной деятельностью. 3. Импульсивное - бурное, «не укрощенное», истерическое движение. Импульсивное, бурное, неуправляемое, «дикое» движение (почерк «быстрый -»), значения: • Трудноконтролируемые, сильные внутренние порывы. • Импульсивность. • Действует по ощущениям и чувствам, меньше - по соображениям целесообразности,рассудочности. • Человек настроения. • Испытывает потребность в быстром удовлетворении и быстрых результатах, не думая о последствиях своих действий. Важно! Нет никакой связи с уровнем интеллекта, это качество связано исключительно с импульсами! • Мощные эмоции, восторженность либо драматичность. Важно! Другое дело, какие это эмоции. Например, если в почерке есть округления,«теплота» линий, но также и излишне «раздутые» элементы, преувеличенная первая буква в словах, тут речь пойдет уже не просто об эмоциональном человеке, а о сильных нарциссических эмоциях - о потребности выделиться, эгоизме, эгоцентризме. Если же при эмоциональном почерке будут, наоборот, угловатости и колючие «заострения» линий, это уже говорит о таких владеющих автором почерка сильных эмоциях, как злость, гнев и рассерженность. • Живое, быстрое восприятие (особенно при легкости, быстрых, стремительных «переходах» и «связках» в буквах и между ними, при оригинальности форм и просторности в почерке). • Склонность к преувеличению. • Субъективность. 4. Статичное - замершее, «замороженное», «мертвое», «вкопанное» движение. Статичное, застывшее, механическое движение (почерк «медленный -»), значения: • Заниженная самооценка (когда почерк либо очень мелкий, либо очень крупный). • Внутренние конфликты и скрытые (так как нет изменений в наклоне почерка) сильные комплексы, ударяющие по спонтанности и свободному самовыражению человека и приводящие к неуверенности в себе. • Затруднения в межличностном общении. • Консерватизм и необходимость придерживаться привычных способов действий. • Закрытость, избирательность в отношениях с людьми, подозрительность (не доверяет). • Ощущение, что душевно задыхается, загнан в угол. • Комплексы, тормозящие человека и загоняющие его в тупик (человек постоянно «в себе», боится ошибки, неудачи, он всегда в сомнениях и не уверен: и насчет что хорошо, что плохо, и насчет любых решений, так как они требуют времени, усилий, проверок или сравнения). • Нередко человек ограниченный («квадратный»), скучный и конвенциональный (его окружение может весьма страдать от него). • Трудность с гибкой адаптацией, приспособлением: процесс адаптации очень медленный, если вообще возможен. Интуиция и чувства - подавлены, «застывшие», и у человека на это просто нет энергии. • Любит и предпочитает во всем заранее знакомые и известные, спланированные «рамки»: ему трудно приспосабливаться к неожиданностям, сюрпризам, он не способен выполнять одновременно несколько действий или гибко, спонтанно перейти с одного дела (или темы) на другое. Предпочитает, чтобы его «оставили в покое». • Человек привычек. • Избегает все неизвестное и неопределенное, теряется в неожиданных ситуациях. • Не дружелюбен (нелегко быть его другом, и ему самому трудно быть другом). Чрезмерный (обсессивный, навязчивый) контроль над чувствами - в патологической форме. • Отсутствие уверенности в себе (живет исключительно в соответствии с четкими правилами). • Чрезмерная аккуратность и точность, навязчивое слежение за порядком. • Депрессивное расстройство. • Тревожное расстройство. • Невроз: например, обсессии (навязчивые мысли, страхи), компульсии (ритуалы). 5. Вялое движение - болезненная расслабленность, слабость, болезненность в движении. Расслабленно-безвольное движение (скорость «неопределенная -»), значения:Важно! Такая расслабленность не имеет связи с нажимом! Это говорит лишь о слаботи (словно силы покидают человека - то внезапно, то постепенно), о безвольных, безжизненных линиях, линиях надломленных, без энергии. О человеке, обладающем недостатком энергии и витальности в личности от природы, либо о болезненном состоянии. • Нехватка энергии, жизненной силы. • Недостаток ментальной энергии, живости ума. • Безынициативность. • Небрежность в действиях. • Леность и недисциплинированность. • Депрессия. • Низкий (сниженный) моральный уровень. Организация Под термином «организация» подразумевается расположение текста, его распределение в пространстве. В плане психологической интерпретации этот аспект напрямую связан с организацией и управлением своей жизнью вообще и своими ресурсами (личным потенциалом, временем, материальными ресурсами) в частности. Человек, хорошо и продуктивно организовывающий рукописный лист, также организует свою жизнь, распорядок, ежедневный быт. Организация листа дает представление: • об особенностях адаптации; • о приспособленности в жизни; • о ежедневном функционировании; • об управлении находящимися в его распоряжении ресурсами: пространством, временем, материальными ресурсами; • о том, как он обращается с этим. Сбалансированная, хорошая организация пространства выражается в умеренных, нормативных промежутках, постоянном соблюдении сетки. Сетка - хорошая организация, при которой сохранены нормативные (гармоничные) пропорции промежутков по вертикали и по горизонтали (включая поля) листа. В сетку, в частности, входят: абзацы, поля (и их форма), промежутки между строк, между словами. Это свидетельство хорошего функционирования личности. Примечание. Хотя нормативность промежутков зависит от размера почерка, когда они слишком велики - это уже не продуктивная, а «дырявая» организация, или организация с пустотами. Итак, в итоге мы имеем четыре вида организации, одна из которых - продуктивна (положительна в интерпретации) и три - непродуктивны (более проблемны в интерпретации). Важно! Разные виды организации могут сочетаться между собой в одном почерке. 1. Хорошая, продуктивная, то есть естественная и эффективная организация. Означает: • Человек хорошо организовывает свои действия (постоянство нормальной сетки от начала и до конца текста). • Ясность мышления, мыслей. Когда человек думает четко, ясно и рассудительно, ясность мыслей сама собой, естественно создает хорошую организацию на листе. Важно! Отсутствие ясности в мыслях - не обязательно свидетельствует о небольшом уме, невысоком интеллекте! Это может быть результатом тяжелого душевного состояния человека или наличием серьезных проблем в жизни. • Самокритика. • Суждения «по делу». • Хорошая социальная адаптация (хорошо приспособлен к жизни в обществе). • Уважение к окружающим. • Склонность к общественным делам либо к деятельности на благо других людей. • Человек, довольный (удовлетворенный) своим местом в обществе. Определенная гармония и удовлетворение выражаются в хороших и постоянных промежутках между словами и буквами (но не только в них!). • Способность хорошо рассчитывать и оценивать (умеет отделить главное от второстепенного). 2. Конвенциональная и застывшая, то есть искусственная, навязчивая, педантичная организация. Означает: • Чрезмерная исполнительность, служение законам и правилам. • Потребность в постоянном общественном одобрении (из-за неуверенности, зажатости). • Зависимость. • Страх неудач и провалов, склонность перестраховываться по любому поводу. • Излишне избирателен, подчас подозрителен (не с каждым будет контактировать). • Необходимость в четких указаниях, так как нет гибкости, нет интуиции, он не способен раскрыть глаза из-за закрывающих их шор - постоянной озабоченности собой и своими проблемами. Он не способен разбираться в людях, чувствовать подвохи, свидетельствующие о проблемности другого человека. • Исполнительность, угождение, детскость (инфантильность) и зависимость (при застывшем, правильном, читабельном и неподвижном почерке, словно писал прилежный ученик начальной школы). 3. Загруженная и беспорядочная, то есть неорганизованная, небрежная, неаккуратная либо тесно перегруженная организация (мало видно белого пространства листа). Означает: • Импульсивность (в основном в быстром почерке, не останавливается ни на минуту!). • Быстро «закипает» или «взрывается». • Протестующее или вызывающее поведение («назло») как следствие чувства ничтожности и дискриминации. • Чувство собственного величия как компенсация чувства ничтожности. • Человек, определяющий свое место в обществе путем агрессии и конфликтов (грубость, наглость, вульгарность в поведении). Раздражается и раздражает, спорит - из желания выделиться. Например, у наглеца часто можно встретить «выбросы» во вторичной ширине в сочетании с первичной узостью букв. • Мышление беспорядочно, а действия непоследовательны (из-за неорганизованности ему трудно дается планировать образ жизни, распорядок дня, рабочее расписание и т. д.). • Тяга к приключениям: не только не боится пробовать, но и готов рисковать, однако не думает о последствиях. • Фантазии, мечты и большие планы, которые не осуществляются (см. в медленном почерке с «раздутостями» и преувеличениями). • Из-за неспособности выслушать или понять он способен обидеть, задеть, грубо или бестактно выразиться. • Зануда (при тесно расположенных буквах). 4. «Дыры» в организации, пустоты - когда организация текста и промежутков на листе искажена и образовавшиеся пробелы создают заметные бесформенные - либо пересекающие часть строк по вертикали - белые пустоты. Означает: • Эмоциональные проблемы, комплексы (пустоты, «дыры» не столько между строками,сколько между словами). • Трудности с адаптацией в обществе (пустоты, «дыры» не столько между строками, сколько между словами). • Колебания (сомнения, неуверенность, «что обо мне подумают?», «нормально ли это?» и т. д.). • Повышенная тревожность, из-за того что трудно справляться с проблемами (временными или постоянными), нет смелости и инициативности (обратите внимание: доминирует организация - а не форма и не движение, - причем в медленном почерке!). Форма Под термином «форма» подразумевается стиль формирования букв. Форма передает информацию: • об интеллектуальном уровне; • о самоощущении, о степени ощущения своей значимости (или ничтожности). Посредством формы человек обнаруживает такие свои качества, как самоуверенность, эгоизм, консервативность, протест, властность; • о «ролевом уровне», а также об уровне и качестве так называемой социальной «маски». То, что К.-Г. Юнг называл «персоной».«Маска» (или «персона») - это адаптационный механизм личности, и в умеренном виде каждый из нас обладает этой «маской» в той или иной степени. Необходимая нормативная «маска» называется интегративной, является свидетельством здоровой адаптации (приспособленности) к жизни. В этом случае личность в ладу с собой и другими. Существуют две крайности, говорящие о проблеме интеграции личности в обществе: • Неинтегративная «персона», когда доля «маски» чрезмерно преувеличена. Человек озабочен производимым им впечатлением и имиджем. Такая «маска» заменяет настоящую адаптацию и является крайней формой защиты, компенсацией трудностей. (См. ниже рисунок в пункте «Стандартная, банальная (иногда застывшая, замершая) форма», «"персона" ("маска"), украшенная или обладающая излишествами…».) • Отторжение «персоны», то есть личность не желает и не способна адаптироваться, как-либо вообще приспосабливаться к социуму и окружающим. Полное отсутствие «маски» (со знаком «минус») или очень малая доля «маски» обусловлены либо активным отторжением, презрением к обществу (в быстром почерке), либо слабостью или депрессией (в медленном почерке). (См. ниже рисунок в пункте «Скудная, заброшенная до нечитабельности… форма».) Итак, в итоге мы имеем четыре вида формы, одна из которых - продуктивна и оптимальна (положительна в интерпретации) и три - непродуктивны (более проблемны в интерпретации). 1. Оригинальная или индивидуальная, то есть самобытная и продуктивная форма. Означает: • Оригинальность, индивидуальность или самобытность (зависит от специфики формы). • Целеустремленность. • Постановка реальных целей: хорошо сознает, на что способен, а на что - нет. • Ум, хороший (или высокий) интеллектуальный уровень. • Эстетическое чутье (если форма без преувеличений или излишеств). • Дисциплинированность (постоянство и последовательность в почерке). • Знание своих границ (адекватно воспринимает себя). • Сбалансированная коммуникативность. • Сознательная адаптация: приспосабливается к окружающей среде или условиям, не те- ряя своей самобытности. • Способность «оставаться собой»: не меняет себя и не меняет других - не ведется за другими, но и не мешает им. Остается верен себе, своим принципам, мнению, стилю или вкусу. • Эмоциональная, душевная зрелость. Хорошие, здоровые отношения с окружающими людьми в разных сферах жизни (в том числе личной). Примечание. «Интегративная персона» (Юнг). 2. Стандартная, банальная (иногда застывшая, замершая) форма. Означает: • Отсутствие динамичности (подвижности), оригинальности (проявляет интерес исключительно к самым банальным вещам в жизни). • Невысокий интеллектуальный уровень. • Банальное и упрощенное мышление. • Консерватизм, конформизм, конвенциональность (почерк очень упорядоченный, без изменений, ровный и без нюансов). • Субъективность. • Привязанность к рутине и своему привычному образу действий (особенно при застывшем почерке). • Эгоизм. • Эмоциональная (душевная) незрелость. • Имеющий предрассудки, негибкий человек (почерк, приближенный к стандарту, упорядоченный и негибкий). • «Персона»: почерк застывший, неподвижный, преувеличенность в формах. Раздутые,чрезмерные формы, лишние и эмоциональные дополнения в форме, когда почерк постоянно меняется. Такому человеку нельзя доверять, так как он действует по настроению! Примечание. Непостоянство и непоследовательности в форме - свидетельство неудовлетворенности чем-либо конкретным либо жизнью вообще. • Потребность в рамках (тянется к рутине - она помогает справиться с тем, что тяжело дается в жизни). • Несамостоятельность и детскость (детская инфантильность или пассивность, из-за которой есть необходимость в точных и четких указаниях или инструкциях). 3. «Персона» («маска»), украшенная или обладающая излишествами, не способствующими читабельности, то есть усложненная, непродуктивная форма, когда человек «служит» форме. Означает: • Желание произвести впечатление, устроить «представление» (особенно при раздутых формах в сочетании с медленным, неподвижным и безжизненным почерком). Вообще,форма «персоны» (без связи с раздутостью) может говорить о желании выглядеть очень умным и т. д. • Непродуктивен, так как не способен отличить главное от второстепенного. • Фанатичен. • Чувство формы (при условии сочетания более интересных украшений в почерке с более живым, заметным движением). • Потребность во внимании посредством создания особенного впечатления. • Высокомерие, гордыня, компенсирующие низкую самооценку (любит хвастать и говорить о себе при каждом удобном случае). • Суждения нечеткие, сама способность судить - низкая (мышление бессистемно и субъективно). • Потребность быть популярным или принятым из-за неуверенности в себе и потребности в том, чтобы оценили. • Неделовой подход, не отличает главного от второстепенного. • Непродуктивность действий. • Отсутствие сознательности и самокритики (раздутость формы и теснота в почерке свидетельствуют о занудстве). • Эгоцентричность (при условии сочетания раздутых букв с теснотой промежутков между строк). 4. Скудная, небрежная, запущенная и часто нечитабельная форма. Примечание. Небрежность не путать с упрощенностью! Читабельность - см. по отдельно взятой букве. Такая форма при быстром почерке означает: • Активный, деятельный человек. • Развитая интуиция. • Быстрое, без колебаний, принятие решений. • Отторжение «персоны» (при значительной степени нечитабельности и одновременно быстром или импульсивном почерке): - чрезмерная независимость, наносящая серьезный удар по адаптации (интеграции,приспособлению) человека в обществе; - нарушение принятых рамок и норм, склонность делать все, что захочет. Презирает и не уважает общественные правила. • Неуважение окружающих, их удобств и прав. • Поспешность и небрежность. Такая форма при медленном почерке означает: • Апатия, равнодушие (в том числе в случае депрессии). • Запущенность, небрежность. • Леность. • Проблема с концентрацией. • Депрессивное расстройство.
|