Разработанная
нами теоретическая модель возникновения нарушений поведения стала базой
для создания методологических, а затем и
организационно-методических основ психокоррекционной программы "Тренинг
модификации поведения".
В мировой
психологической практике существуют различные точки зрения на природу детской
агрессивности, а, следовательно, и
различные подходы к ее психотерапии.
Признано, что
основным и наиболее эффективным методом коррекции нарушений поведения у детей
является поведенческая терапия. Эта техника основана на теории научения (159) и
опирается на некоторые положения социальной психологии и теории развития.
Основные методы модификации поведения возникли как реакция на традиционную
медицинскую модель ("модель заболевания"). Поэтому теоретическая
схема бихевиорального подхода предполагает рассмотрение нарушений поведения не
в качестве симптома какого-либо заболевания, а в качестве определенных типов
реагирования. В бихевиоризме принято, что человек может приобрести социальные
навыки и эмоциональные реакции через:
а)
классическое обусловливание (когда в результате научения условный стимул
соединяется с безусловным);
б)
инструментальное обусловливание (когда в процессе научения те или иные действия
или реакции подкрепляются);
в) научение в
результате наблюдения. Научение в ходе наблюдения основывается на механизмах
иммитации, подражания или идентификации ребенка образцу. В частности
установлено, что наблюдатель, особенно, если он ребенок, проявляет тенденцию
совершать те же самые действия как и лицо, за которым он наблюдает. Однако, для
этого необходимо, чтобы социальное научение обеспечивалось процессами внимания
(ребенок должен обратить внимание на образец), памяти (сохранение информации о
действиях образца), моторного обеспечения (двигательные и когнитивные
способности к воспроизведению, повторению действий образца), мотивации (собственные
или подкрепленные побуждения к действию).
В связи с
этим бихевиористический подход сосредоточен на анализе поддающихся наблюдению и
измерению поведенческих реакций, т.к. "трудное поведение"
рассматривается скорее как результат неадекватного и неправильного научения, а
не проявления скрытой патологии. Исходя из этого, объектом воздействия в
процессе поведенческой терапии является само поведение человека.
Многие авторы
отмечают эффективность поведенческой терапии именно при работе с детьми.
Причину такой эффективности они видят в : 1) возможности контроля социальной
среды ребенка, 2) возможности воздействия на механизмы дезадаптивного поведения
детей, 3) относительной краткости терапии.
Наиболее
распространенной формой психокоррекционной работы с детьми, имеющими отклонения
в поведении является тренинг социальных навыков. Это обусловлено опорой на
результаты исследований, которые свидетельствуют о взаимосвязи дефицита
социальных навыков у детей с их агрессивностью и делинквентностью. В основном
тренинг социальных навыков строится на реализации терапевтических процедур,
опирающихся на классическое и оперантное обусловливание. Следует заметить, что
техника модификации поведения детей с нарушениями поведения в некоторых случаях
оказывается эффективной. Однако данная техника имеет и ряд недостатков. К их
числу относятся: 1) техника позволяет "снимать" симптомы нарушений
поведения, но не влияет на их причины; 2) техника не имеет средств для
профилактики нарушений поведения; 3) техника оказывает кратковременный эффект;
4) техника не позволяет получить "эффект переноса.
И главным
недостатком здесь конечно же является отсутствие "эффекта переноса"
или иными словами генерализации и поддержки навыков приобретенных в ходе
поведенческой терапии. Стремление к тому, чтобы добиться возникновения
обученного поведения в ситуациях, где последнее не было предметом тренировки,
привело к необходимости пересмотра некоторых процедур тренинга. В частности, к
основным модификациям можно отнести: а)
использование и создание искусственных ситуаций, стимулирующих генерализацию
навыков; б) использование разнообразных стимулов-образцов, непосредственно
формирующих навыки; в) использование разнообразных образцов-ответов и другого.
К ним, в качестве примера, можно отнести проигрывание различных сюжетных и
ролевых игр.
Однако, как
показывает собственный опыт коррекционной работы с агрессивными и асоциальными
подростками, введение даже указанных выше изменений не всегда приводит к
устойчивому успеху. С этими же проблемами сталкиваются и другие психологи,
которые пришли к выводу о возможности интеграции бихевиоризма и психоанализа. В
частности, существуют различные пути такой интеграции: 1) модель Wachtel
(1977), предполагающая прагматическое использование поведенческих техник в
рамках психоаналитической терапии для того, чтобы "перевести внутренние
инсайты в план действия"; 2) модель Kaplan (1974), предполагающая, в
случае сопротивления пациента, находящегося в процессе поведенчески ориентированной
терапии, кратковременное использование психоаналитических приемов и техник.
Причем второй путь интеграции более предпочтителен.
В настоящее
время, успешно развивается когнитивно-поведенческое направление в групповой
психотерапии. Его суть сводиться к тому, что наряду с классическими процедурами
поведенческой терапии применяются техники когнитивного переструктуирования. К
ним относятся формирование альтернативных путей овладения ситуацией,
"атака" на иррациональные убеждения, формирование способности к
осознанию сущности и последствий собственного поведения, ответственности,
правильных установок и привычек.
При этом
наиболее важным является не столько приведение в порядок противоположных
убеждений, сколько усиление поведенческих процедур за счет подключения
когнитивных процессов, а именно вербализации – проговаривания. Все
терапевтические процедуры становятся более эффективными, – отмечал А.Бандура, –
когда человек овладевает смыслом собственных поступков или осознает собственные
ресурсы (силу "Я"). Наблюдения за достижениями и успехами других
могут стать словесными убеждениями. К ним обращается человек в трудных
ситуациях, и опираясь на внутренние импульсы в состоянии расслабления и
контроля, у него может возникать ощущение собственной силы. Но более глубокое
ощущение силы "Я" появляется на основе собственного опыта человека,
когда он самостоятельно выполняет те или иные действия.
Обычно
программа когнитивно-поведенческих преобразований состоит из шести ступеней:
1.
Актуализация способностей к самоизменению. Обнаружение цели
("мишени") поведения, первоосновы случившегося; установление событий
и ситуаций, которые вызвали данное поведение, а также положительных или
отрицательных его последствий; определение целей изменений и выбор подкреплений.
2.
Релаксационный тренинг. Обучение прогрессивной мышечной релаксации относительно
поведенческой проблемы; ежедневный контроль за состоянием напряжения и
использование релаксационных техник.
3.
Подкрепление позитивных событий. Контроль над повторяющимися действиями;
еженедельное планирование поведения: составление предписаний на каждый день с
установлением баланса между негативными/нейтральными и позитивными действиями.
4.
Когнитивные стратегии. Обучение методам активизации позитивных и троможения негативных
мыслей; вызов и идентификация иррациональных убеждений; использование
самоинструктирования с целью оказания помощи самому себе в возникших проблемных
ситуациях.
5.
Формирование настойчивости. Идентификация ситуаций, в которых проявляется
непоследовательность; обучение настойчивому следованию социальным предписаниям
через моделирование и проигрывание ролей.
6.
Оптимизация социального взаимодействия. Идентификация факторов, которые
являются причиной нарушения социального взаимодействия; выбор действий, которые
необходимо изменить (усилить или уменьшить) с целью повышения уровня позитивных
социальных контактов.
Кроме того
следует, вероятно, остановиться и на
возможностях терапии агрессивности в рамках гештальтподхода. В гештальттерапии
агрессивные реакции могут возникать как результат проекций (все формы агрессии,
вызванные принуждением), интроекций ("выученная" агрессия) или
ретрофлексии (аутоагрессия). Однако, так или иначе, агрессивность – есть
нарушение процесса саморегуляции: когда возникшую потребность нельзя
удовлетворить и "гештальт" грозит остаться незавершенным.
Гештальттерапия
позволяет трансформировать невротические, неуместные или хронические
агрессивные реакции в конструктивные, полезные и здоровые. Как уже отмечалось
корни агрессии могут быть самыми разнообразными, поэтому и формы работы могут
быть различными: например, активизация механизмов сдерживания агрессии в
нерелевантной ситуации, актуализация способностей ненаправленного, необъектного
выражения агрессивных импульсов, умений планировать и предвидеть последствия
собственных агрессивных действия (69). Вместе с тем, в нашей практике
достаточно случаев наблюдения, особенно у детей, агрессивных способов
завершения "гештальта". И здесь возможна работа по разрушению или
реконструкции "гештальта".
Наши
исследования показали, что в целом при планировании коррекционной работы с
агрессивными детьми необходимо исходить из особенностей нарушений в той или
иной сфере личности ребенка таких как. нравственная нестабильность, слабая
совестливость, игнорирование конвенциональных норм в сочетании со слабым
самоконтролем, расторможенностью и импульсивностью, с одной стороны, и
негативными эмоциональными состояниями, с другой. Более того необходимо
учитывать влияние на поведение
подростков некомпетентных поступков родителей и педагогов.
При оказании
индивидуальной психологической помощи часто не возникает трудностей в
определении причин агрессивного поведения и выборе тактики психотерапевтической
работы. Эти трудности возникают при проведении групповой психокоррекционной
работы, когда необходимо оказать помощь детям, относящимися к различным
категориям или имеющим множественные нарушения.
В связи с
этим выбор стратегии психокоррекционной работы с агрессивными подростками
должен строиться исходя из следующих методологических принципов:
* принципа взаимосвязи внутренней
(интрапсихической) и внешней (психосоциальной) детерминации функционирования
личности;
*принципа учета закономерности процесса
изменения поведения, который включает следующие стадии:
предобдумывание (отсутствие намерения изменить собственное нежелательное
поведение), обдумывание (серьезное рассмотрение возможности изменить
поведение), подготовка (возникновение намерения изменить поведение), действие (
решительное изменение образа жизни и стабильное сохранение нового стиля
поведения), поддержание (окончательное преодоление нежелательного поведения,
максимальная уверенность в собственной способности предотвратить рецидив в
любых условиях).
*принципа комплексности: психотерапевтические
воздействия должны быть направлены на изменения в познавательной сфере личности
ребенка через убеждение, внушение, конфронтацию, прояснение и интерпретацию
малоосознаваемого содержания переживаний; в эмоциональной сфере – катарсис,
эмоциональную поддержку, эмпатию; в поведенческой сфере – мотивацию, новый
эмоциональный и межличностный опыт, подкрепление.
*принципа интегративности: принимая во
внимание множественность нарушений поведения, а также имеющийся и
собственный практический опыт работы был сделан вывод о необходимости
интегративного подхода при психокоррекции агрессивного поведения в группах
детей подросткового и юношеского возраста. В частности, эти идеи были
реализованы при разработке, апробации и внедрении программы "Тренинг модификации
поведения", в котором органически сочетаются техники когнитивной,
гештальт- и поведенческой психотерапии.
|