Перед колоноскопией, полипэктомией и другими подобными исследованиями врачом-эндоскопистом должна быть проведена разъяснительная беседа с пациентом. Независимая консультация, полученная от врача частной клиники или больницы, подробная информация из других источников также полезны для больного. Только так можно подготовить пациента и помочь ему принять решение о необходимости колоноскопии и полипэктомии. Больной должен четко представлять, что ждет его в эндоскопическом кабинете. Это особенно важно для пожилых пациентов.
На рис. 13а представлен титульный лист разъяснительного текста парамедицинского издательства, в котором не объясняются подробности процедуры. Содержание этого документа не всегда понятно больному, поэтому в нашей клинике был разработан краткий информационный блок, представленный на рис. 13 б, который вручают каждому пациенту перед исследованием. При необходимости более подробной, всеобъемлющей информации мы отправляем больного к документу, представленному на рисунке 13 а. Разъяснительная беседа о различного рода вмешательствах, чреватых осложнениями, имеет свою историю. Раньше разъяснениям уделяли меньше времени, однако сегодня существует юридическое определение достаточного и, соответственно, недостаточного разъяснения пациентам при исследованиях с возможными осложнениями. Правда, оно мало ориентировано на потребности эндоскопических будней. Так, еще 10 лет назад очень известный адвокат на семинарах по медицинскому праву в Германии советовал слушателям записывать разъяснительную беседу на магнитофонную ленту. Это требование вполне применимо и в наше время при построении конструктивных отношений «врач—пациент». Беседа с врачом остается основным моментом в разъяснении, все остальные вспомогательные методы, включая подписываемые больными разъяснительные формуляры, имеют лишь сопровождающий характер. На рис. 14 представлен разъяснительный лист для пациентов с аденомой ободочной кишки, направляемых на колоноскопическое исследование.