Обсуждение и анализ данных позволили определить различие в психологических особенностях личности детей
с различным уровнем агрессивности. На основании проведенного корреляционного
анализа была составлена типология агрессивных детей и установлены значимые независимые
переменные, определяющие возникновение агрессивности в поведении.
Тип агрессивного подростка (мальчика) отличается
относительным единообразием
мотивационной сферы, в которой прослеживаются две тенденции: к поддержанию
эмоционального равновесия и социальному
благополучию (доминирование мотивов комфорта и достижение социального статуса).
Это свидетельствует о стремлении к благоприятным условиям жизни, учебы и
отдыха, завоеванию влияния на окружающих, но вместе с тем, и об отсутствии
мотивационных тенденций, связанных с самоактуализацией и стремлением к развитию личности.
В рамках общей типологии агрессивного подростка можно выделить три группы детей:
1. Мальчики с невротическими
тенденциями. Общей характеристикой таких детей является высокая
тревожность, возбудимость в сочетании с быстрой истощаемостью, повышенная
чувствительность к раздражителям, которая вызывает неадекватные аффективные
вспышки, проявляющиеся в реакциях возбуждения, раздражения и гнева,
направленных против кого-либо из ближайшего окружения.
Отличительной особенностью детей этой группы является общая астеническая
направленность эмоциональной сферы. Вместе с тем, здесь следует обозначить две
категории подростков:
а) подростки с эмоциональной нестабильностью отличаются
эмоциональными переживаниями
астенического типа, проявляющимися в почти хроническом чувстве тревоги,
беспокойства, наклонности к сомнениям, крайней нерешительности.
Неумение владеть собственными эмоциями, низкая фрустрационная
толерантность, неуверенность в собственных силах приводят к появлению тревоги и
страха, что в нужный момент не хватит внутренних ресурсов, чтобы справится с
существующими трудностями. В связи с этим выбор цели деятельности принятие
какого-либо решения или выбор эффективного способа достижения цели для этих
детей почти всегда является трудной задачей. Поэтому они чаще предпочитают
отказаться от деятельности, чем осуществить какие-либо действия.
Однако, если они принимают решение действовать, то ведут себя очень
рассудительно, обдумывая каждое свое действие и сознательно контролируя
выполнение намеченного плана. Вместе с тем всякие отсрочки и отклонения от
скоснтруированных ими правил и стратегии собственного поведения плохо
переносятся, вызывая новое, более сильное беспокойство, сопровождающееся
раздражением, страхом и гневом. Поэтому неудержимое стремление удовлетворить
потребность, воплотить принятое решение в жизнь, возможно любым способом – вот
основной мотив избавления от давления тревожной обстановки.
б) подростки с низкой фрустрационной устойчивостью отличаются
характеризуются активными, деятельными эмоциональными переживаниями, но
неустойчивыми, неуправляемыми реакциями в трудных ситуациях, т.е. имеют
смешанный астенический эмоциональный профиль.
С точки зрения регуляции поведения, это дети способные эффективно
контролировать свою эмоциональную сферу, и даже при встрече с трудностями могут
проявлять выдержку и самообладание. В отличие от вышеописанной категории эти
подростки способны выбирать и ставить адекватные цели и продумывать до мелочей
способы их достижения, а также доводить
начатое действие до конца, несмотря на помехи. Подростки описываемой категории
более адаптивны, проявляют большую
гибкость поведения при изменении ситуации.
Однако их можно отнести к разряду людей, "которые сначала делают, а потом
думают” из-за их повышенной импульсивности, легкомысленности и беззаботности.
Импульсивность характеризуется
быстротой, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и
действий без предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их.
Поэтому импульсивность является признаком слабой воли и плохого самоконтроля.
Неспособность контролировать эмоции и импульсивность внешне выражаются в
неспособности выразить в социально-допустимой форме. По имеющимся данным импульсивность
как свойство темперамента зависит от неуравновешенности нервной системы по силе
и от силы возбуждения. В связи с этим астенические эмоции и тревожность могут
возникать в ситуациях длительного ожидания
или невозможности удовлетворения актуальных потребностей в определенные
сроки. Именно поэтому пребывание в
ситуации фрустрации (или депривации), когда необходимо длительное время поддерживать высокий уровень возбуждения,
сопряжено у этой категории детей с нарастанием психического напряжения,
появлением негативных эмоций, перевозбуждением, апатией, истощением нервной
системы
2. Мальчики с психотическими
тенденциями. Отличительной особенностью этих детей являются психическая
неадекватность личности. Они характеризуются
аутичностью, обособленностью, отгороженностью от событий окружающего
мира Все их поступки, чувства, переживания
в большей степени подчинены внутренним, эндогенным законам, чем влияниям
со стороны окружающих. Вследствие этого их мысли, чувства и поступки часто
возникают немотивированно и кажутся поэтому странными и пародоксальными.
Деятельность
этих подростков по регуляции собственного поведения очень сложна. Ситуативно
возникающие эмоции, из-за низкого контроля над ними, смешиваются с фоновыми
переживаниями или другими ситуативными эмоциями. Поэтому любое событие, связанное с психическим напряжением, может
породить у них одновременно несколько противоречивых чувств и эмоций, которые
они не считают нужными сдерживать и скрывать от окружающих.
Поэтому психотическая личность находится в постоянном внутреннем конфликте
с собой, постоянно напряжена и возбуждена вне зависимости от степени
напряженности реальной ситуации. Это хроническое напряжение может без внешнего
повода прорываться в неожиданных аффективных реакциях озлобления, ярости,
страха.
Еще одной существенной особенностью названных подростков с психотическими
тенденциями является их интровертированность (r =0,67, р 0,01), свидетельствующая о затруднениях в
межличностных контактах, замкнутости, необщительности и по некоторым данным имеет положительную связь со
скрытностью, отрицательными отношением к людям, подозрительностью,
враждебностью.
3. Мальчики с депрессивными тенденциями. Отличительной
особенностью таких подростков является тоскливое настроение, угнетенное
состояние, подавленность, сниженная психическая и двигательная активность,
склонность к соматическим нарушениям. Для них свойственна более слабая
адаптация к ситуационым событиям, всевозможным психотравмирующим переживаниям.
Любая сколько-нибудь напряженная деятельность для них трудна, неприятна,
протекает с чувством чрезмерного психического дискомфорта, быстро утомляет,
вызывает ощущение полного бессилия и истощения. По данным В. Десятникова ,
подростки с депрессивными нарушениями отличаются непослушанием, ленностью,
неуспеваемостью, драчливостью, часто убегают из дома.
Нарушение депрессивного характера могут сопровождаться и идеями
самообвинения, самоунижения, суицидальными мыслями и действиями, аутоагрессией.
Следует отметить, что все обозначенные
группы агрессивных подростков имеют ярко выраженные нарушения в
нравственной сфере. В частности, подростки с психотическими тенденциями склонны
к непостоянству, уклонению от выполнения своих обязанностей, игнорированию
социальных правил, требований и норм. пренебрежительно относятся к моральным
ценностям. По данным Р. Кеттелла , такие характеристики присущи асоциальным
психопатам, правонарушителям и людям с низкими моральными качествами. У
подростков с невротическими и депрессивными тенденциями сущетвует внутриличностный конфликт внутри "Сверх–Я” самостоятельно
сформированными и конвенциональными моральными критериями поведения
(совестливостью и чувством вины).
Вместе с тем, как показывают результаты корреляционного анализа,
агрессивное поведение может наблюдаться
у подростков, которые имеют множественные нарушения в эмоциональной
сфере, как результат взаимодействия в различных сочетаниях невротических,
психотических и депрессивных тенденций.
В общении агрессивные мальчики отдают предпочтение
прямолинейно-агрессивному стилю межличностных отношений, характеризующемуся
прямолинейностью, настойчивостью, несдержанностью, вспыльчивостью,
недружелюбием в отношение окружающих.
Кроме того, среди агрессивных мальчиков распространен покорно-застенчивый
стиль, который характеризуется скромностью, повышенным чувством вины,
самоуничижением, а также недоверчиво-скептический, проявляющийся в скептицизме,
недоверчивости, обидчивости и подозрительности. По нашему мнению, тип
стиля межличностных отношений зависит от направленности и преобладающего вида
агрессивных реакций детей.
Тип агрессивного подростка (девочки) отличается
наличием мотивационных тенденций к поддержанию жизнеобеспечения, комфорта,
общения. Это свидетельствует о преобладании в их мотивационной сфере мотивов
поддержания над развивающими мотивами. Такую
мотивационную структуру можно определить как потребительскую (регрессивный профиль), выполняющую, главным
образом, обеспечивающую, а не развивающую личность функцию.
Как показывает анализ агрессивность
в основном характерна для двух категорий детей.
1. Девочек с психотическими тенденциями. Общим для них является
повышенная напряженность и возбудимость, чрезмерная забота о собственном
престиже, болезненная реакция на критику и замечание, эгоистичность,
самодовольство и чрезмерное самомнение). В рамках этой категории можно
выделить три группы детей:
а) девочки с астеническим эмоциональным профилем, характеризующимся
преобладанием астеничности как в
показателях эмоциональных переживаний, так и фрустрационных реакциях.
Особенности эмоционально-волевой регуляции этих девочек состоят в неумении
владеть собственными эмоциями, фрустрационной неустойчивости, плохом
самообладании, стремлениях к гомеостатическому комфорту, эмоциональныом
переживаниям гедонистического типа.
б) девочки со смешанным астеническим эмоциональным профилем характеризующимся
преобладанием стенической эмоциональности и одновременно астеническим
фрустрационным поведением. Эти подростки эмоционально стеничны, однако, им
трудно управлять собственным эмоциональным состоянием в трудных ситуациях.
в) девочки со смешанным стеническим эмоциональным профилем, характеризующимся
астеничностью эмоциональных предпочтений и стенически не фрустрационным поведением. Особенности
эмоционально-волевой сферы этих девочек состоят в разноплановости
регулятивных механизмов. С одной стороны, это неумение владеть собственными эмоциями, плохое
самообладание, низкая уверенность в своих силах в обычной ситуации, с другой –
в ситуации фрустрации они начинают более эффективно регулировать свою
эмоциональную сферу, проявлять выдержку и самообладание, выбирать конкретные
цели и продуктивные способы их достижения, однако действуют импульсивно и непродуманно, но при
этом очень ригидно, не обращая внимание на динамику ситуации.
В рамках первой категории можно также описать две группы детей со
смешанными нарушениями в эмоциональной сфере:
Девочки с психотическими и невротическими тенденциями. Ведущей
особенностью этих подростков является "мимозоподобность”, болезненная ранимость
и впечатлительность. Робкие, стеснительные и боязливые, они постоянно испытывают страхи и
беспокойство, не верят в свои силы, не умеют налаживать контакты с окружающими,
отстаивать свои интересы и добиваться поставленных целей. Спасаясь от ранящей
действительности, они полностью уходят в мир вымыслов и фантазий, тем самым
стремясь компенсировать себя за неудачи в реальной жизни.
Девочки с психотическими и депрессивным тенденциями. Наряду с
постоянной внутриличностной конфликтностью, напряженностью и возбужденностью, у
этих подростков наблюдается общая психомоторная заторможенность,
сопровождающаяся снижением настроения, медлительностью, отсутствием
настойчивости и решительности. В ситуации фрустрации они не способны к
длительному волевому усилию, и при невозможности преодолеть трудности часто
впадают в отчаяние. При субъективно
непереносимых обстоятельствах могут предпринимать попытки уйти из жизни.
Кроме названных выше категорий агрессивных девочек-подростков, вероятно,
можно предположить существование группы детей, имеющих симптомокомплекс
психической неуравновешенности (психические, невротические и депрессивные
тенденции одновременно).
Следует также отметить существование конфликта в нравственной сфере между
осознаваемыми и неосознаваемыми моральными ценностями (совесть и чувство вины),
что возможно указывает на непринятие девочками-подростками существующих
"внешних” норм и правил социального поведения.
2. Девочки экстровертированного
типа. Особенностью этих девочек является активность, честолюбие, стремление к
общественному признанию, лидерству. Их отличает потребность в общении с людьми,
стремление к праздности и развлечениям, тяга к острым, возбуждающим
впечатлениям. Они часто рискуют, действуют импульсивно и необдуманно,
легкомысленно и беззаботно из-за низкого самоконтроля влечений. Поскольку
контроль над желаниями и поступками ослаблен, они часто бывают агрессивны и
вспыльчивы.
Вместе с тем эти девочки обладают
неплохой способностью к волевой регуляции эмоций: даже при встрече со
значительными трудностями они могут проявить выдержку и самообладание, умеют
"настроиться и собраться”, когда это необходимо.
Описанные выше особенности мотивационной, эмоциональной, волевой и
нравственной сфер возможно приводят агрессивных девочек-подростков к реализации
трех различных тактик взаимодействия с
окружающими. Для них наиболее распространенными
являются властно-лидирующий стиль межличностных отношений,
характеризующийся высокой активностью, выраженной мотивацией достижения,
тенденцией к доминированию, а также прямолинейно-агрессивный стиль,
отличающийся прямолинейностью, упорством,
несдержанностью, которые сопровождаются чувством повышенной справедливости,
враждебностью, обидчивостью, нетерпеливым отношением к критическим замечаниям.
Вместе с тем, достаточно часто встречается и сотрудничающий-конвенциальный
стиль, выделяющийся компромиссным поведением, стремлением к сотрудничеству,
поисками признания в глазах наиболее авторитетных людей. По мнению Л.Н. Собчик , данный тип межличностных отношений может
встречаться у людей с проблемой вытесненной эгоцентричности и агрессивности,
стремящихся преодолеть собственные трудности путем перекладывания
ответственности на плечи других, маскируя истинные намерения повышенным
дружелюбием, конвенциональностью.
Тип агрессивного юноши отличается
мотивационной сферой, в которой прослеживаются две основные тенденции к
установлению межличностных контактов
(доминирование мотивов общения) и достижению благоприятного эмоционального состояния
(доминирование мотивов комфорта). Это свидетельствует об обеспечении мотивацией в основном
потребительских запросов, направленных на поддержание благополучного
психологического и социального существования индивида, а не на самоактуализацию и на саморазвитие
личности.
Дальнейший анализ позволил выделить и описать следующую типологию
агрессивных юношей.
1. Юноши с невротическими тенденциями. Для этой
категории детей характерна высокая тревожность, возбудимость в сочетании с
быстрой истощаемостью, повышенная чувствительность к раздражителям, вызывающие
неадекватные аффективные вспышки. Они проявляются в реакциях возбуждения, раздражения
и гнева, направленных против кого-либо из ближайшего окружения (52).
Отличительной особенностью детей этой группы является смешанная астеническая картина эмоциональной
сферы, характеризующаяся стенической эмоциональностью (активными, деятельными
эмоциональными переживаниями), но и одновременно астетическим фрустрационным
поведением (неустойчивыми, плохоуправляемыми реакциями в трудных ситуациях).
Это проявляется в нерациональной регуляции действий в импульсивных и
необдуманных и прямолинейных поступках, в низкой мотивации достижения, в
неумении поставить цели и найти эффективные способы их реализации.
2. Юноши с психотическими тенденции. Общим для них является
повышенная напряженность и возбудимость, чрезмерная забота о собственном
престиже, болезненная реакция на критику и замечание, эгоистичность,
самодовольство и чрезмерное самомнение.
Вместе с тем этих детей отличает общая
стеничность эмоциональных предпочтений,
отражающая склонность к проявлению активных переживаний и устойчивую
конструктивную позицию во
фрустрирующих ситуациях. Однако их
поведение крайне нестабильно, т.е. не обеспечивается определенными
особенностями волевой регуляции эмоций (неумением совладать собственными
эмоциями) и высоким самообладанием (они, наоборот, крайне невыдержаны).
3. Юноши с депрессивными тенденциями. Отличительной особенностью
таких юношей выступает тоскливое настроение, угнетенное состояние,
подавленность, сниженная психическая и двигательная активность, склонность к
соматическим нарушениям. Для них свойственна более слабая адаптация к
ситуационным событиям, всевозможным психотравмирующим переживаниям. Им трудно
владеть собственными эмоциями, малейшие
трудности или неудачи надолго "выбивают их из колеи”. Они невыдержанны и
с трудом скрывают свои мысли и чувства. Однако, несмотря на плохое
самообладание, эти юноши рассудительны и рациональны.
Вместе с тем. следует отметить, что все обозначенные группы агрессивных
юношей не имеют выраженных нарушений в нравственной сфере: они стремятся к
соблюдению конвенциональных норм и выполнению социальных требований, имеют
стойкие моральные принципы и страются
строго их придерживаться.
Как показывают результаты корреляционного анализа, агрессивное поведение
может наблюдаться у юношей, имеющих
различные сочетания невротических, психотических и депрессивных
состояний.
4. Юноши экстравертированного
типа. Главной отличительной характеристикой этих юношей является
активность, честолюбие, стремление к общественному признанию, лидерству. Их
отличает почти неиссякаемая энергия, стеничность, предприимчивость, активное
достижение целей. Привлекает активная, предпочтительно физическая деятельность.
Эти юноши общительны, имеют много друзей, в дружбе заботливы и отзывчивы, легко
адаптируются в любом коллективе, охотно берут на себя роль лидера, умеют
сплотить людей, увлечь за собой. Обычно их слушаются и подчиняются их
требованиям. Этот тип юношей отличает высокая адаптивность и гибкость
поведения.
В общении агрессивные юноши предпочитают придерживаться
независимо-доминирующего стиля межличностных отношений, которые отличаются
уверенной независимой, соперничающей манерой поведения. Распространенным
является и сотрудничающе-конвенциональный стиль, отличающийся стремлением к
установлению компромиссов. Вместе с тем встречаются властно-лидирующий
(уверенный, руководящий) и прямолинейно-агрессивный (настойчивый, упорный,
недружелюбный) стили.
Тип агрессивной девушки.
Характеризуется наличием в их мотивационной сфере двух побудительных тенденций к установлению межличностных контактов (доминирование
мотивов общения), а также к поддержанию эмоционального равновесия и социального
благополучия (доминирование мотивов комфорта и достижение социального статуса).
Это свидетельствует о стремлении к благоприятным условиям жизни, учебы и
отдыха, приобретению влияния на окружающих, но вместе с тем и об отсутствии
мотивационных тнеденций, связанных с актуализацией "Я” и развитием личности.
При этом можно описать две группы
девушек, имеющих выраженную
агрессивность
1. Девушки с психотическими тенденциями. Общим для них
является повышенная напряженность и
возбудимость, чрезмерная забота о собственном престиже, болезненная реакция на
критику и замечание, эгоистичность, самодовольство и чрезмерное самомнение, а
также внутренняя конфликтность.
Стеничность их эмоционального
состояния проявляется в непоседливости, деятельности, активности в
общении. Однако, оказываясь в определенный момент без поддержки окружающих или
выполняя неинтересную работу, они начинают нервничать и терять самообладание,
реагируя на эту ситуацию либо
озлоблением и гневом, либо страхом.
В рамках этой группы можно выделить девушек
с психотическими и невротическими тенденциями.
Ведущей особенностью этих подростков является "мимозоподобность”, болезненная
ранимость и впечатлительность. Робкие, стеснительные и боязливые они постоянно испытывают страхи и
беспокойства, не верят в свои силы, не умеют налаживать контакты с окружающими,
отстаивать свои интересы и добиваться поставленных целей. У них могут
встречаться два различных эмоциональных профиля, определяющие их состояние и
поведение:
а) смешанный астенический эмоциональный профиль (фоновая активность и
апатия, пассивность в трудной ситуации);
б) смешанный стенический эмоциональный профиль (фоновая тревожность,
неуверенность в себе и активность, настойчивость, самообладание в ситуации
фрустрации). Перейти на страницу: 2
|