Actionteaser.ru - тизерная реклама
Всё для всех - медицина
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Психологическая типология детей с различным уровнем агрессивности

 

Обсуждение и анализ данных позволили определить различие  в психологических особенностях личности детей с различным уровнем агрессивности. На основании проведенного корреляционного анализа была составлена типология агрессивных детей и установлены значимые независимые переменные, определяющие возникновение агрессивности в поведении.

Тип агрессивного подростка (мальчика) отличается относительным  единообразием мотивационной сферы, в которой прослеживаются две тенденции: к поддержанию эмоционального равновесия  и социальному благополучию (доминирование мотивов комфорта и достижение социального статуса). Это свидетельствует о стремлении к благоприятным условиям жизни, учебы и отдыха, завоеванию влияния на окружающих, но вместе с тем, и об отсутствии мотивационных тенденций, связанных с самоактуализацией  и стремлением к развитию личности.

В рамках общей типологии агрессивного подростка  можно выделить три группы детей:

1. Мальчики с невротическими  тенденциями. Общей характеристикой таких детей является высокая тревожность, возбудимость в сочетании с быстрой истощаемостью, повышенная чувствительность к раздражителям, которая вызывает неадекватные аффективные вспышки, проявляющиеся в реакциях возбуждения, раздражения и гнева, направленных против кого-либо из ближайшего окружения.

Отличительной особенностью детей этой группы является общая астеническая направленность эмоциональной сферы. Вместе с тем, здесь следует обозначить две категории подростков:

а) подростки с эмоциональной нестабильностью отличаются эмоциональными  переживаниями астенического типа, проявляющимися в почти хроническом чувстве тревоги, беспокойства, наклонности к сомнениям, крайней нерешительности.

Неумение владеть собственными эмоциями, низкая фрустрационная толерантность, неуверенность в собственных силах приводят к появлению тревоги и страха, что в нужный момент не хватит внутренних ресурсов, чтобы справится с существующими трудностями. В связи с этим выбор цели деятельности принятие какого-либо решения или выбор эффективного способа достижения цели для этих детей почти всегда является трудной задачей. Поэтому они чаще предпочитают отказаться от деятельности, чем осуществить какие-либо действия.

Однако, если они принимают решение действовать, то ведут себя очень рассудительно, обдумывая каждое свое действие и сознательно контролируя выполнение намеченного плана. Вместе с тем всякие отсрочки и отклонения от скоснтруированных ими правил и стратегии собственного поведения плохо переносятся, вызывая новое, более сильное беспокойство, сопровождающееся раздражением, страхом и гневом. Поэтому неудержимое стремление удовлетворить потребность, воплотить принятое решение в жизнь, возможно любым способом – вот основной мотив избавления от давления тревожной обстановки.

б) подростки с низкой фрустрационной устойчивостью отличаются характеризуются активными, деятельными эмоциональными переживаниями, но неустойчивыми, неуправляемыми реакциями в трудных ситуациях, т.е. имеют смешанный астенический эмоциональный профиль.

С точки зрения регуляции поведения, это дети способные эффективно контролировать свою эмоциональную сферу, и даже при встрече с трудностями могут проявлять выдержку и самообладание. В отличие от вышеописанной категории эти подростки способны выбирать и ставить адекватные цели и продумывать до мелочей способы их достижения, а также  доводить начатое действие до конца, несмотря на помехи. Подростки описываемой категории более  адаптивны, проявляют большую гибкость поведения при изменении ситуации.

Однако их можно отнести к разряду людей, "которые сначала делают, а потом думают” из-за их повышенной импульсивности, легкомысленности и беззаботности. Импульсивность характеризуется  быстротой, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий без предварительного обдумывания и сознательного решения выполнить их. Поэтому импульсивность является признаком слабой воли и плохого самоконтроля. Неспособность контролировать эмоции и импульсивность внешне выражаются в неспособности выразить в социально-допустимой форме. По имеющимся данным импульсивность как свойство темперамента зависит от неуравновешенности нервной системы по силе и от силы возбуждения. В связи с этим астенические эмоции и тревожность могут возникать в ситуациях длительного ожидания  или невозможности удовлетворения актуальных потребностей в определенные сроки. Именно поэтому пребывание  в ситуации фрустрации (или депривации), когда необходимо длительное время  поддерживать высокий уровень возбуждения, сопряжено у этой категории детей с нарастанием психического напряжения, появлением негативных эмоций, перевозбуждением, апатией, истощением нервной системы

2.  Мальчики с психотическими тенденциями. Отличительной особенностью этих детей являются психическая неадекватность личности. Они характеризуются  аутичностью, обособленностью, отгороженностью от событий окружающего мира Все их поступки, чувства, переживания  в большей степени подчинены внутренним, эндогенным законам, чем влияниям со стороны окружающих. Вследствие этого их мысли, чувства и поступки часто возникают немотивированно и кажутся поэтому странными и пародоксальными.

Деятельность этих подростков по регуляции собственного поведения очень сложна. Ситуативно возникающие эмоции, из-за низкого контроля над ними, смешиваются с фоновыми переживаниями или другими ситуативными эмоциями. Поэтому любое событие,   связанное с психическим напряжением, может породить у них одновременно несколько противоречивых чувств и эмоций, которые они не считают нужными сдерживать и скрывать от окружающих.

Поэтому психотическая личность находится в постоянном внутреннем конфликте с собой, постоянно напряжена и возбуждена вне зависимости от степени напряженности реальной ситуации. Это хроническое напряжение может без внешнего повода прорываться в неожиданных аффективных реакциях озлобления, ярости, страха.

Еще одной существенной особенностью названных подростков с психотическими тенденциями является их интровертированность (r =0,67, р  0,01), свидетельствующая о затруднениях в межличностных контактах, замкнутости, необщительности и по некоторым данным  имеет положительную  связь со скрытностью, отрицательными отношением к людям, подозрительностью, враждебностью.

3. Мальчики с депрессивными тенденциями. Отличительной особенностью таких подростков является тоскливое настроение, угнетенное состояние, подавленность, сниженная психическая и двигательная активность, склонность к соматическим нарушениям. Для них свойственна более слабая адаптация к ситуационым событиям, всевозможным психотравмирующим переживаниям. Любая сколько-нибудь напряженная деятельность для них трудна, неприятна, протекает с чувством чрезмерного психического дискомфорта, быстро утомляет, вызывает ощущение полного бессилия и истощения. По данным В. Десятникова , подростки с депрессивными нарушениями отличаются непослушанием, ленностью, неуспеваемостью, драчливостью, часто убегают из дома.

Нарушение депрессивного характера могут сопровождаться и идеями самообвинения, самоунижения, суицидальными мыслями и действиями, аутоагрессией.

Следует отметить, что все обозначенные  группы агрессивных подростков имеют ярко выраженные нарушения в нравственной сфере. В частности, подростки с психотическими тенденциями склонны к непостоянству, уклонению от выполнения своих обязанностей, игнорированию социальных правил, требований и норм. пренебрежительно относятся к моральным ценностям. По данным Р. Кеттелла , такие характеристики присущи асоциальным психопатам, правонарушителям и людям с низкими моральными качествами. У подростков с невротическими и депрессивными тенденциями сущетвует  внутриличностный  конфликт внутри "Сверх–Я” самостоятельно сформированными и конвенциональными моральными критериями поведения (совестливостью и чувством вины).

Вместе с тем, как показывают результаты корреляционного анализа, агрессивное поведение может наблюдаться  у подростков, которые имеют множественные нарушения в эмоциональной сфере, как результат взаимодействия в различных сочетаниях невротических, психотических и депрессивных тенденций.

В общении агрессивные мальчики отдают предпочтение прямолинейно-агрессивному стилю межличностных отношений, характеризующемуся прямолинейностью, настойчивостью, несдержанностью, вспыльчивостью, недружелюбием в отношение окружающих.

Кроме того, среди агрессивных мальчиков распространен покорно-застенчивый стиль, который характеризуется скромностью, повышенным чувством вины, самоуничижением, а также недоверчиво-скептический, проявляющийся в скептицизме, недоверчивости, обидчивости и подозрительности. По нашему мнению, тип стиля межличностных отношений зависит от направленности и преобладающего вида агрессивных реакций детей.

Тип агрессивного подростка (девочки) отличается наличием мотивационных тенденций к поддержанию жизнеобеспечения, комфорта, общения. Это свидетельствует о преобладании в их мотивационной сфере мотивов поддержания над развивающими мотивами. Такую  мотивационную структуру можно определить как потребительскую  (регрессивный профиль), выполняющую, главным образом, обеспечивающую, а не развивающую личность функцию.

Как показывает анализ  агрессивность в основном характерна для двух категорий детей.

1. Девочек с психотическими тенденциями. Общим для них является повышенная напряженность и возбудимость, чрезмерная забота о собственном престиже, болезненная реакция на критику и замечание, эгоистичность, самодовольство и чрезмерное самомнение). В рамках этой категории можно выделить три группы детей:

а) девочки с астеническим эмоциональным профилем, характеризующимся преобладанием астеничности как  в показателях эмоциональных переживаний, так и фрустрационных реакциях. Особенности эмоционально-волевой регуляции этих девочек состоят в неумении владеть собственными эмоциями, фрустрационной неустойчивости, плохом самообладании, стремлениях к гомеостатическому комфорту, эмоциональныом переживаниям гедонистического типа.

б) девочки со смешанным астеническим эмоциональным профилем характеризующимся преобладанием стенической эмоциональности и одновременно астеническим фрустрационным поведением. Эти подростки эмоционально стеничны, однако, им трудно управлять собственным эмоциональным состоянием в трудных ситуациях.

в) девочки со смешанным стеническим эмоциональным профилем, характеризующимся астеничностью эмоциональных предпочтений и стенически  не фрустрационным поведением. Особенности эмоционально-волевой сферы этих девочек состоят в разноплановости регулятивных механизмов. С одной стороны, это неумение  владеть собственными эмоциями, плохое самообладание, низкая уверенность в своих силах в обычной ситуации, с другой – в ситуации фрустрации они начинают более эффективно регулировать свою эмоциональную сферу, проявлять выдержку и самообладание, выбирать конкретные цели и продуктивные способы их достижения, однако  действуют импульсивно и непродуманно, но при этом очень ригидно, не обращая внимание на динамику ситуации.

В рамках первой категории можно также описать две группы детей со смешанными нарушениями в эмоциональной сфере:

Девочки с психотическими и невротическими тенденциями. Ведущей особенностью этих подростков является "мимозоподобность”, болезненная ранимость и впечатлительность. Робкие, стеснительные и боязливые,  они постоянно испытывают страхи и беспокойство, не верят в свои силы, не умеют налаживать контакты с окружающими, отстаивать свои интересы и добиваться поставленных целей. Спасаясь от ранящей действительности, они полностью уходят в мир вымыслов и фантазий, тем самым стремясь компенсировать себя за неудачи в реальной жизни.

Девочки с психотическими и депрессивным тенденциями. Наряду с постоянной внутриличностной конфликтностью, напряженностью и возбужденностью, у этих подростков наблюдается общая психомоторная заторможенность, сопровождающаяся снижением настроения, медлительностью, отсутствием настойчивости и решительности. В ситуации фрустрации они не способны к длительному волевому усилию, и при невозможности преодолеть трудности часто впадают  в отчаяние. При субъективно непереносимых обстоятельствах могут предпринимать попытки уйти из жизни.

Кроме названных выше категорий агрессивных девочек-подростков, вероятно, можно предположить существование группы детей, имеющих симптомокомплекс психической неуравновешенности (психические, невротические и депрессивные тенденции одновременно).

Следует также отметить существование конфликта в нравственной сфере между осознаваемыми и неосознаваемыми моральными ценностями (совесть и чувство вины), что возможно указывает на непринятие девочками-подростками существующих "внешних” норм и правил социального поведения.

2. Девочки экстровертированного типа. Особенностью этих девочек является активность, честолюбие, стремление к общественному признанию, лидерству. Их отличает потребность в общении с людьми, стремление к праздности и развлечениям, тяга к острым, возбуждающим впечатлениям. Они часто рискуют, действуют импульсивно и необдуманно, легкомысленно и беззаботно из-за низкого самоконтроля влечений. Поскольку контроль над желаниями и поступками ослаблен, они часто бывают агрессивны и вспыльчивы.

Вместе с тем эти девочки обладают неплохой способностью к волевой регуляции эмоций: даже при встрече со значительными трудностями они могут проявить выдержку и самообладание, умеют "настроиться и собраться”, когда это необходимо.

Описанные выше особенности мотивационной, эмоциональной, волевой и нравственной сфер возможно приводят агрессивных девочек-подростков к реализации трех различных тактик взаимодействия  с окружающими. Для них наиболее распространенными  являются властно-лидирующий стиль межличностных отношений, характеризующийся высокой активностью, выраженной мотивацией достижения, тенденцией к доминированию, а также прямолинейно-агрессивный стиль, отличающийся  прямолинейностью, упорством, несдержанностью, которые сопровождаются чувством повышенной справедливости, враждебностью, обидчивостью, нетерпеливым отношением к критическим замечаниям. Вместе с тем, достаточно часто встречается и сотрудничающий-конвенциальный стиль, выделяющийся компромиссным поведением, стремлением к сотрудничеству, поисками признания в глазах наиболее авторитетных людей. По мнению Л.Н. Собчик ,  данный тип межличностных отношений может встречаться у людей с проблемой вытесненной эгоцентричности и агрессивности, стремящихся преодолеть собственные трудности путем перекладывания ответственности на плечи других, маскируя истинные намерения повышенным дружелюбием, конвенциональностью.

Тип агрессивного юноши отличается мотивационной сферой, в которой прослеживаются две основные тенденции к установлению межличностных контактов  (доминирование мотивов общения) и достижению  благоприятного эмоционального состояния (доминирование мотивов комфорта). Это свидетельствует  об обеспечении мотивацией в основном потребительских запросов, направленных на поддержание благополучного психологического и социального существования индивида,  а не на самоактуализацию и на саморазвитие личности.

Дальнейший анализ позволил выделить и описать следующую типологию агрессивных юношей.

1. Юноши с невротическими тенденциями. Для этой категории детей характерна высокая тревожность, возбудимость в сочетании с быстрой истощаемостью, повышенная чувствительность к раздражителям, вызывающие неадекватные аффективные вспышки. Они проявляются в реакциях возбуждения, раздражения и гнева, направленных против кого-либо из ближайшего окружения (52).

Отличительной особенностью детей этой группы является  смешанная астеническая картина эмоциональной сферы, характеризующаяся стенической эмоциональностью (активными, деятельными эмоциональными переживаниями), но и одновременно астетическим фрустрационным поведением (неустойчивыми, плохоуправляемыми реакциями в трудных ситуациях). Это проявляется в нерациональной регуляции действий в импульсивных и необдуманных и прямолинейных поступках, в низкой мотивации достижения, в неумении поставить цели и найти эффективные способы их реализации.

2. Юноши с психотическими тенденции. Общим для них является повышенная напряженность и возбудимость, чрезмерная забота о собственном престиже, болезненная реакция на критику и замечание, эгоистичность, самодовольство и чрезмерное самомнение.

Вместе с тем этих детей отличает общая  стеничность эмоциональных предпочтений,  отражающая склонность к проявлению активных переживаний  и устойчивую  конструктивную позицию  во фрустрирующих  ситуациях. Однако их поведение крайне нестабильно, т.е. не обеспечивается определенными особенностями волевой регуляции эмоций (неумением совладать собственными эмоциями) и высоким самообладанием (они, наоборот, крайне невыдержаны).

3. Юноши с депрессивными тенденциями. Отличительной особенностью таких юношей выступает тоскливое настроение, угнетенное состояние, подавленность, сниженная психическая и двигательная активность, склонность к соматическим нарушениям. Для них свойственна более слабая адаптация к ситуационным событиям, всевозможным психотравмирующим переживаниям. Им трудно владеть собственными эмоциями, малейшие  трудности или неудачи надолго "выбивают их из колеи”. Они невыдержанны и с трудом скрывают свои мысли и чувства. Однако, несмотря на плохое самообладание, эти юноши рассудительны и рациональны.

Вместе с тем. следует отметить, что все обозначенные группы агрессивных юношей не имеют выраженных нарушений в нравственной сфере: они стремятся к соблюдению конвенциональных норм и выполнению социальных требований, имеют стойкие моральные  принципы и страются строго их придерживаться.

Как показывают результаты корреляционного анализа, агрессивное поведение может наблюдаться у юношей, имеющих  различные сочетания невротических, психотических и депрессивных состояний.

4. Юноши экстравертированного типа. Главной отличительной характеристикой этих юношей является активность, честолюбие, стремление к общественному признанию, лидерству. Их отличает почти неиссякаемая энергия, стеничность, предприимчивость, активное достижение целей. Привлекает активная, предпочтительно физическая деятельность. Эти юноши общительны, имеют много друзей, в дружбе заботливы и отзывчивы, легко адаптируются в любом коллективе, охотно берут на себя роль лидера, умеют сплотить людей, увлечь за собой. Обычно их слушаются и подчиняются их требованиям. Этот тип юношей отличает высокая адаптивность и гибкость поведения.

В общении агрессивные юноши предпочитают придерживаться независимо-доминирующего стиля межличностных отношений, которые отличаются уверенной независимой, соперничающей манерой поведения. Распространенным является и сотрудничающе-конвенциональный стиль, отличающийся стремлением к установлению компромиссов. Вместе с тем встречаются властно-лидирующий (уверенный, руководящий) и прямолинейно-агрессивный (настойчивый, упорный, недружелюбный) стили.

Тип агрессивной девушки. Характеризуется наличием в их мотивационной сфере  двух побудительных тенденций  к установлению  межличностных контактов (доминирование мотивов общения), а также к поддержанию эмоционального равновесия и социального благополучия (доминирование мотивов комфорта и достижение социального статуса). Это свидетельствует о стремлении к благоприятным условиям жизни, учебы и отдыха, приобретению влияния на окружающих, но вместе с тем и об отсутствии мотивационных тнеденций, связанных с актуализацией "Я” и развитием личности.

При этом  можно описать две группы девушек, имеющих  выраженную агрессивность

1. Девушки с психотическими тенденциями. Общим для них является  повышенная напряженность и возбудимость, чрезмерная забота о собственном престиже, болезненная реакция на критику и замечание, эгоистичность, самодовольство и чрезмерное самомнение, а также  внутренняя конфликтность. Стеничность  их эмоционального состояния  проявляется  в непоседливости, деятельности, активности в общении. Однако, оказываясь в определенный момент без поддержки окружающих или выполняя неинтересную работу, они начинают нервничать и терять самообладание, реагируя на эту ситуацию  либо озлоблением и гневом, либо страхом.

В рамках этой группы можно выделить  девушек с психотическими и невротическими  тенденциями. Ведущей особенностью этих подростков является "мимозоподобность”, болезненная ранимость и впечатлительность. Робкие, стеснительные и боязливые  они постоянно испытывают страхи и беспокойства, не верят в свои силы, не умеют налаживать контакты с окружающими, отстаивать свои интересы и добиваться поставленных целей. У них могут встречаться два различных эмоциональных профиля, определяющие их состояние и поведение:

а) смешанный астенический эмоциональный профиль (фоновая активность и апатия, пассивность в трудной ситуации);

б) смешанный стенический эмоциональный профиль (фоновая тревожность, неуверенность в себе и активность, настойчивость, самообладание в ситуации фрустрации).

Перейти на страницу: 2

Copyright MyCorp © 2024
Google
Наш опрос
Какой из разделов добавлять в первую очередь?
Всего ответов: 69
Друзья сайта
Космический реминерализатор RemarsGel (РемарсГель) доктора Холодова Разное Create a free website
Счётчики
Яндекс.Метрика Рейтинг сайтов и каталог. Количество посетителей всего, за день Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика