ПРОГРЕССИВНЫЕ МАТРИЦЫ
РАВЕНА
Методика
предназначена для изучения логичности мышления. Испытуемому предъявляются
рисунки с фигурами, связанными между собой определенной зависимостью. Одной
фигуры недостает, а внизу она дается среди 6-8 других фигур. Задача испытуемого
- установить закономерность, связывающую между собой фигуры на рисунке, и на
опросном листе указать номер искомой фигуры из предлагаемых вариантов.
Тест
состоит из 60 таблиц (5 серий). В каждой серии таблиц содержатся задания
нарастающей трудности. В то же время характерно и усложнение типа заданий от
серии к серии.
В серии А -
использован принцип установления взаимосвязи в структуре матриц. Здесь задание
заключается в дополнении недостающей части основного изображения одним из
приведенных в каждой таблице фрагментов. Выполнение задания требует от
обследуемого тщательного анализа структуры основного изображения и обнаружения
этих же особенностей в одном из нескольких фрагментов. Затем происходит слияние
фрагмента, его сравнение с окружением основной части таблицы.
Серия
В - построена по принципу аналогии между парами фигур.
Обследуемый должен найти принцип, соответственно которому построена в каждом
отдельном случае фигура и, исходя из этого, подобрать недостающий фрагмент. При
этом важно определить ось симметрии, соответственно которой расположены фигуры
в основном образце.
Серия
С - построена по принципу прогрессивных изменений в
фигурах матриц. Эти фигуры в пределах одной матрицы все больше усложняются,
происходит как бы непрерывное их развитие. Обогащение фигур новыми элементами
подчиняется четкому принципу, обнаружив который, можно подобрать недостающую
фигуру.
Серия D - построена по принципу перегруппировки фигур в
матрице. Обследуемый должен найти эту перегруппировку, происходящую в
горизонтальном и вертикальном положениях.
Серия
Е основана на принципе разложения фигур основного
изображения на элементы. Недостающие фигуры можно найти, поняв принцип анализа
и синтеза фигур.
Методические
указания к проведению теста
Инструкция: Тест
строго регламентирован во времени, а именно: 20 мин. Для того, чтобы соблюсти
время, необходимо строго следить за тем, чтобы до общей команды:
"Приступить к выполнению теста" - никто не открывал таблицы и не
подсматривал. По истечении 20 мин подается команда, например: "Всем закрыть
таблицы". О предназначении данного теста можно сказать следующее:
"Все наши исследования проводятся исключительно в научных целях, поэтому
от вас требуются добросовестность, глубокая обдуманность, искренность и
точность в ответах. Данный тест предназначен для уточнения логичности вашего
мышления".
После
этого взять таблицу и открыть для показа всем 1-ю страницу: "На рисунке
одной фигуры недостает. Справа изображено 6-8 пронумерованных фигур, одна из
которых является искомой. Надо определить закономерность, связывающую между
собой фигуры на рисунке, и указать номер искомой фигуры в листке, который вам
выдан" (можно показать на примере одного образца).
Во
время выполнения задач теста необходимо контролировать, чтобы респонденты не
списывали друг у друга. По истечении 20 мин подать команду: «Закрыть всем
таблицы!»
Собрать бланки и таблицы к ним.
Проверить, чтобы в правом углу регистрируемого бланка был проставлен карандашом
номер обследуемого.
Подсчет и обработка результатов
теста. Правильное
решение каждого задания оценивается в один балл, затем подсчитывается общее
число баллов по всем таблицам и по отдельным сериям. Полученный общий
показатель рассматривается как индекс интеллектуальной силы, умственной
производительности респондента. Показатели выполнения заданий по отдельным
сериям сравнивают со среднестатистическим, учитывают разницу между
результатами, полученными в каждой серии, и контрольными, полученными
статистической обработкой при исследовании больших групп здоровых обследуемых
и, таким образом, расцениваемыми как ожидаемые результаты. Такая разница
позволяет судить о надежности полученных результатов (это не относится к
психической патологии).
Общий счет
является показателем интеллектуальных способностей испытуемого, выявляет его
умение мыслить согласно определенному методу и системе мышления. Эта
система выражается в способе упорядочения фигур в образцах.
Коэффициент интеллекта представляет собой общий результат с учетом физического возраста.
В соответствии
с суммой полученных баллов степень развития интеллекта испытуемого
можно определить двумя способами:
1) на основании процентной шкалы (см. табл.4.1);
2) перевода полученных баллов в IQ с учетом
возраста испытуемого (см. табл. 4.2.) и оценки уровня интеллекта по шкале
умственных способностей (табл. 4.3.)
Стимульный материал к
методике Равена
А-1
А-2
А-3
А-4
А-5
А-6
А-7
А-8
А-9
А-10
А-11
А-12
В-1
В-2
В-3
В-4
В-5
В-6
В-7
В-8
в-9
В-10
В-11
В-12
С-1
С-2
С-3
С-4
С-5
С-6
С-7
С-8
с-9
С-10
С-11
С-12
D-1
D-2
D-3
D-4
D-5
D-6
D-7
D-8
D-9
D-10
D-11
D-12
E-1
E-2
E-3
E-4
E-5
E-6
E-7
E-8
E-9
E-10
E-11
E-12
|