Actionteaser.ru - тизерная реклама
Всё для всех - медицина
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Форма входа
Поиск
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Причины употребления наркотиков

ПРИЧИНЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ

Самыми высокими темпами развивается наркомания в моло­дежной среде. Приобщение к наркотикам начинается, как пра­вило, в подростковом возрасте (13 лет), известны и более ран­ние случаи — в возрасте 9-10 лет. Подростковый возраст яв­ляется самым опасным периодом формирования аддиктивного поведения. Ни один период жизни человека не имеет столько названий, как подростковый: трудный, переходный, критиче­ский. Происходит сложный переход из детства к взрослой жиз­ни: формирование «Я-концепции», самосознания и самодисци­плины, половое созревание.

Жажда самоутверждения, соответствуя при этом нормам, принятым в среде сверстников, является закономерным явле­нием в подростковой среде. Уход из семьи, принадлежность к «стае», одобряемые сверстниками факты нарушения закона формируют у подростков как индивидуальность, так и чувство принадлежности к коллективу. Общество и социальная среда влияют на процесс приобщения к наркотикам (Г. Коен с соавт., 1998).

Родители формируют у ребенка представление о нормах и ценностях жизни, поэтому они могут оказать огромное влия­ние, как положительное, так и отрицательное, на приобщение подростка к наркотикам. Оно зависит от того, употребляют ли наркотики их родители. Ряд исследований показывает, что в семьях, где родители употребляют наркотические вещества, подростки или полностью воздерживаются от их употребления,
или среди них наблюдается наиболее высокая распространен­ность употребления наркотиков.
Семья и характер взаимоотношений в ней оказывают силь­ное влияние на употребление наркотиков подростками, кото­рое коррелирует с необоснованным применением мер принуж­дения, отсутствием взаимопонимания между родителями и деть­ми, равнодушием родителей и отсутствием контроля с их сто­роны. Подростки могут пытаться справиться с семейными про­
блемами при помощи наркотиков. И, наконец, несоизмеримо

чаще случаи употребления наркотиков встречаются среди детей из неполных семей или воспитываемых приемными родителями.

Сибсы (родные братья и сестры) могут являться как поло­жительными, так и отрицательными примерами для подража­ния, а также поставщиками наркотиков. Что касается мужчин, то старшие братья оказывают сильное положительное или от­
рицательное влияние на младших в ситуации, когда наркотики употребляют родители или сверстники.
Пихологические особенности, а именно: низкая самооцен­ка, подверженность влиянию сверстников и психические забо­левания (депрессивный синдром, маниакальный синдром и син­дром дефицита внимания) — влияют на начало употребления наркотиков в раннем возрасте.
Врачи могут оказать положительное воздействие, но, к сожалению, они в ряде случаев назначают лекарства, которыми потенциально возможно злоупотребление, например, анаболи­ческие стероиды, бензодиазепины и опиаты.
Продавцы наркотиков, как было установлено, не оказыва­ют серьезного влияния на приобщение к наркотикам.
Массовая культура по-разному отражает проблему упо­требления наркотиков. Формирование ее осуществляется по­ средством рекламы, телевидения, кино- и видеопродукции.

Мотивы употребления наркотиков:

любопытство
завоевание популярности
облегчение контактов
стремление к подражанию
конфликты
безделье
страх перед жизненными трудностями

Каковы бы ни были мотивы употребления наркотиков, общество и социальная среда приобретают особое значение в процессе приобщения к наркотикам и формировании психологи­ческих особенностей подросткового возраста.

Психологические особенности подросткового возраста или подростковый комплекс нередко сопровождаются сущест­венными нарушениями поведения — «пубертатный криз» (Homburger, 1986) или так называемый «трудный возраст».

Эту проблему пристально изучает подростковая психиат­рия — раздел психиатрической науки, изучающий особенно­сти проявления, течения, причины и механизмы развития пси­хических нарушений в период полового созревания, а также особенности их лечения и предупреждения в данном возрасте, научные основы организации психиатрической помощи под­росткам. В своей монографии А. Е. Личко (1991) подробно ос­танавливается на особенностях подросткового возраста, под­робно описывает свойственные ему реакции и состояния. Ав­тор подчеркивает, что подростковый возраст труден прежде всего для самого ребенка, когда происходит сложный процесс становления характера. Подросток чрезвычайно возбудим, склонен к переменам настроения. Его отношения с окружаю­щими напряжены и эмоциональны. Он неровен со сверстника­ми, конфликтен с родителями, противится всему, что хоть в ка­кой-то мере ущемляет его интересы. Подростковый период по­добен ветрянке, которой надо переболеть, и подавляющее боль­шинство подростков благополучно проходят через «рифы» и «отмели» трудного возраста. Но кое-кто оказывается выбитым из колеи. Особенно сильно здесь сказывается влияние среды и ближайшего окружения, в это время человек особенно воспри­имчив к происходящему вокруг — как к хорошему, так и дурно­му. По образному выражению известного психиатра, характер подростка подобен расплавленному металлу, из которого мо­гут быть отлиты разные формы. Пройдет время, возмужает человек, застынет металл — изменить характер будет поздно.

Количество пробовавших наркотики учащихся в 11-х клас­сах в 2 раза превышает количество учащихся, пробовав­ших наркотики, в 7-х — 8-х классах
Каждый десятый школьник знает вкус наркотика.
Чаще всего пробуют наркотики на дискотеках и в подъез­дах

• 90% опрошенных школьников самым популярным местом покупки наркотиков назвали дискотеку

Какую же роль играет наследственность? Конечно, в каж­дом характере есть наследственное ядро. Но в значительной степени наследственными бывают лишь задатки. Разовьются они или нет — это зависит от условий жизни, среды, воспита­ния, от того, как поведут себя родители, педагоги, окружаю­щие подростка люди. От них зависит многое, иногда судьба человека. Не надо думать, что молодежь знает нечто такое, что недоступно взрослым. Юные неопытные люди еще очень мало знают о жизни, и их непримиримость, максимализм по отношению к взрослым лишь маскируют потребность в дейст­вительном учителе жизни. Эти негативные реакции временны, основаны больше на эмоциях и проходят с возрастом.

Беда заключается в том, что пока дети взрослеют, они мо­гут совершить много непоправимых поступков, за которые всю жизнь будут расплачиваться.

Одной из частых причин превращения трудных подростков в правонарушителей является их неудовлетворенность своим положением среди одноклассников. А так как вне общения под­росток жить не может, он активно ищет себе соответствую­щую среду и находит — вне школы. Желая занять достаточно высокое положение в компании, он прибегает подчас к непри­емлемым в нравственном и социальном отношении способам «возвысить» себя над окружающими. Страх быть отвергнутым группой сверстников, «осрамиться» или невыгодно отличаться от приятелей, стремление быть «не хуже других», быть на уров­не соответствующего в его окружении стандарта нередко тол­кает подростка к дерзким поступкам, токсическим веществам, спиртному и даже к правонарушениям. Подросток может быть одновременно агрессивным и боязливым, решительным и роб­ким, он стремится к независимости, но, будучи несамостоятель­ным, испытывает страх перед реальностью — становится бо­лее зависимым, чем в детстве. Подросток действует подобно тому водителю автомобиля, который одновременно нажимает на педали газа и тормоза. В этот чрезвычайно эмоциональный период жизни все чрезмерно, все душевные движения: любовь и ненависть, вражда и дружба, привязанности и антипатии, пре­клонение и непримиримость, наглость и застенчивость и дру­гие полярно противоположные качества. И поэтому жестокость, если случается, нередко рука об руку идет с чувствительно­стью и даже сентиментальностью.

Важная проблема возраста — одиночество. Долгое время писали, что одинокими люди у нас быть не могут. Потом от­крыли, что существует одинокая старость. Теперь с удивлени­ем пишут, что одиночество волнует подростков. Чувство это имеет не только социальные, но и психологические причины. Одиночество в юности переживается острее всего, потому что идет формирование личности, человек осознает свою непохо­жесть на других, это его одновременно радует и пугает, влечет к другим и отталкивает. Потому юность одновременно самый коллективный, общительный и самый одинокий возраст.

Уместен вопрос: есть ли у мальчишек, которых мы называ­ем трудными, другой, легальный способ утвердить себя, про­явить свою доблесть?

Учатся они в большинстве своем плохо, и это не столько вина их, сколько беда. Но беда, которой никто не сочувствует, а напротив, «все гонят, все клянут» — учителя, родители, вос­питатели. Ему, который плохо учится, заказана дорога в спор­тивную секцию, драмкружок и т.д.

Считается: зачем ему тратить время на тренировки — пусть учит уроки. А он сидит — и не учит. И не может учить, пока не найдет такой почвы, на которой могли бы прорезаться силь­ные стороны если не ума, то характера. Он испытывает ост­рейшую нужду в самоуважении. Но как же уважать себя тому, кого никто не уважает, кто вечно чувствует себя отстающим, то есть хуже других? Тогда он идет на улицу, в подворотню, где собираются отнюдь не те, кому хорошо и уютно дома и в классе. Не те, кто учится шутя, — если такие и попадаются в сомнительных компаниях (это, конечно, случается), то лишь в порядке исключения. Он ищет себе подобных — это закон «стаи», в которую собираются те, кого отвергает школа или семья. Он последний на уроке математики, первый здесь, где ценится не знание теорем, а осведомленность относительно самых модных ансамблей, словечек, по которым они узнают друг друга, смелость, с которой он может бросить вызов обще­ственному вкусу и приличию, закурить сигарету с наркотиком.

Формирование характера ребенка, особенностей его лич­ности происходит в первую очередь под влиянием родителей. Именно они закладывают основу характера, от них ребенок получает первые уроки нравственности. Это касается букваль­но всех сторон жизни семьи. В определенных обстоятельствах приходится наказывать ребенка, но ни в коем случае наказа­ние не должно носить характера торжества силы над слабо­стью, не должно унижать человеческого достоинства. Иначе ребенок приходит к выводу, о котором Вы и не подозреваете, — сильный всегда прав. Эти уроки насилия, полученные в семье, он несет на улицу, в свою компанию.

Исследования, проведенные учеными, показали, что в воз­никновении правонарушений среди несовершеннолетних не последнюю роль играет семья, являющаяся той микросредой, в которой растет и формируется ребенок. При этом здесь на первое место выступает не уровень материального благополу­чия семьи, а морально-психологический климат, который ца­рит там (большинство правонарушителей живет в семьях с удов­летворительными материальными и жилищными условиями). Трудные подростки вырастают в трудных семьях, где наблю­дается скрытая от глаз окружающих безнадзорность детей. Ре­бенок одет, обут, вовремя накормлен, а на самом деле семью раздирают внутренние противоречия и конфликты, отец и мать заняты собой и своими отношениями, им не до детей. В такой семье каждый сам по себе, никто не хочет поступиться своими личными интересами. В семье зачастую недостает атмосферы подлинной духовности, способствующей развитию у ребенка доброго и внимательного отношения к природе, людям, ко все­му живому, уважения к личности.

Существует расхожее мнение: раз трудный, значит, упустили, недосмотрели, «не хватило строгости». Здесь важно отме­ть, что подростки, взрослея, претендуют на иные, чем преж­де, отношения со взрослыми - на более равноправные. Взрослые подобные претензии встречают чаще всего без понима­ния, и на подростка сыплются замечания, его одергивают, уни­жают, иногда даже прибегают к насилию. Но насилие порож­дает насилие, он протестует, и протест этот может выразиться в форме непослушания, грубости, в дерзких выходках.

В подростковом возрасте возникает желание «сотворить се­бе кумира» и поведение может носить характер «имитации» — стремления подражать во всем определенному лицу или обра­зу. Эта реакция может носить и противоположный характер, когда ребенок выстраивает свое поведение как бы «в пику» идеалам ближайшего окружения: в семье царит дух накопи­тельства, стяжательства — подросток отказывается от всех материальных благ, одевается кое-как, выбирает подчеркнуто непрестижную профессию. У отца-пьяницы сын с ненавистью относится к спиртному. Подростку плохо дается учеба, не удов­летворяет положение, которое он занимает в классе. Тогда он стремится завоевать авторитет отрицательными формами по­ведения — хулиганством, паясничаньем, стремлением коман­довать сверстниками с помощью угроз и побоев или соверша­ет какой-то особенно дерзкий поступок. По этим же мотивам болезненный и слабый мальчик стремится компенсировать свою слабость успехами в учебе, глубоким изучением какой-либо отрасли знания, способным повысить его авторитет в гла­зах сверстников. В других случаях у подростка появляется под­черкнутое стремление к самостоятельности (реакция эманси­пации) — стремление поступать только по-своему даже в ме­лочах, особенно в тех случаях, когда он подвергается чрезмер­ному контролю и опеке со стороны взрослых.

Большинство школьников считает, что информацию о наркотиках они должны получать в возрасте 12-14 лет, причем достоверную, правдивую, ведущую к осознанию гибельности пути
Больше всего в разговорах, связанных с употреблением наркотиков, доверяют врачам-наркологам, людям, испы­тавшим на себе действие наркотиков, родителям и род­ственникам.

Ничто не может оправдать самоустранения родителей от воспитания детей. Детская безнадзорность независимо оттого, какими обстоятельствами она вызвана, служит главным источ­ником девиантного поведения несовершеннолетних, нередко приводит их в среду наркоманов, где они, испытав наркотиче­ский «кайф», в короткий срок, буквально на глазах, превраща­ются в зависимого от наркотиков, больного человека. И бо­лезнь эта — наркомания.

А ведь родители — еще до того, как разовьется болезнь -могут заподозрить ребенка в том, что он начал принимать нар­котики. Вот признаки, свидетельствующие об этом:

1) Изменения в поведении подростка:

внезапная смена компании, друзей, которые отличаются некоммуникабельностью, резки и непочтительны со старши­ми; носят одежду с длинными рукавами независимо от погоды, нередко внешне неряшливы, зрачки глаз узкие или широкие, волосы сухие, отекшие кисти рук, поведение выпившего — при отсутствии запаха алкоголя; после посещения квартир в них нередко пропадают деньги или вещи часто исчезает из дома, поздно возвращается, становится замкнутым, избегает встреч с родителями после возвращения
беспричинные перепады настроения с проявлением депрес­сии, может появиться немотивированная агрессивность; спо­койствие — при скандале, раздражительность — при спокой­ной обстановке изменение суточного ритма:

наибольшая активность но­чью, днем спит
безразличие к своему внешнему виду
поведение, напоминающее алкогольное опьянение, при от­сутствии запаха
внезапный интерес к домашней аптечке, литературе по фармакологии
прогулы в школе, перестает посещать секцию или кружок
резкое снижение успеваемости
увеличение финансовых запросов («вдруг» пропадают деньги или вещи)
непонятный разговор по телефону: «дурь», «колеса», «ма­шина», «чума» и др.
могут быть обнаружены облатки от лекарственных препаратов, шприцы и иглы к ним

2) Изменение внешнего вида:

бледность или покраснение лица

узкие или широкие зрачки
потливость ладоней
зуд кожи
частое облизывание губ
осиплость голоса
обильное слюнотечение
частые выделения из носа и кровотечения
покраснение склер
следы от инъекций по ходу вен предплечья, в локтевых сги­бах, кистей, стоп, шеи

Copyright MyCorp © 2024
Google
Наш опрос
Какой из разделов добавлять в первую очередь?
Всего ответов: 69
Друзья сайта
Космический реминерализатор RemarsGel (РемарсГель) доктора Холодова Разное Create a free website
Счётчики
Яндекс.Метрика Рейтинг сайтов и каталог. Количество посетителей всего, за день Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика