Присоединение особенно важно при ипохондрических переживаниях. Так, если пациент уверяет, что ощущает некие изменения в области половых органов, груди, конечностей, важно осмотреть все эти зоны до направления его к другим специалистам. Вовлеченность может демонстрироваться повторением стилистики речи, метафор, выражений самого пациента, особенно если они необычны.
П. Постоянно, когда я просыпаюсь, совершенно не хочется двигаться, и будто происходит отморожение. А вечером мозг разогревается. В. Отморожение и разогревание касаются только мозга? П. Нет , всех чувств.
Таким образом, присоединение помогает понять, что метафора "отморожение" относится вовсе не к сенестопатическому, а к аффективному переживанию.
(В) Отвлечение
Травматические переживания смещаются, сублимируются и переадресовываются, вытесняются и интеллектуализируются, однако, будучи аффективно насыщенными, они "наводняют" сознание, если от травматической ситуации их отделяет незначительное расстояние. Вот фрагмент беседы с пациенткой, которая две недели назад в результате несчастного случая потеряла ребёнка.
П. (плачет) У меня эта картина постоянно стоит перед глазами. В. Расскажите, какой она была в детстве. П. Это был самый весёлый и послушный ребёнок. Четыре года назад мы вернулись с ней с Севера, там мы прожили три года. В. Как Вам, южанке, удалось целых три года провести на Севере? П. Вы знаете, мне там было неплохо, и к тому же хорошая работа.
Отвлечению способствует переключение пациента на творчество и любую другую деятельность: "мы с вами потом это обсудим, а пока...".
При аутистическом фантазировании отвлечением является возвращение к актуальной окружающей ситуации.
П. Мне совершенно незачем смотреть телевизор и слушать радио. Я изготавливаю "мечи для ниндзя ", вырезаю их в таком размере и складываю на полу, потом "закаливаю" проволоку над газом, чтобы сделать меч по трафарету, который спрятан в коробке. Это самое главное, потому что "ниндзя " победит всех, когда оживет, он будет меня защищать. В. Но в таком случае он должен знать наши обычаи. П. Они так все будет знать. В. Но если Вы должны будете его обучать, Вам самому нужно кое-что знать. Например, сколько стоит хлеб, как называются деревья, которые растут под Вашим окном.
(Г) Конфронтация
Противодействие позволяет выявить все механизмы защиты, если оно обращено к "объективным событиям" или "экспериментам". Таков пример беседы с пациентом с обсессивно-компульсивным расстройством.
П. Итак, я должен десять раз прикоснуться к мылу, потом тщательно вытереть лицо и тогда на нём никакой инфекции не останется. В. Но когда Вы едите, то не следите за инфицированием пищи? П. Конечно, нет. На лице и руках она остается от людей, и потом я её могу занести в рот. В. А Вам известно, что процессы переваривания пищи не могут проходить без бактерий, то есть без бактерий мы вообще не могли бы жить?, П. .... В. И потом, почему Вы прикасаетесь десять раз, ведь счастливыми цифрами являются 7 или 3?
(Д) Интерпретация
Интерпретация переживаний даёт возможность преодолеть защиты и позволяет пациенту сформировать "язык" для объяснения собственных расстройств. Интерпретация — один из важных путей завоевания доверия пациента.
П. Часто, когда я захожу в магазин, у меня возникает острое желание хоть что-нибудь унести. От этого и все неприятности. Потом я стал совершать кражи даже ночью, а украденное выбрасывал недалеко от магазина. В. Вы пробовали в этом разобраться? Например, вас интересует сам процесс кражи или то, что Вы украли? П. Да, именно процесс, потому что вещи бывают самые разные. В. Что в этом процессе Вас привлекает, может быть, опасность? П. Да, в минуту опасности возникает такое состояние, что что-то должно произойти, это страшно и приятно одновременно. В. На какое чувство в прошлом это похоже? П. Когда в детстве мать меня сначала била за плохое поведение, а потом начинала целовать и дарила что-нибудь. В. А что, если Ваши кражи объяснить так: не находя а семье соответствующего отношения, Вы стремитесь к краже для того, чтобы Вас поймали и наказали. Благодаря этому Вы испытаете те же чувства, какие испытывали в детстве, ведь для вас любовь связана именно с наказанием.
Пациенты и особенно их родственники часто сами просят интерпретировать расстройство в терминах наследственности ("от кого это передалось"), отношений ("как теперь себя с ним вести").
|