Формула, позволяющая определить уровень развития личности
В графологии есть так называемая «Шкала развития», позволяющая сориентироваться относительно уровня гармоничности и внутреннего развития анализируемой личности.
О степени гармоничности личности говорит прежде всего соответствие подписи и почерка. Если подпись написана в том же стиле, что и текст, если она не отличается резко ни наклоном, ни нажимом, ни формой букв или читабельностью - значит, перед нами человек, не пытающийся выдать себя за кого-то другого, притвориться, искусственно создать себе имидж, - он тот, за кого себя выдает. Это трудно определить на основании одной лишь подписи. Что касается уровня развития личности, гармоничности и интеллекта в целом, то существует достаточно быстрый и несложный способ определения развития личности. Это формула, состоящая из сочетания четырех параметров: скорость - читаемость - самобытность - организация.
Чем больше их в почерке одновременно или, точнее говоря, чем выше будет ваша оценка по каждому из них, тем выше личностный и интеллектуальный уровень человека. И наоборот. Обратите внимание: он не связан со склонностями или типом мышления как таковыми.
Помните о принципиальном влиянии скорости почерка! Медленный почерк всегда снижает нашу оценку или «вес» какого-либо из четырех параметров: чем медленнее скорость - тем сильнее снижение оценки. Дело в том, что, располагая лишним временем и соответственно вниманием, намного легче писать понятно, организованно и т. д. Например, порядок или ясность в почерке, написанном в медленном темпе, просто не должен производить на нас впечатления! Другое дело, если такие данные мы обнаруживаем в спонтанном,беглом почерке - тут уже параметры стоит оценить по максимуму, не боясь переоценить человека.
1. Скорость почерка.
Означает: беглость (не путать с небрежностью и другими подводными камнями). Скорость - это не физическая быстрота написания, а динамичность письма.
2. Читабельность (степень читабельности).
Для проверки берут одну отдельно взятую букву (не в контексте слова) и пытаются узнать ее. Читабельность полная, если узнаваема любая буква, частична - если примерно половина букв.
3. Оригинальность-самобытность (индивидуальность).
Означает: необычные с точки зрения стандарта формы букв или связки между ними,развороты и т. д., НЕ мешающие читабельности и НЕ являющиеся просто излишествами или украшениями. Оригинальность - при изобретении своих неповторимых форм и стиля, индивидуальность - при более простых вариантах.
Примечание. Если у вас нет достаточного опыта - будьте готовы к тому, что вы не застрахованы от ошибки принять одно за другое, особенно там, где есть тонкие нюансы, которые трудно точно описать словесными формулировками из-за риска их субъективного восприятия. Например: «оригинальность формы букв» - понятие наглядное, его нужно на-учиться чувствовать, не нужно принимать за оригинальность любое отклонение от нормы(см. выше). Будьте осторожны!
4. Организация (расположение на листе). Считается отличной, если при взгляде на листок или текст не возникает ощущения «единой массы», путаницы; строки и абзацы отделены друг от друга, логично и продуктивно использовано пространство листа.
Каждый из четырех параметров формулы можно оценить по 5-балльной системе:
• 5 - очень высокий уровень;
• 4 - высокий уровень;
• 3 - средний уровень;
• 2 - низкий уровень;
• 1 - очень низкий уровень.
А затем можно вывести средний балл, означающий развитие (уровень) личности:
• «Очень высокий» (когда все практически по максимуму в каждом пункте) - высочайший уровень развития личности, человек исключительный.
• «Высокий» - хороший уровень, развитие и интеллект выше среднего.
• «Средний» - будет означать посредственный, или обычный, среднестатистический,уровень.
• «Низкий» - уровень развития и интеллекта ниже среднего.
• «Очень низкий» - минимальный, примитивный уровень развития личности.
Внимание! Уровень развития личности, гармоничности и интеллекта в целом имеет такое же исключительное значение и влияние на характеристики и вашу работу синтерпретационными таблицами, как и скорость почерка.
Три «измерения» в почерке
Вертикаль
Вертикаль - это высота, измерение вдоль страницы:
Вертикаль дает «внутреннюю», интроспективную информацию о личности, о человеке,какой он есть сам по себе, о его самоощущении. Итак, вертикаль говорит о внутренней структуре личности, о ее сути. Вертикаль отражает индивидуацию, потребность личности развить свой уникальный потенциал. Вертикаль отражает мотивацию к стремлению выражать свою индивидуальность.
К основным показателям вертикального измерения относятся:
1. Три зоны букв.
2. Вертикальные поля листа:
• верхние поля;
• нижние поля.
3. Расстояния между строк.
4. Размер почерка (букв).
5. Вертикальный разброс.
6. Направления и ход строк.
Три зоны букв
Говоря о трех зонах букв, мы подразумеваем букву, поделенную на три части по вертикали. Зная о значении вертикального измерения, таким образом, три зоны букв дают нам данные о трех аспектах личности. Это означает, что с помощью анализа трех зон букв мы получим информацию «только для внутреннего пользования», не связанную напрямую с социальным аспектом, поведением, общением или отношениями.
Три зоны буквы в совокупности отражают аспекты:
• Человек сам по себе, его самоощущение в своем собственном мире.
• Внутренняя структура личности, ее суть.
• Индивидуальность, потребность личности развить свой уникальный потенциал.
• Мотивация к самовыражению.
Прежде всего важно получить представление о расположении трех зон и о том, что они в себя включают.
Как можно видеть из рисунка:
• средняя зона - это буквы или их часть, расположенные в строке (строчные буквы);
• верхняя зона - верхняя часть букв (или «отростки»), выступающая над строкой и строчными буквами;
• нижняя зона - нижняя часть букв (или «отростки»), выступающая под строкой и строчными буквами.
Обратите внимание!
1. Не все буквы алфавита (например, «в», «б», «а» и т. д.) имеют нижнюю зону и не все-верхнюю (например, «з», «д», «к» и т. д.).
2. Некоторые буквы («о», «с», «н», «м», «г», «е» и т. д.) - не имеют ни верхней, ни нижней зоны.
3. Однако все без исключения буквы имеют среднюю зону («ь», «б», «у», «г» и т. д.).
4. При этом нет ни одной буквы, которая имела бы в себе все три зоны одновременно.Когда мы будем исследовать верхнюю зону букв - разумеется, мы будем смотреть лишь на те буквы, которые должны обладать ею по стандартам прописей (например, буквы «в»,«б»). Любые же другие штрихи, линии и росчерки, «самовольно» взмывающие вверх (в верхнюю зону), мы рассматриваем преимущественно в качестве компенсации. Аналогично - с нижней зоной букв (таких как «д», «р», «у»).
1. Верхняя зона букв помечена SE (Super-Ego), потому что более всего отражает наше Я идеальное, Супер-Эго.
Верхняя зона - это силы, контролирующее (сдерживающие) наши первичные импульсы.К ним относятся наше сознание, а также такие факторы, как воспитание, заложенные с детства этические, моральные нормы и ценности, совесть, интеллектуальные интересы,любопытство, любознательность, мир идей и теорий, стремление к образованию, наукам, саморазвитию, амбиции, статус, духовность (вера или религиозность).Здесь речь идет о внутренних позициях, понятиях, стремлениях или об их отсутствии у человека самого по себе, «наедине с самим собой». Тянут ли его вверх тщеславие, амбиции, потребность в интеллектуальном или духовном саморазвитии - или совестливость,моральные либо идейные ценности (это может оказаться и фанатизмом в определенных почерках). Так или иначе, это всегда сознательное предъявление к себе (а часто и ожидание от окружающего мира тоже) повышенных требований и запросов. Это всегда - внутреннее усилие, применение каких-то мер, принципы (другое дело, у кого какие). Или, разумеется, отсутствие всего этого, в крайнем своем проявлении означающее «моя хата с краю», «мы люди маленькие, куда уж нам» или «да по мне - все хорошо, любые порядки,лишь бы было что поесть» и т. д.Можно говорить о готовности или неготовности предъявлять какие-то требования к себе, куда-то вкладывать свои силы, а в крайних случаях - о зацикленности, нахождении во власти идей фикс, догматизма, оторванности от реальности, либо об отсутствии высоких принципов и ориентиров, об ориентации только на обывательский уровень интересов. Верхняя зона - стандартные верхние отростки букв «в», «б», иногда «д» либо любые нестандартные с точки зрения прописей отклонения от верхней зоны: например, уходящая вверх ножка «р», высоко приподнятая перекладинка «т», взлетающие штрихи «н», «к» и т.д.
Важно! Сильно развитая верхняя (как и любая другая) зона за счет нестандартных элементов, отклонений от нормы прописей свидетельствует о компенсаторных потребностях в данной области, поэтому важно учитывать это при выборе значений).
2. Нижняя зона букв помечена Id (Оно, первичное, неосознанные влечения) неспроста-она отражает все подсознательное, а также врожденное содержание личности. Либидо, темперамент, врожденный уровень витальности, жизненной энергии, базисные потребности или компенсации, жизненно необходимые вещи. Степень приземленности, корни, основы, материальное, сексуальное начало, отношение к пище, комфорту, признанию, безусловное приятие и самореализация, практичность.
Нижняя зона - это движущие силы, импульсы, глубинная мотивация личности.
Нижняя зона - стандартные нижние отростки букв «у», «з», «д» или любые нестандартные с точки зрения прописей отклонения нижней зоны (например, уходящая вниз ножка «ж»,преувеличенные петли «щ», «ц» и т. д).
Важно! Сильно развитая нижняя (как и любая другая) зона за счет нестандартных элементов, отклонений от нормы прописей свидетельствует о компенсаторных потребностях в данной области, поэтому важно учитывать это при выборе значений).
3. Средняя зона букв - самая важная в личности, самое ответственное место, золотая середина, помечена как Ego (Эго, Я, self, душа).
По сути, эта зона передает информацию о балансе между двумя описанными противоположными началами, «газом» и «тормозом», о пропорциях и о том, какое начало берет верх над душой человека.Средняя зона - посредник между противоположностями, показывает, как выражается сочетание «низа» и «верха» в личности, как в каждом конкретном случае этот посредник справляется со своими функциями. Каков баланс между желаемым и имеемым, каков наш мир чувств, самовосприятие, уверенность в себе и т. д.
Средняя зона - стандартные средние буквы «о», «п», «к» либо любые нестандартные с точки зрения прописей отклонения средней зоны (частичный захват средней зоной чужой территории, характеризующийся уходящими вниз или вверх частями букв, например, в «ж», «с», «м» и др.).
Любопытное примечание. Именно три составляющие вертикаль плоскости - верх, низ и середина буквы - могут дать не только интроспективную информацию, но и рассказать о психофизическом состоянии человека. Графолог - не врач, и ему не стоит пытаться ставить специфические диагнозы, можно лишь попробовать проверить свои предположения неформально, устно, в форме вопроса, чтобы не напугать человека зря. Исключительно для общего представления привожу принцип соматической корреляции с вертикалью, поскольку она все же довольно широка и требует большого опыта распознавания.
• Верх букв, все росчерки, выходящие выше уровня строки (выше уровня круглых букв), свидетельствуют о состоянии того, что находится вверху - от макушки до уровня плеч.
Это голова и все расположенные на ней органы: глаза, уши, пазухи, нос, а также и горло,воспаления, аденоиды, также шея, лицевые и шейные мышцы.
• Середина букв ассоциативно говорит о середине человеческого тела, всех тех органах и частях тела, что расположены от шеи (бронхи, дыхательные пути) и до уровня живота.
Середина - «сердце личности», как в прямом, так и в переносном (душа, эго) смысле. Ведь и слово «сердце» - от слова «середина», «середка» всего. В середине - все внутренние органы в полости груди, грудной клетки и живота, а также руки, мышцы рук, суставы. У
женщин - женские органы: выше - молочные железы, ниже - яичники и матка. Признаки беременности могут быть заметны именно в средней зоне.
• Низ букв символизирует все низшее и первичное, что ниже живота и до кончика пальцев ног. Это и функционирование в сексе, и проблемы с ногами, бедрами, коленями, щиколотками, стопами, с суставами, мышцами, проблемы неустойчивости, слабости и т. д.Если сбои видны во всех зонах, на любых линиях, стоит проверить эндокринную, иммунную систему, проблемы давления или кровообращения.
Теперь о том, как графически выглядит патология. Это могут быть почти микроскопические признаки: например, будто пробел в линии, прерванная линия, а также точки, крошечные помарки. Но одно важное НО: чтобы предположить какую-то проблему, нужно увидеть данный признак несколько раз, чтобы исключить случайность.Итак, прежде чем приступим к таблицам значений трех зон, усвоим правила верного определения этих элементов почерка. Глядя на зоны в буквах, мы обращаем внимание:
• на относительное доминирование какой-либо зоны (или двух, а может, и отсутствие доминанты);
• на размер, длину, «развитость» каждой зоны в отдельности;
• на особенности каждой зоны в отдельности - на форму, отклонения, напряжение и др.
И лишь затем синтезируем информацию из интерпретационных таблиц обо всех зонах.Определившись с доминантными зонами почерка, приступаем к выбору интерпретаций
(табл. 8), конечно же не забывая при этом о правилах пользования таблицами.Более положительными будут значения при здоровой, адекватно развитой зоне (не всегда «длиннее» или «больше» значит «лучше», это может быть инфантильный «пузырь» или занудная безжизненная «палка»). Добавляет баллов, разумеется, также и скорость почерка, и общий уровень развития личности!
Таблица 8. Три зоны букв
В нижеследующем образце почерка определите доминантную (наиболее развитую) зону и с помощью таблицы 8 выберите наиболее характерные для данной личности черты. Вертикальные поля Говоря о данном аспекте, можно обнаружить, что понятие «поле»очень удачно отражает как сам признак, так и его психологическую суть.