Детский травматизм
Сегодня в условиях широчайшего распространения и чрезвычайно обширного спектра антибактериальных
препаратов,а также повсеместного проведения профилактических
прививок, охватывающего почти 100% населения, детская
смертность от таких заболеваний, как скарлатина, дифтерия,
коклюш, корь и т. д. практически сведена к нулю. Это обстоятельство
привело к тому, что в структуре летальности среди детского
населения на одно из первых мест вышел травматизм. Каждый
год от различных травм, аварий, несчастных случаев и
дорожно-транспортных происшествий страдает и погибает в несколько
раз больше детей, нежели от инфекционных заболеваний,
превалировавших в этой категории в прошлых столетиях.
Строго говоря, в полной мере детского травматизма избежать невозможно, так как он в известной мере является
обратной стороной процесса изучения и познания ребенком
окружающего мира и своих собственных возможностей. В наших силах
лишь сведение этого явления к минимуму, насколько это
возможно, и своевременное оказание пострадавшему ребенку
необходимой медицинской помощи для предупреждения развития
осложнений и скорейшего восстановления целостности и функций
организма.
При анализе многочисленных случаев детского травматизма можно заметить его зависимость от пола (мальчики
подвергаются воздействию различных травмирующих агентов чаще,
чем девочки) и возраста: здесь подразумевается
качественный состав всех случаев травматизации. Так, установлено, что
у детей первого полугодия жизни значительно чаще, чем у детей
других возрастов, отмечаются случаи попадания в
дыхательные пути инородных тел и ранения тканей ротовой полости; это
объясняется тем, что в этот период рецепторный аппарат
слизистой оболочки ротовой полости является доминирующим, и
ребенок тянет в
рот все, что ему попадается под руку. В годовалом возрасте большинство детей начинает самостоятельно
ходить, что создает предпосылки для падений с невысоких предметов
и на ровном месте. В позднем дошкольном возрасте с
развитием некоторой самостоятельности и повышением уровня любопытства значительно возрастает и вероятность не только
механических травм, но и электрических, термических,
химических ожогов, а также ранений. В младшем школьном возрасте с
изменением образа жизни (школа, прогулки на улице без
присмотра родителей) повышается риск попадания ребенка в
дорожно-транспортные происшествия, падения с большой
высоты.
По характеру обстоятельств получения травм и в зависимости от их причин, уместно деление детского травматизма
на следующие виды.
1. Родовой травматизм — повреждения костей и мягких тканей новорожденного в процессе родов: часто при
неправильном положении, тазовом предлежании плода, наличии у матери
общеравномерно суженного таза, наложении акушерских
щипцов, выполнении ручных пособий, реанимационных мероприятий. Наиболее часто в ходе патологических родовых актов
имеют место переломы ключиц, черепа, плечевых и бедренных
костей,может пострадать и головной мозг. Предотвращение
родовых травм является задачей врачей родильных домов и
акушеров.
2. Бытовой травматизм — повреждения, получаемые в домашних условиях (дом, квартира, лестничная площадка,
двор);этот вид травматизма у детей лидирует по частоте и
составляет 70% от всего количества случаев травматизации.
Основная ответственность за предотвращение повреждений в быту
лежит на родителях ребенка; рациональная организация ухода
за детьми, осторожность, ответственность, самодисциплина
должны играть ведущую роль в сохранении, укреплении здоровья
и предупреждении опасных ситуаций.
3. Уличный травматизм — подразделяется также на транспортный и нетранспортный.
4. Школьный травматизм —
получение ребенком повреждений в школе во время перемен из-за нарушения правил
внутреннего порядка.
5. Спортивный травматизм —
развивается во время спортивных мероприятий; в профилактике этих повреждений
особое место занимает организация проведения занятий по
физической культуре, соревнований, соблюдение техники
безопасности,обучение правилам падения,
организация страховки, надежное и исправное состояние спортивного оборудования и
инвентаря, благоприятные условия в помещениях для занятий.
6. Прочий
травматизм (последствия контакта с взрывоопасными веществами и предметами).
По патофизиологическому принципу
можно выделить механические поражения (переломы, ушибы, вывихи,
растяжения, ранения и т.д.), термические поражения (ожоги и
отморожения), электротравмы и отравления