Actionteaser.ru - тизерная реклама
Всё для всех - медицина
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Как преодолеть чувство беспокойства [2]
В книге Дейла Карнеги даются проверенные на практике рекомендации по устранению чувства тревоги, беспокойства.
Основные положения, которые необходимо знать о чувстве беспокойства [3]
Основные положения, которые необходимо знать о чувстве беспокойства, описанные в книге Дейла Карнеги
Основные методы анализа чувства беспокойства [3]
Основные методы анализа чувства беспокойства, описанные в книге Дейла Карнеги
Как изжить привычку к беспокойству прежде, чем оно надломит вас [6]
Как изжить привычку к беспокойству прежде, чем оно надломит вас в книге Дейла Корнеги
Семь правил выработки такого умонастроения, которое принесет вам душевное спокойствие и счастье [7]
Семь правил выработки такого умонастроения, которое принесет вам душевное спокойствие и счастье в книге Дейла Корнеги
Как уберечь себя от беспокойства из-за критики [2]
Как уберечь себя от беспокойства из-за критики в книге Дейла Карнеги
Дейл Карнеги Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей [4]
Эта книга поможет вам приспособиться в окружающем мире
Девять советов, как извлечь наибольшую пользу из этой книги. [1]
Девять советов, как извлечь наибольшую пользу из этой книги.
Основные приемы при сближении с людьми [3]
Основные приемы при сближении с людьми
ЛИЗ БУРБО. Чувственность и сексуальность. [66]
Откровенные ответы на свои самые болезненные вопросы, касающиеся интимной жизни.
Шесть способов располагать к себе людей. [7]
Шесть способов располагать к себе людей в книге Дейла Карнеги
ЛИЗ БУРБО.Половое влечение [18]
ЛИЗ БУРБО.Половое влечение
ЛИЗ БУРБО.Обязательства и верность [20]
ЛИЗ БУРБО.Обязательства и верность
ЛИЗ БУРБО Эдипов комплекс [13]
ЛИЗ БУРБО Эдипов комплекс
ЛИЗ БУРБО Гомосексуализм [13]
ЛИЗ БУРБО Гомосексуализм
ЛИЗ БУРБО.Инцест и изнасилование [24]
ЛИЗ БУРБО.Инцест и изнасилование
ЛИЗ БУРБО.Болезни и расстройства [15]
ЛИЗ БУРБО.Болезни и расстройства
Маргарита Ильина Психологическая оценка интеллекта у детей [43]
Маргарита Ильина Психологическая оценка интеллекта у детей
Популярные методики и тесты в психологии [109]
Психология почерка [34]
Предлагаемый материал основан на экспертных знаниях, личном профессиональном опыте и преподавательской деятельности
Психологические рисуночные тесты [52]
По рисункам человека можно определить склад его личности, понять его отношение к разным сторонам действительности. Рисунки позволяют оценивать психологическое состояние и уровень умственного развития, диагностировать психические заболевания.
Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей [30]
В настоящее время все большее внимание привлекают проблемы изучения психологических причин нарушений поведения у детей различных возрастов, разработки программ психопрофилактики и коррекции
Общая психология [117]
Психология.Конфликты [21]
Сегодня никому не надо доказывать, что проблематика, связанная с изучением конфликтов, имеет право на существование. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники – словом, все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.
Семейная психология [2]
Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Для общества вопрос о знании этих социальных институтов и умениинаправлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от их состояния в значительной мере зависит воспроизводство населения, создание и передача духовных ценностей.
Форма входа
Поиск
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Новинки на сайте
Главная » Статьи » Психология » Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей

Тренинг модификации поведения.Эффективность методики. Вспомогательные коррекционные программы

Использование "Тренинг модификации поведения” как формы индивидально-групповой психокоррекционной работы отнести в разряду воспитательного воздейсвтия с целью предоствращения рецедива или по крайней мере уменьшение  его вероятности .

В этом смысле воздействие служит для освобождения поведения от всего "старого и плохого” и обучение "новому и хорошему”. Поэтому индивидуальная  (групповая) психокоррекционная работа с детьми имеющими деструктивно, асоциально направленное поведение, либо негативизм должна не предпогалать отыскивание каких-то оправданий поведению в прошлом. Она должна ставить детей лицом к настоящему и будущему, добиваясь того, чтобы они воспринимали релаьное в том виде, в каком оно существует, а будущее в соответствии с условиями реального мира. При этом важным является не только способность удовлетворять свои реальные потребности социально примелемими способами, но и нести ответственность за свои действия.

В рамках  программы "Тренинг модификации поведения” дети не только начинают понимать социальные, возрастные и другие проблемы своих сверстников, но и причины своего неправильного поведения. Расширяются и пределы их терпимости, снижается порог агрессивности. Дети обретают способность контролировать свои стрессовыные состояния, страхи, гнев, научаются адекватно реагировать на свои эмоциональные конфликты и прорабатывать их совместно с группой. Помощь и поддержка от своих сверстников, обремененных теми же проблемами, воспринимается эффективнее (легче и быстрее), чем "нотации” взрослых. В результате проработки личных проблем и разрешение трудностей общения с окружающими обычно высвобождаются позитивные чувства к себе (повышается самооценка) и другим людям.

Проверка эффективности "Тренинга модификации поведения” проводилась на двух группах детей 14–16 лет (по12 человек), имеющих условный срок осуждения и осуществлялась по двум критериям:

1. Субъективный критерий. Для проверки эффективности программы были сформированы контрольная и экспериментальная группа, в которых проводились психодиагностические измерения. В качестве измеряемых показателей были выбраны, выделенные нами, прогностически достоверные параметры оценки выраженности нарушений поведения. К ним относились показатели: невротизма, психотизма, депрессии, психической неуравновешенности, физической, вербальной, косвенной агрессии, негативизма, общей агрессивности, враждебности, асоциальности.

Статистическая обработка результатов контрольных измерений позволило сделать нам заключение об отсутствии значимых различий в диагностируемых параметрах у испытуемых обеих групп. Им в одинаковой мере присущи идентичные агрессивные поведенческие реакции и  психические состояния ( Табл.2, приложение).

После проведения с экспериментальной группой психокоррекционной работы было проведено повторное диагностическое обследование контрольной и экспериментальной групп. Были зафиксированы значительные положительные изменения как в психических состояниях, так и в показателях поведенческой сферы у детей экспериментальной группы. Кроме того статистический  анализа его результатов позволили показал, что после проведения психокоррекционной работы между контрольной и экспериментальной группами существуют значимые отличия по следующим показателям: невротизм, психотизм, депрессия,  физическая, вербальная, косвенная агрессия,  общая агрессивность, враждебность.

2. Объективный критерий. В качестве объективного критерия выступал показатель частоты рецедива спустя год после занятий.

В мировой практике принято считать, что использование психокоррекционных и психотерапевтических мероприятий, в частности при работе с деликвеквентами, само по себе не  уменьшает частоту рецедива, а  в основном задерживает ее воостановление. Поэтому считается, что работа психологов с правонарушителями дает не только воспитательный, но и экономический эффект

В экспериментальной группе после года занятий были осуждены 38% подростков, что вполне  соотносится с общепринятыми данными (30–40%). Вместе с тем, следует отметить, что два человека были осуждены за административные нарушения, а не за повторно совершенные преступления. Таким образом, уровень рецедива состаил лишь 12%. Это свидетельствует о том, что "Тренинг модификации поведения” по своей эффективности значительно превосходит сушествующие программы.

Вместе с тем, возможно повышение эффективности психокоррекционной работы, если в процесс ресоциализации подростков и юношей включаются родители и педагоги. Результаты проведенных нами исследований и опыт практической работы подтвердили, что  на формирование негативных форм поведения сильное влияние оказывают условия семейного воспитания. Большинство обследованных детей выходцы из семей с неустойчивым стилем воспитания, для которого чаще всего характерны резкая смена методов воздействия на ребенка, противоречивость требований, запретов и санкций родителей в отношении поведения детей. 

Кроме того опыт нашей практической деятельности показывает, что негативные характеристики личности и способы поведения подростков укореняются и развиваются вследствие неблагоприятных взаимоотношений с педагогами, не обладающими навыками общения с "трудными" детьми. В частности, опрос учащихся с нарушениями в поведенииво время тренинговой работы показал, что большинство из них постоянно подвергается вербальной и , в меньшей степени, физической агрессии со стороны педагогов, унижению личностного достоинства, несправедливому обращению и прочим антигуманным воздействиям. Таким образом, затянувшаяся обоюдная конфронтация, непрекращающиеся конфликты и эмоциональная неприязнь как правило вызывает вербальную и косвенную агрессию учащихся, направленную на педагогов, и физическую агрессию на своих сверстников. В связи с этим были разработаны две вспомогательные программы для родителей и педагогов.

 Программа "Тренинг эффективности родителей" предназначена для работы с родителями, испытывающими затруднения в воспитании детей и/или имеющими детей с нарушениями в поведении. Основная направленность тренинга состоит в создании психологических условий для преодоления родительских ограничений и приобретения родителями нового опыта взаимодействия с собственными детьми посредством практической тренировки коммуникативных навыков. В процессе работы решались следующие задачи: переосмысление роли и позиции родителя; взаимопонимание и взаимоуважение прав и потребностей друг друга (родителей и детей); снижение тревожности и приобретение уверенности в себе; формирование готовности обсуждать с детьми все спорные и конфликтные ситуации в семье; выработка эффективного стиля взаимодействия с детьми.

Программа "Тренинг психологической компетентности педагога". Целью данной программы являлось информирование педагогов об индивидуально-психологических особенностях личности подростков с нарушениями поведения и обучение эффективным способам взаимодействия с такими детьми средствами конфликтологии и игротерапии ("проигрывания" критических и конфликтных ситуаций в сфере межличностных отношений). В ходе тренинга решались следующие задачи: распознание и идентификация собственных негативных эмоциональных состояний, возникающих при общении с асоциальными детьми; обучение "ненаправленным" способам отреагирования отрицательных эмоций и приемам регуляции психического равновесия; снятие личных и профессиональных зажимов и ограничений; освоение методики контакта с неблагополучными детьми различного возраста и выработка эффективного стиля взаимодействия.

Таким образом,  подводя итог всему вышеизложенному в главе, можно  сделать следующие выводы:

1.  Отличительной особенностью разработанного аффективно-динамического подхода являлось выделение психологических детерминант нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста. Схема аффективно-динамического подхода представляла сложное взаимодействие мотивационных, эмоциональных, волевых и нравственных процессов в личности.

2.   Стратегия психокоррекционной работы работы с агрессивными подростками должен строиться исходя из  принципа взаимосвязи внутренней (интрапсихической) и внешней (психосоциальной) детерминации функционирования личности; принципа учета закономерности процесса изменения поведения;  принципа комплексности; принципа интегративности.

3.   Разработанная программа "Тренинг модификации поведения", представляла собой интегративную и пошаговую модель изменений поведения на основе сочетания техник когнитивной, гештальт- и поведенческой психотерапии, а также соблюдения принципов "здесь-и-теперь”; подкрепления позитивного опыта; принцип иерархизации техник; ненасилия и уважения личностного достоинства подростков.

4.    Содержательно программа "Тренинг модификации поведения" состояла из процедур сбора проблематики, направленной на получение первоначального представления об ограничениях, затруднениях и проблемах подростков; корректирующих психологических упражнений направленных на стимуляцию изменений в эмоциональной, волевой, нравственной и поведенческой  сферах; психотехнических упражнений,  стимулирующих групповую динамику, внутригрупповой и межгрупповой дискуссий, проективного рисования, ролевого проигрывания жизненных ситуаций.

5.   Зафиксирована эффективность разработанной программы "Тренинг модификации поведения", а также установлены пути повышения ее эффективности за счет внедрения вспомогательных психокоррекционных программ для педагогов и родителей. 

Категория: Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей | Добавил: Dmitrii (02.02.2014)
Просмотров: 812 | Теги: психология, дети, эффективность методики, тренинг модификации поведения, психокоррекционная работа
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024
Google
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 81
Друзья сайта
Космический реминерализатор RemarsGel (РемарсГель) доктора Холодова Разное Create a free website
Счётчики
Яндекс.Метрика Рейтинг сайтов и каталог. Количество посетителей всего, за день Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика