Использование
"Тренинг модификации поведения” как формы индивидально-групповой
психокоррекционной работы отнести в разряду воспитательного воздейсвтия с целью
предоствращения рецедива или по крайней мере уменьшение его вероятности .
В этом смысле
воздействие служит для освобождения поведения от всего "старого и плохого” и
обучение "новому и хорошему”. Поэтому индивидуальная (групповая) психокоррекционная работа с
детьми имеющими деструктивно, асоциально направленное поведение, либо
негативизм должна не предпогалать отыскивание каких-то оправданий поведению в
прошлом. Она должна ставить детей лицом к настоящему и будущему, добиваясь
того, чтобы они воспринимали релаьное в том виде, в каком оно существует, а
будущее в соответствии с условиями реального мира. При этом важным является не
только способность удовлетворять свои реальные потребности социально
примелемими способами, но и нести ответственность за свои действия.
В рамках программы "Тренинг модификации поведения”
дети не только начинают понимать социальные, возрастные и другие проблемы своих
сверстников, но и причины своего неправильного поведения. Расширяются и пределы
их терпимости, снижается порог агрессивности. Дети обретают способность
контролировать свои стрессовыные состояния, страхи, гнев, научаются адекватно
реагировать на свои эмоциональные конфликты и прорабатывать их совместно с
группой. Помощь и поддержка от своих сверстников, обремененных теми же
проблемами, воспринимается эффективнее (легче и быстрее), чем "нотации”
взрослых. В результате проработки личных проблем и разрешение трудностей
общения с окружающими обычно высвобождаются позитивные чувства к себе
(повышается самооценка) и другим людям.
Проверка
эффективности "Тренинга модификации поведения” проводилась на двух группах
детей 14–16 лет (по12 человек), имеющих условный срок осуждения и
осуществлялась по двум критериям: 1. Субъективный критерий. Для
проверки эффективности программы были сформированы контрольная и экспериментальная
группа, в которых проводились психодиагностические измерения. В качестве
измеряемых показателей были выбраны, выделенные нами, прогностически
достоверные параметры оценки выраженности нарушений поведения. К ним относились
показатели: невротизма, психотизма, депрессии, психической неуравновешенности,
физической, вербальной, косвенной агрессии, негативизма, общей агрессивности,
враждебности, асоциальности.
Статистическая
обработка результатов контрольных измерений позволило сделать нам заключение об
отсутствии значимых различий в диагностируемых параметрах у испытуемых обеих
групп. Им в одинаковой мере присущи идентичные агрессивные поведенческие
реакции и психические состояния (
Табл.2, приложение).
После
проведения с экспериментальной группой психокоррекционной работы было проведено
повторное диагностическое обследование контрольной и экспериментальной групп.
Были зафиксированы значительные положительные изменения как в психических
состояниях, так и в показателях поведенческой сферы у детей экспериментальной
группы. Кроме того статистический
анализа его результатов позволили показал, что после проведения
психокоррекционной работы между контрольной и экспериментальной группами
существуют значимые отличия по следующим показателям: невротизм, психотизм,
депрессия, физическая, вербальная,
косвенная агрессия, общая агрессивность,
враждебность.
2.
Объективный критерий. В качестве объективного критерия выступал
показатель частоты рецедива спустя год после занятий.
В мировой
практике принято считать, что использование психокоррекционных и
психотерапевтических мероприятий, в частности при работе с деликвеквентами,
само по себе не уменьшает частоту
рецедива, а в основном задерживает ее
воостановление. Поэтому считается, что работа психологов с правонарушителями
дает не только воспитательный, но и экономический эффект
В
экспериментальной группе после года занятий были осуждены 38% подростков, что
вполне соотносится с общепринятыми
данными (30–40%). Вместе с тем, следует отметить, что два человека были
осуждены за административные нарушения, а не за повторно совершенные
преступления. Таким образом, уровень рецедива состаил лишь 12%. Это
свидетельствует о том, что "Тренинг модификации поведения” по своей
эффективности значительно превосходит сушествующие программы.
Вместе с тем,
возможно повышение эффективности психокоррекционной работы, если в процесс
ресоциализации подростков и юношей включаются родители и педагоги. Результаты
проведенных нами исследований и опыт практической работы подтвердили, что на формирование негативных форм поведения
сильное влияние оказывают условия семейного воспитания. Большинство
обследованных детей выходцы из семей с неустойчивым стилем воспитания, для
которого чаще всего характерны резкая смена методов воздействия на ребенка,
противоречивость требований, запретов и санкций родителей в отношении поведения
детей.
Кроме того
опыт нашей практической деятельности показывает, что негативные характеристики
личности и способы поведения подростков укореняются и развиваются вследствие
неблагоприятных взаимоотношений с педагогами, не обладающими навыками общения с
"трудными" детьми. В частности, опрос учащихся с нарушениями в
поведенииво время тренинговой работы показал, что большинство из них постоянно
подвергается вербальной и , в меньшей степени, физической агрессии со стороны
педагогов, унижению личностного достоинства, несправедливому обращению и прочим
антигуманным воздействиям. Таким образом, затянувшаяся обоюдная конфронтация,
непрекращающиеся конфликты и эмоциональная неприязнь как правило вызывает
вербальную и косвенную агрессию учащихся, направленную на педагогов, и
физическую агрессию на своих сверстников. В связи с этим были разработаны две
вспомогательные программы для родителей и педагогов.
Программа "Тренинг эффективности
родителей" предназначена для работы с родителями, испытывающими
затруднения в воспитании детей и/или имеющими детей с нарушениями в поведении.
Основная направленность тренинга состоит в создании психологических условий для
преодоления родительских ограничений и приобретения родителями нового опыта
взаимодействия с собственными детьми посредством практической тренировки
коммуникативных навыков. В процессе работы решались следующие задачи:
переосмысление роли и позиции родителя; взаимопонимание и взаимоуважение прав и
потребностей друг друга (родителей и детей); снижение тревожности и
приобретение уверенности в себе; формирование готовности обсуждать с детьми все
спорные и конфликтные ситуации в семье; выработка эффективного стиля
взаимодействия с детьми.
Программа "Тренинг
психологической компетентности педагога". Целью данной программы
являлось информирование педагогов об индивидуально-психологических особенностях
личности подростков с нарушениями поведения и обучение эффективным способам
взаимодействия с такими детьми средствами конфликтологии и игротерапии
("проигрывания" критических и конфликтных ситуаций в сфере
межличностных отношений). В ходе тренинга решались следующие задачи:
распознание и идентификация собственных негативных эмоциональных состояний,
возникающих при общении с асоциальными детьми; обучение
"ненаправленным" способам отреагирования отрицательных эмоций и
приемам регуляции психического равновесия; снятие личных и профессиональных
зажимов и ограничений; освоение методики контакта с неблагополучными детьми
различного возраста и выработка эффективного стиля взаимодействия.
Таким
образом, подводя итог всему
вышеизложенному в главе, можно сделать
следующие выводы:
1. Отличительной особенностью разработанного
аффективно-динамического подхода являлось выделение психологических детерминант
нарушений поведения у детей подросткового и юношеского возраста. Схема
аффективно-динамического подхода представляла сложное взаимодействие
мотивационных, эмоциональных, волевых и нравственных процессов в личности.
2. Стратегия психокоррекционной работы работы с
агрессивными подростками должен строиться исходя из принципа взаимосвязи внутренней
(интрапсихической) и внешней (психосоциальной) детерминации функционирования
личности; принципа учета закономерности процесса изменения поведения; принципа комплексности; принципа
интегративности.
3. Разработанная программа "Тренинг
модификации поведения", представляла собой интегративную и пошаговую
модель изменений поведения на основе сочетания техник когнитивной, гештальт- и
поведенческой психотерапии, а также соблюдения принципов "здесь-и-теперь”;
подкрепления позитивного опыта; принцип иерархизации техник; ненасилия и
уважения личностного достоинства подростков.
4. Содержательно программа "Тренинг
модификации поведения" состояла из процедур сбора проблематики,
направленной на получение первоначального представления об ограничениях,
затруднениях и проблемах подростков; корректирующих психологических упражнений
направленных на стимуляцию изменений в эмоциональной, волевой, нравственной и
поведенческой сферах; психотехнических
упражнений, стимулирующих групповую
динамику, внутригрупповой и межгрупповой дискуссий, проективного рисования,
ролевого проигрывания жизненных ситуаций.
5. Зафиксирована эффективность разработанной программы
"Тренинг модификации поведения", а также установлены пути повышения
ее эффективности за счет внедрения вспомогательных психокоррекционных
программ для педагогов и родителей. |