Всё для всех - медицина
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Как преодолеть чувство беспокойства [2]
В книге Дейла Карнеги даются проверенные на практике рекомендации по устранению чувства тревоги, беспокойства.
Основные положения, которые необходимо знать о чувстве беспокойства [3]
Основные положения, которые необходимо знать о чувстве беспокойства, описанные в книге Дейла Карнеги
Основные методы анализа чувства беспокойства [3]
Основные методы анализа чувства беспокойства, описанные в книге Дейла Карнеги
Как изжить привычку к беспокойству прежде, чем оно надломит вас [6]
Как изжить привычку к беспокойству прежде, чем оно надломит вас в книге Дейла Корнеги
Семь правил выработки такого умонастроения, которое принесет вам душевное спокойствие и счастье [7]
Семь правил выработки такого умонастроения, которое принесет вам душевное спокойствие и счастье в книге Дейла Корнеги
Как уберечь себя от беспокойства из-за критики [2]
Как уберечь себя от беспокойства из-за критики в книге Дейла Карнеги
Дейл Карнеги Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей [4]
Эта книга поможет вам приспособиться в окружающем мире
Девять советов, как извлечь наибольшую пользу из этой книги. [1]
Девять советов, как извлечь наибольшую пользу из этой книги.
Основные приемы при сближении с людьми [3]
Основные приемы при сближении с людьми
ЛИЗ БУРБО. Чувственность и сексуальность. [66]
Откровенные ответы на свои самые болезненные вопросы, касающиеся интимной жизни.
Шесть способов располагать к себе людей. [7]
Шесть способов располагать к себе людей в книге Дейла Карнеги
ЛИЗ БУРБО.Половое влечение [18]
ЛИЗ БУРБО.Половое влечение
ЛИЗ БУРБО.Обязательства и верность [20]
ЛИЗ БУРБО.Обязательства и верность
ЛИЗ БУРБО Эдипов комплекс [13]
ЛИЗ БУРБО Эдипов комплекс
ЛИЗ БУРБО Гомосексуализм [13]
ЛИЗ БУРБО Гомосексуализм
ЛИЗ БУРБО.Инцест и изнасилование [24]
ЛИЗ БУРБО.Инцест и изнасилование
ЛИЗ БУРБО.Болезни и расстройства [15]
ЛИЗ БУРБО.Болезни и расстройства
Маргарита Ильина Психологическая оценка интеллекта у детей [43]
Маргарита Ильина Психологическая оценка интеллекта у детей
Популярные методики и тесты в психологии [109]
Психология почерка [34]
Предлагаемый материал основан на экспертных знаниях, личном профессиональном опыте и преподавательской деятельности
Психологические рисуночные тесты [52]
По рисункам человека можно определить склад его личности, понять его отношение к разным сторонам действительности. Рисунки позволяют оценивать психологическое состояние и уровень умственного развития, диагностировать психические заболевания.
Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей [30]
В настоящее время все большее внимание привлекают проблемы изучения психологических причин нарушений поведения у детей различных возрастов, разработки программ психопрофилактики и коррекции
Общая психология [117]
Психология.Конфликты [21]
Сегодня никому не надо доказывать, что проблематика, связанная с изучением конфликтов, имеет право на существование. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники – словом, все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.
Семейная психология [2]
Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Для общества вопрос о знании этих социальных институтов и умениинаправлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от их состояния в значительной мере зависит воспроизводство населения, создание и передача духовных ценностей.
Форма входа
Поиск
Реклама
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Облако
 Новинки на сайте
Главная » Статьи » Психология » Семейная психология

Психологические механизмы половой социализации.Половое воспитание

Психосексуальное развитие — результат половой социализации, в ходе которой индивид усваивает определенную половую роль и пра­вила сексуального поведения (Кон И. С, 1988). Психологические ме­ханизмы половой социализации и формирования половой идентичнос­ти (осознания своей половой принадлежности) изучены слабо. Здесь существует несколько теорий.

I. Теория идентификации, уходящая корнями в психоанализ, под­ черкивает роль эмоций и подражания. Считается, что ребенок бессознательно имитирует поведение взрослых представителей своего пола, место которых он хочет занять (Кон И. С, 1981). Главное возражение против теории идентификации — неопределенность ее основного по­ нятия, которое обозначает и уподобление себя другому, и подражание, и отождествление с другими. Кроме того, поведение детей не всегда основано на подражании поведению взрослых: например, однополые мальчишеские компании возникают явно не от того, что мальчики видят, как их отцы избегают женского общества.

II. Теория половой типизации, опирающаяся на теорию социально­го научения, придает решающее значение механизмам психического подкрепления: родители и другие люди поощряют мальчиков за мас­ кулинное поведение и осуждают их, когда те ведут себя «женственно»;девочки получают положительное подкрепление за фемининное по­ ведение и осуждаются за маскулинное (Mischel W., 1966). Теорию по­ ловой типизации упрекают в механистичности, с ее позиций трудно объяснить появление многочисленных и не зависящих от воспитания индивидуальных вариаций и отклонений от половых стереотипов. Многие стереотипные маскулинные и фемининные реакции склады­ваются стихийно, независимо от обучения и поощрения и даже вопре­ки им.

III. Теория самокатегоризации, опирающаяся на когнитивно-гене­тическую теорию, подчеркивает познавательную сторону этого про­цесса и особенно значение самосознания: ребенок сначала усваивает представление о половой идентичности, о том, что значит быть муж­чиной или женщиной, затем определяет себя как мальчика или девоч­ку и после этого старается сообразовать свое поведение с тем, что ка­жется ему соответствующим такому поведению. Уязвимое звено этой теории в том, что полоролевая дифференциация поведения начинает­ся у детей гораздо раньше, чем у них складывается устойчивое созна­ние своей половой идентичности.

В свете теории половой типизации ребенок мог бы сказать: «Я люб­лю получать поощрения: меня поощряют, когда я делаю "мальчико­вые" вещи: поэтому я хочу быть "мальчиком"», а в свете теории само­категоризации: «Я мальчик, поэтому я хочу делать "мальчиковые" вещи и такое поведение доставляет мне удовольствие». Вероятно, эти теории нужно считать не столько альтернативными, сколько взаимодополняющими. Они описывают процесс половой со­циализации с разных точек зрения: теория половой типизации — с точ­ки зрения воспитателей, теория самокатегоризации — с точки зрения ребенка.

IV. Существует подход, рассматривающий процесс половой социа­лизации как аналогичный усвоению языка или любой другой системы правил (половая роль не что иное, как некое правило) (Constantinople А., 1979).

V. Стадиальная теория подчеркивает не собственный механизм по­ ловой дифференциации сознания, а закономерности ее развития во времени, по этапам:

  1. усвоение стандартов социального поведения;
  2. обучение полоспецифическому поведению;
  3. сопоставление себя с другими людьми;
  4. осознание необратимости своего пола и следование «правилам пола» уже по внутренним, интериоризованным, а не внешним мотивам.

Считается, что развитие «гендерных схем» (Levy G. D.,Carter, D. В., 1989), обусловленных полом социокультурных норм и/или стереоти­пов, отчасти представляет собой следствие уровня когнитивного развития ребенка, отчасти — результат влияния отдельных сторон куль­туры, которые ребенок может наблюдать. Частью тендерных схем яв­ляется представление о половой идентичности, которое в определен­ной последовательности развивается у ребенка на протяжении первых 7—8 лет его жизни. Дети начинают называть себя «мальчиком» или «де­вочкой» в очень раннем возрасте. Однако они еще не понимают, что будут оставаться мужчинами и женщинами всю свою жизнь и что пол нельзя изменить как одежду, прическу или род занятий. Дошкольник вполне может поинтересоваться у своего отца, кем тот был в детстве — мальчиком или девочкой. К 6—7 годам большинство уже не делает по­добных ошибок. Дети достигают ступени, которую можно охаракте­ризовать как константность пола (StangorC, Ruble D. N., 1987). В последние годы чаще используется термин «гендерная социали­зация». Используется также понятие «гендерная роль», означающее набор ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин. Счита­ется, что культурные ожидания формируют наши представления о том, как должны вести себя мужчина и женщина (Майерс Д., 1999). Автор утверждает: «Можно сказать, что гендерная социализация дает девоч­кам "корни", а мальчикам "крылья"». За последние полстолетия в дет­ских книгах, удостоенных премии Кадцекотта (Caldecott Award books), девочки в четыре раза чаще мальчиков изображались как использую­щие предметы домашней утвари (швабры, швейные иголки, кастрю­ли и сковородки), а мальчики в пять раз чаще девочек пользовались инструментами (такими, как плуг, вилы, оружие) (Crabb and Bielawski, 1994). Авторы считают это причиной того, что «повсеместно, как со­общает ООН (1991), женщины выполняют большую часть домашней работы» (Майерс Д., 1999, с. 259).

С другой стороны, существуют и культуральные различия, обуслов­ленные, в частности, особенностями исторического развития разных стран за последние десятилетия. Так, если проанализировать отече­ственную детскую литературу и кинофильмы начиная от послевоен­ных десятилетий до конца 1980-х годов, то можно выявить определен­ную тендерную закономерность. Девочки-школьницы почти повсеме­стно показаны как более успешные в учебе, более ответственные и социально адаптированные. К тому же в Советской России существо­вал сложившийся литературный стереотип: девочка-отличница, опе­кающая ропссника-мальчикавучебе (иногда против его желания), в то время как противоположное сочетание (мальчик, который учится луч­ше и помогает слабоуспевающей в учебе однокласснице) можно рас­ценивать как исключительный случай.

С. В. Ковалев (1989) говорит о стадиях, в которых проявления внут­ренне присущей человеку способности любить выражены особенно сильно. Это возраст около 3 лет, когда ребенку вдруг начинает очень нравиться мальчик или девочка (строго по признаку определенного пола!) одного с ним или более старшего (что более свойственно девоч­кам) возраста. Это младший школьный возраст (7—8 лет), когда полудетская влюб­ленность проявляется во взаимной нежности и жалости.Это подростковый возраст (12-13), когда чувство к человеку про­тивоположного пола находит свое выражение в возрастающей тяге к общению, жадном интересе к объекту любви и своеобразном фети­шизме (когда особо привлекает какой-то один компонент внешности, например волосы или нога). Юношеский возраст (15—17 лет), когда обусловленная социальной ситуацией развития привязанность юношей и девушек друг к другу носит уже почти совсем «взрослый» характер, ибо основывается на тяге к глубокой личной интимности, стремлении познать личность «объек­та» любви. Различные авторы (Колесов Д. В., СельвероваН. Б., 1982; Ковалев С. В., 1989; Дементьева И. Ф., 1991; Сысенко В. А, 1981; Каган В. Е., 1991) подчеркивают роль полового воспитания 

Половое воспитание

Половое воспитание рассматривается как процесс, направленный на выработку черт личности и установок, определяющих полезное для общества отношение к человеку противоположного пола (не только в семье, но и практически везде).По мнению Д. В. Колесова и Н. Б. Сельверовой, трактовка полово­го воспитания основана на трех положениях:

  1. Половая принадлежность — важнейший стержень формирую­щейся личности, поэтому формирование в детях эталонов настоящей мужественности и женственности и потребности следовать этим эталонам необходимо не только в плане гармонии сексуального развития, но и для нормальной и эффективной социализации личности.
  2. Половое влечение не должно подавляться, однако важно привить педагогически приемлемые способы его удовлетворения в межличностном общении с лицами противоположного пола.
  3. 3. Необходимо предупреждать преждевременное осознание ребен­ком некоторых проявлений сексуального развития, что, однако, должно выражаться не в отказе от обсуждения с детьми и подро­стками этих вопросов, а в своевременном, но не чрезмерном их сексуальном просвещении.

    Задачу полового воспитания Д. В. Колесов и Н. Б. Сельверова (1978) видят в формировании общественно полезных установок личности в различных аспектах взаимоотношений между представителями проти­воположных полов, которые бы обеспечивали сохранение личного здо­ровья, создание полноценной здоровой семьи, ориентацию супругов на такое число детей в семье, которое в наибольшей степени отвечало бы интересам общества, и развитие способности учитывать специфичес­кие половые особенности (физического и психического характера) про­тивоположного пола в процессе трудовой деятельности.B.А. Сысенко ввел понятие «способность к браку», предполагаю­щее несколько слагаемых: 1) способность сочувствовать, сопережи­вать, т.е. «входить» в эмоциональный мир другого партнера, понимать го радости и горести, переживания и неудачи, находить духовное еди­нение с другим человеком; 2) способность к кооперации, сотрудниче­ству, межчеловеческому общению, наличие навыков и умений в осу­ществлении многих видов труда, организация домашнего потребле­ния и распределения; 3) высокая этическая культура, предполагающая умение быть терпимым и снисходительным, великодушным и добрым, принимать другого человека со всеми его странностями и недостатка­ми, подавлять собственные эмоции.

Категория: Семейная психология | Добавил: Dmitrii (31.05.2014)
Просмотров: 389 | Теги: психология, семейная психология, семья, механизмы половой социализации, половое воспитание
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Это интересно
Наш опрос
Какой из разделов добавлять в первую очередь?
Всего ответов: 66
Друзья сайта
Космический реминерализатор RemarsGel (РемарсГель) доктора Холодова Разное Create a free website Rating All.BY
Счётчики
Яндекс.Метрика Рейтинг сайтов и каталог. Количество посетителей всего, за день Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
Google