Всё для всех - медицина
Главная Регистрация Вход
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Категории раздела
Как преодолеть чувство беспокойства [2]
В книге Дейла Карнеги даются проверенные на практике рекомендации по устранению чувства тревоги, беспокойства.
Основные положения, которые необходимо знать о чувстве беспокойства [3]
Основные положения, которые необходимо знать о чувстве беспокойства, описанные в книге Дейла Карнеги
Основные методы анализа чувства беспокойства [3]
Основные методы анализа чувства беспокойства, описанные в книге Дейла Карнеги
Как изжить привычку к беспокойству прежде, чем оно надломит вас [6]
Как изжить привычку к беспокойству прежде, чем оно надломит вас в книге Дейла Корнеги
Семь правил выработки такого умонастроения, которое принесет вам душевное спокойствие и счастье [7]
Семь правил выработки такого умонастроения, которое принесет вам душевное спокойствие и счастье в книге Дейла Корнеги
Как уберечь себя от беспокойства из-за критики [2]
Как уберечь себя от беспокойства из-за критики в книге Дейла Карнеги
Дейл Карнеги Как приобретать друзей и оказывать влияние на людей [4]
Эта книга поможет вам приспособиться в окружающем мире
Девять советов, как извлечь наибольшую пользу из этой книги. [1]
Девять советов, как извлечь наибольшую пользу из этой книги.
Основные приемы при сближении с людьми [3]
Основные приемы при сближении с людьми
ЛИЗ БУРБО. Чувственность и сексуальность. [66]
Откровенные ответы на свои самые болезненные вопросы, касающиеся интимной жизни.
Шесть способов располагать к себе людей. [7]
Шесть способов располагать к себе людей в книге Дейла Карнеги
ЛИЗ БУРБО.Половое влечение [18]
ЛИЗ БУРБО.Половое влечение
ЛИЗ БУРБО.Обязательства и верность [20]
ЛИЗ БУРБО.Обязательства и верность
ЛИЗ БУРБО Эдипов комплекс [13]
ЛИЗ БУРБО Эдипов комплекс
ЛИЗ БУРБО Гомосексуализм [13]
ЛИЗ БУРБО Гомосексуализм
ЛИЗ БУРБО.Инцест и изнасилование [24]
ЛИЗ БУРБО.Инцест и изнасилование
ЛИЗ БУРБО.Болезни и расстройства [15]
ЛИЗ БУРБО.Болезни и расстройства
Маргарита Ильина Психологическая оценка интеллекта у детей [43]
Маргарита Ильина Психологическая оценка интеллекта у детей
Популярные методики и тесты в психологии [109]
Психология почерка [34]
Предлагаемый материал основан на экспертных знаниях, личном профессиональном опыте и преподавательской деятельности
Психологические рисуночные тесты [52]
По рисункам человека можно определить склад его личности, понять его отношение к разным сторонам действительности. Рисунки позволяют оценивать психологическое состояние и уровень умственного развития, диагностировать психические заболевания.
Психологические основы диагностики и коррекции нарушений поведения у детей [30]
В настоящее время все большее внимание привлекают проблемы изучения психологических причин нарушений поведения у детей различных возрастов, разработки программ психопрофилактики и коррекции
Общая психология [117]
Психология.Конфликты [21]
Сегодня никому не надо доказывать, что проблематика, связанная с изучением конфликтов, имеет право на существование. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники – словом, все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.
Семейная психология [2]
Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Для общества вопрос о знании этих социальных институтов и умениинаправлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от их состояния в значительной мере зависит воспроизводство населения, создание и передача духовных ценностей.
Форма входа
Поиск
Реклама
Мини-чат
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Облако
 Новинки на сайте
Главная » Статьи » Психология » Психология.Конфликты

Требование к построению(организации) психокоррекционной работы по предупреждению ухода детей из семей

Социально-психологическая и педагогическая работа с несовершеннолетними склонными к самовольному уходу из семьи

В настоящее время образование и воспитание подрастающих поколений испытывает ряд проблем, которые трудно решать только силами школы и семьи. В условиях нестабильности общества очень велика роль социальных учреждений, таких как:  школа-интернат, приют, кризисные центры. Работа с детьми в социальных учреждениях  должна строиться по принципу оказания помощи и поддержки в трудной, кризисной ситуации. Она всегда предполагает два направления – оказание помощи ребенку и изменение отношений в семье. Главная задача всех специалистов – сделать всё, чтобы подготовить ребенка к самостоятельной жизни, умению выживать в любых условиях, строить новые взаимоотношения с семьей и гармонично развиваться.

Требования к построению (организации) психокоррекционной работы

Своевременная организация психолого-педагогического сопровождения коррекционной работы является основным фактором, обуславливающим социальную адаптацию и реабилитацию проблемного ребенка, а так же, как один из факторов профилактики самовольного ухода детей из дома.

В компетенцию учреждений общего образования, в том числе муниципальных общеобразовательных учреждений, входят:

- оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении, либо проблемы в обучении, при которой осуществляются:

постановка на внутришкольный профилактический учет детей, имеющих отклонения в развитии и поведении, либо отклонения в обучении;
проведение систематической медико-психолого-педагогической диагностики этих детей;
разработка индивидуальных маршрутов (планов) коррекционной работы с несовершеннолетними и их дальнейшего развития;
привлечение необходимых специалистов (медицинских работников, социальных работников, юристов и др.) для проведения консультаций с детьми и родителями, оказания им адресной помощи;
разработка педагогами (методическими объединениями) индивидуальных образовательных программ для обучения детей, имеющих отклонения в развитии или поведении;
осуществление постоянного педагогического наблюдения (контроля) за поведением обучающихся этой категории, посещением учебных занятий, освоением образовательных программ и регулирование ситуации в пользу ученика.

Основные особенности проведения психокоррекционной работы:

а) смысл психологической коррекции - не изменить ребенка, а создать условия для его полноценного развития;

б) психологическая коррекция эффективна в том случае, если она ориентирована не на отдельные свойства личности, а на целостную систему значимых отношений, поэтому в коррекционной работе желательно участие семьи, учителей, сверстников данного ребенка;

в) план коррекционных мероприятий должен строиться с учетом возраста, то есть в процессе коррекции должна осуществляться та деятельность, в которой наиболее полно раскрываются актуальные потребности возраста.

В отечественной психологии разработаны и этапы психокоррекционной работы: диагностический блок, установочный блок, коррекционный блок и оценочный блок.

Диагностический блок отвечает за изучение индивидуальных особенностей ребенка, анализ факторов, способствующих его эмоциональному неблагополучию.

Перед началом психокоррекционной работы психологу необходимо выяснить влияние этих факторов на формирование у ребенка невротического конфликта. Отметим, что при анализе причины невротического конфликта у ребенка следует учитывать единство субъективных и объективных факторов возникновения и развития конфликта. Конфликт занимает центральное место в жизни ребенка, оказывается для него неразрешимым и, затягиваясь, создает аффективное напряжение, которое, в свою очередь, обостряет противоречия, повышает неустойчивость и возбудимость, углубляет и болезненно фиксирует переживания, негативно отражается на умственной работоспособности ребенка, дезорганизует его поведение. Не менее важной причиной является также то, что многое относительно истории развития ребенка знают лишь родители. Итак, изучая историю психического развития ребенка, беседуя с взрослыми, мы ориентируемся на следующие ключевые положения:

1. Желанный или нежеланный ребенок.

2. Состояние и образ жизни матери во время беременности.

3. Отношение к ребенку в семье.

4. История жизни ребенка в последующий период с акцентом на конфликтные, психотравмирующие ситуации.

Установочный блок включает в себя главную цель – формирование положительной установки ребенка и его родителей на коррекционную работу. Основными задачами этого психокоррекционного блока являются:

подготовка коррекционной программы (сроки, этапы, методы, методики и т.д.)
снижение эмоционального напряжения у ребенка;
активизация родителей на самостоятельную психологическую работу с ребенком;
повышение веры родителей в возможность достижения позитивных результатов психокоррекции;
формирование эмоционально-доверительного контакта психолога с участниками психокоррекции.

Для реализации этих задач используются разнообразные психотехнические приемы: организация встреч родителей, дети которых успешно закончили курс психокоррекции, с начинающими, проведение веселой, эмоционально насыщенной игры с детьми в начале психокоррекции, с привлечением родителей и прочих лиц. Особое значение для установочного этапа психокоррекции имеет место, где проходят занятия. Это должно быть просторное, хорошо оборудованное помещение, с мягким освещением, где ребенок будет чувствовать себя спокойно и безопасно.

Коррекционный блок. Целью данного блока является гармонизация процесса развития личности ребенка с эмоциональным неблагополучием, переход от отрицательной фазы развития к положительной, овладение способами взаимодействия с миром, окружающими  и самим собой. Непосредственная работа по, заданной в установочном блоке, программе сопровождения.

Оценочный блок. Анализ проделанной работы.

Обследование проводится по ранее используемым методикам. По  результатам обследования принимается решение на продолжение работы в индивидуальном порядке или на успешное завершение коррекционной работы.

Если же это групповая психокоррекция, то эффект от занятий в группе достигается в том случае, если воздействие оказывается на основные компоненты отношений личности: познавательный, эмоциональный и поведенческий.

На уровне эмоциональной сферы психолог должен помочь членам группы почувствовать собственную ценность; стать более свободными в выражении собственных позитивных и негативных эмоций; раскрыть свои проблемы и соответствующие им чувства; почувствовать неадекватность некоторых своих эмоциональных реакций; модифицировать способы переживаний, эмоционального реагирования, восприятия своих отношений с окружающими.

В поведенческой сфере, групповой психокоррекционный процесс направлен на приобретение навыков более искреннего и свободного общения с окружающими; преодоление неадекватных действий; развитие форм поведения, связанных с поддержкой, взаимопомощью, взаимопониманием, сотрудничеством, самостоятельностью; развитие адекватных форм поведения и реагирования на основании достижений в познавательной и эмоциональной сферах.

Путь к взаимопониманию между детьми и взрослыми – это очень серьезный эмоциональный и интеллектуальный труд. И, прежде всего, труд взрослого, находящегося рядом, возможный только на основе совершенствования себя, своих качеств, демократизации общения с детьми и с коллегами.

Специалист должен уважительно относиться к своим воспитанникам. С первых дней обращаться к детям надо по имени, фамилия указывается только в списках. Чем раньше взрослый перестанет путать имена детей, тем будет легче установить с ними хорошие взаимоотношения.

Дети не любят, когда их воспринимают как маленьких и неразумных. В любом возрасте они хотят казаться старше. Данный факт необходимо учитывать во взаимодействии с детьми.

Взрослый не может позволить себе называть ребенка обидным для него прозвищем. Иногда бывают совсем безобидные прозвища и сами ребята гордятся, что им их присвоили.

Специалисту при обращении к ребенку следует обратить внимание на интонацию. Тон панибратства с детьми недопустим. Взрослому в детском коллективе стоит с самого начала правильно подбирать нужный тон, жесты и слова, а также следить за культурой речи.

Важным моментом является отчетливое произношение слов, правильная интонация (пауза, логическое ударение). Категорически запрещается использовать нецензурные выражения.

Ответственность за межличностные отношения, складывающиеся у ребят с друг другом и с взрослым, возлагается на последнего. Необходимо учитывать следующие условия для того, чтобы добиться благоприятного психологического климата в детском коллективе:

взрослый должен задавать позитивный тон во взаимоотношениях;
необходимо следить за своим внешним видом и поведением;
повышенный тон и крик – крайне неэффективные средства воздействия;
избегать публичных замечаний, обсуждения поступков ребенка, а тем более

иронии по отношению к детям.

В формировании положительного отношения ребенка к взрослым, удачным приемом можно признать взаимную презентацию взрослыми друг – друга. То есть при отсутствии напарника, другой специалист начинает рассказывать о нем ребятам, формируя положительный образ интересного взрослого.

 Не следует также разговаривать с детьми на следующие темы:

выяснение отношений между взрослыми;
обсуждение детей;
обсуждение администрации учреждения, их решений;
решение вопросов личного характера.

При работе с детьми необходимо внимательно наблюдать за отношениями детей. Если понаблюдать за ребятами, то все отношения будут как на ладони. Наиболее важными показателями могут быть, кто с кем сидит в столовой, кто с кем пытается сидеть во время  игр или в общем кругу. Но бывает так, что не все видно, когда не видно и не понятно, можно просто спросить. Индивидуальные беседы играют значительную роль в работе по обеспечению позитивных отношений между ребятами. Если вы заметили, что кто-то  кого-то обижает, то индивидуальная беседа будет вполне уместна. Выносить на всеобщее обозрение, увиденное вами не нужно. Ведь возможно и ошибиться, а можно дать право на ошибку вашему воспитаннику.

Позитивным межличностным отношениям содействует совместная деятельность, которая направляет ребят на сотрудничество, поиск точки соприкосновения. Однако есть и обратная сторона, неуспешность в деятельности может сформировать негативное отношение к одному из ребят, стать причиной обидного прозвища и т.п., поэтому при продумывании каждого дела, необходимо попытаться предупредить противоречия и конфликты, которые могут быть вызваны столкновением интересов в совместной работе. В совместной деятельности каждому ребенку найдется место, которое позволит ему проявить себя с лучшей стороны, испытать успех, быть высоко оцененным окружающими.

Любая групповая деятельность есть факт взаимодействия людей, в нашем случае, оно происходит в системах:

«взрослый – ребенок»;
«взрослый – детская группа»;
«ребенок – детская группа»;
«ребёнок – ребёнок».

Взаимодействие осуществляется в целях достижения какого-то социально и личностно значимого результата.

Исследователи выделяют три вида взаимодействия: содружество, конкуренция и конфликт.

Содружество (англ. Commonwealth) – взаимная дружба, дружеское единение. Это самый эффективный и приемлемый вид взаимоотношений.

Конкуренция (лат. concurro – сбегаюсь, сталкиваюсь) – одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов других индивидов или групп.

Дети всюду сталкиваются с соперничеством – и в школе, и в учреждении. Некоторым детям это идет только на пользу – они прилагают больше старания, ставят себе новые рубежи.

В ситуации соперничества ребенок больше всего страдает от сравнения, и естественно от сравнения не в его пользу. Поэтому следует воздержаться от сравнений ребенка с другими детьми, которые могут нанести существенный удар по самолюбию. Ребёнок начнет сомневаться в себе, и начнет тихо ненавидеть тех, кого ставят ему в пример, а самое важное – снижается его самооценка.

Необходимое дать ребёнку почувствовать себя не хуже других, а сравнение с другими позволяет оценивать свои силы, возможности и перспективы. Только четкое осознание своих «плюсов» и «минусов» позволяет двигаться вперед.

Психологи советуют соблюдать несколько правил:

Сравнивайте ребенка не с другими детьми, а  самим собой;
Организовывайте такие игры, в которых дети не конкурируют друг с другом за право кому-то одному получить приз, поощрение, похвалу, а взаимодействуют, вместе приходя к какому-то результату и получая коллективную награду;
Не стоит однозначно оценивать достижения и неудачи ребенка, хвалить ребенка нужно за то, что он действительно сделал хорошо.
Разрешите  ребёнку ошибаться. Чем старше ребенок становится, тем чаще обращает внимание на свои промахи и сам невольно сравнивает себя с другими детьми. В таком случае важно его успокоить, а не заострять на ошибке внимание.  

Следующий вид взаимодействия – это конфликт.

Конфликт - столкновение противоположных тенденций или  интересов.

Опытные педагоги знают: конфликтные ситуации, возникшие  на основе непослушания ребенка, при более внимательном  рассмотрении – это не проявление эгоизма, высокомерия, самолюбия, а попытка растущего человека утвердиться, самореализоваться в коллективе, показать, что он не такой уж плохой, он способен на многое. Нередко доброе слово, поддержка, хотя бы скромная похвала помогут ребенку, пройдя через ту или иную ситуацию, утвердить, повысить свой авторитет в глазах окружающих, в семье и школе, добиться уважения. И в этом отношении позитивно разрешенная конфликтная ситуация также будет способствовать обретению ребенком нового социального опыта.

В силу социальной незрелости, ранимости, детской непосредственности и нетерпимости дети не всегда могут выразить свои желания и стремления, провоцируют возникновение конфликтных ситуаций из-за мелочей, но и эти мелочи при определенном вмешательстве взрослых наставников, могут нести в себе положительный или отрицательный социальный опыт.

Рекомендации, которые помогут позитивно разрешить возникшие противоречия в отношениях детей, повлиять на конструктивное преодоление конфликтных ситуаций:

увидев скрытые или открытые противоречия в общении детей, специалисту необходимо постараться деликатно вмешаться и «разрядить» ситуацию;
не стоит выяснять, кто прав, а кто виноват, необходимо дать детям высказаться, выслушать мнения обеих сторон;
необходимо воспитывать и поддерживать в  детях веру в их способность самостоятельно решать проблемы без крика, драки, взаимных обид и оскорблений;
необходимо дать почувствовать детям, что их чувства понимают, можно проговорить вслух, что могут чувствовать дети;
к негативным чувствам детей стоит относиться как к естественным, а не как к зловещим признакам того, что дети злы, завистливы и т.д.;
следует тактично подсказать, как можно более спокойно и здраво разрешить возникшее противоречие;
следует постараться переключить внимание конфликтующих детей на какое-то общее дело или попросить ребенка помочь ему;
ни в коем случае не стоит требовать от детей проявления любви, в разгар конфликтной ситуации – это невозможно.

Главная задача взрослого в конфликтной ситуации – это успокоить ребят, направить их мысли и действия в другую сторону.

Единственное, самое точное пожелание – быть мудрым в оценках, высказываниях и просто даже в мимических проявлениях.

Категория: Психология.Конфликты | Добавил: Dmitrii (04.05.2014)
Просмотров: 480 | Теги: психология, подростки, уход детей семья, социальная работа, психокоррекционная работа
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2017
Это интересно
Наш опрос
Какой из разделов добавлять в первую очередь?
Всего ответов: 66
Друзья сайта
Космический реминерализатор RemarsGel (РемарсГель) доктора Холодова Разное Create a free website Rating All.BY
Счётчики
Яндекс.Метрика Рейтинг сайтов и каталог. Количество посетителей всего, за день Яндекс.Метрика Яндекс.Метрика
Google