Этот тест предлагается для выявления особенностей семейных взаимоотношений в восприятии ребенка 1 . Метод используется преимущественно при обследовании детей, начиная с четырехлетнего возраста, но может быть с успехом применен и для выяснения отношения к семейной сфере у взрослого человека.
Проведение
тестирования. Лист бумаги кладут перед обследуемым горизонтально. Инструкция:
«Нарисуйте на этом листе всю свою семью». Если обследуемый задает вопросы: «А
кого рисовать?», «А бабушку рисовать?», «А можно я нарисую своего друга?», «Мою
– это значит мою собственную или родительскую, в которой я воспитывался?»
(последний вопрос иногда задают взрослые, имеющие собственную семью), – то
проверяющий отвечает: «Я не знаю, кто входит в вашу семью. Вы знаете это лучше
меня».
В отличие от этого, в
ответе на вопрос, рисовать ли себя, следует дать понять, что это желательно,
например, можно сказать с полувопросительной интонацией: «Ты ведь член своей
семьи?».
По завершении рисунка выясняют, какого члена семьи изображает каждый
из нарисованных персонажей. При этом обследующий не должен высказывать
собственных предположений. Так, указывая на кого-либо из персонажей, не следует
спрашивать: «Это кто, папа?». Вопросы должны звучать нейтрально: «Кто это? А
это?». Могут быть дополнительные вопросы типа: «Где все это происходит?», «Что
вы делаете?» или «Что делает каждый из тех, кого ты нарисовал?» и т.п. Беседу
проводят в свободной форме.
Динамический рисунок семьи
Методика доступна
детям, начиная со старшего дошкольного возраста, приблизительно с пяти лет.
Проведение
тестирования. В задание по тесту «Рисунок семьи» вводится дополнительная
инструкция: «Нужно нарисовать семью так, чтобы каждый член семьи что-то делал,
был чем-то занят».
В сравнении с тестом
«Рисунок семьи» тест «Динамический рисунок семьи» позволяет получить более
полную информацию о том, как обследуемый воспринимает распределение ролей в
семье, какова основная, с его точки зрения, функция у каждого из ее членов.
Подростки по этому заданию часто делают очень выразительные рисунки.
Вместе с тем, диагностическая направленность дополнительного
варианта более очевидна, чем у исходного теста, и при определенной установке
обследуемый может сознательно исказить результаты. Как показывает опыт,
функциональная установка обследуемого часто приводит к тому, что по рисунку
трудно оценить эмоциональные взаимоотношения между членами семьи.
|