По рисункам человека можно определить склад его личности, понять его отношение к разным сторонам действительности. Рисунки позволяют оценивать психологическое состояние и уровень умственного развития, диагностировать психические заболевания.
В настоящее время все большее внимание привлекают проблемы изучения психологических причин нарушений поведения у детей различных возрастов, разработки программ психопрофилактики и коррекции
Сегодня никому не надо доказывать, что проблематика, связанная с изучением конфликтов, имеет право на существование. К проблемам возникновения и эффективного разрешения конфликтов, проведения переговоров и поиска согласия проявляют огромный интерес не только профессиональные психологи и социологи, но и политики, руководители, педагоги, социальные работники – словом, все те, кто в своей практической деятельности связан с проблемами взаимодействия людей.
Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Для общества вопрос о знании этих социальных институтов и умениинаправлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от их состояния в значительной мере зависит воспроизводство населения, создание и передача духовных ценностей.
Рисунок человека.Возрастные закономерности. Младший школьный возпаст
Пе
В период младшего
школьного возраста при нормальном развитии изобразительной функции ребенок
овладевает реалистическим рисунком с правильным изображением строения
человеческой фигуры. Это связано с принятым в нашей культуре традиционным
подходом к обучению детей рисованию, с опытом рассматривания иллюстраций в
детских книжках. Рисунок, на котором разные части тела не приклеены друг к
другу, как на схеме, а органично переходят одна в другую без резкой границы,
принято называть пластическим. Характер соединения деталей наиболее заметен на
переходах от шеи к плечам, от плеч – к рукам и от туловища – к ногам.
Для рисунков детей
семилетнего возраста характерно сочетание элементов пластического и
схематического изображения с преобладанием схематического. При этом одни части
тела органично соединены между собой без резкой грани, а другие как бы
приклеены (рис. 7).
Постепенно к восьми – девяти годам соотношение пластических и
схематических элементов уравновешивается. Например, вся нижняя часть тела
изображается пластически, а верхняя
– схематически (рис. 8) или наоборот. Примерно с десяти лет пластические элементы начинают преобладать
над схематическими (рис. 9, 10). Рисунки детей предподросткового возраста в
целом производят впечатление реалистических, но ребенок еще недостаточно
владеет способами изображения тех или иных деталей. Эта стадия развития
рисования обычно продолжается вплоть до начала подросткового возраста.