Для диагностики
агрессивности и компонентов ее регуляции использовался целый ряд
психодиагностических методик. Они позволили оценить состояние мотивационной,
эмоциональной, волевой, нравственной сфер личности, особенности поведения,
изучить стили межличностных отношений и семейного воспитания.
Методика
диагностики эмоциональной сферы
В нашем
исследовании эмоции рассматривались как реакции человека на ту или иную
ситуацию. Одной из важнейших функций эмоций является адаптивная: эмоции возникают лишь тогда,
когда по той или иной причине затрудняется адекватное приспособление к
изменившимся условиям существования и жизнедеятельности. В психологической
науке нет единого мнения об эффективности взаимовлияния эмоций и поведения
человека. С одной стороны, считается, что эмоции полезны и благодаря своим
адаптивным свойствам осуществляют энергетическую мобилизацию человека в ответ
на вариативность обстановки или ситуации. С другой стороны, напротив, эмоции
рассматриваются как феномены, приводящие к дезорганизации, нарушению
деятельности. Наиболее продуктивным взглядом на эту проблему является точка
зрения, которая связывает возникновение эмоций с процессом удовлетворения
потребностей. В тех случаях, когда ребенок удовлетворяет свои потребности
полностью возникает чувство удовольствия, а когда не удовлетворяет или
удовлетворяет частично – появляется чувство неудовольствия. В связи с этим
эмоции принято разделять на стенические и астенические. Стенические связаны с
чувствами, переживание которых характеризуется повышением жизнедеятельности,
сопровождающимся состоянием возбуждения, радостного волнения, подъема,
бодрости. Астенические – это окрашенные негативными тонами чувства
подавленности, уныния, печали, пассивного страха.
Вместе с тем,
стенические и астенические переживания могут возникать и в ситуациях, когда
удовлетворение потребности полностью блокировано или крайне затруднено из-за
возникшего непреодолимого препятствия, и ребенок находится в состоянии
длительного мотивационного напряжения. Такая ситуация создает условия для
возникновения новых как по содержанию, так и по силе эмоциональных реакций,
которые, в свою очередь, могут угнетать или, наоборот, активизировать ребенка.
Таким
образом, следует отметить, что в различных ситуациях удовлетворения
потребностей у ребенка могут возникать и доминировать как стенические, так и
астенические реакции. Здесь, вероятно, многое зависит от особенностей ситуации,
опыта эмоциональной жизни ребенка, фрустрационной толерантности и пр.
Методика. Для оценки
и определения эмоциональных профилей учащихся использовались шкалы опросника,
разработанного В.Э.Мильманом.Тест включал четыре шкалы: направленность на
эмоциональные переживания стенического типа, направленность на эмоциональные
переживания астенического типа, стенический тип переживания и поведения в
ситуации фрустрации и астенический тип переживания фрустрации.
Диагностические
показатели по тесту позволили определить четыре вида эмоциональных профилей:
1.
Стенический, характеризующийся доминированием стеничности как в эмоциональных
предпочтениях, так и в фрустрированном поведении.
2.
Астенический, отличающийся превышением астеничности как в показателях
эмоциональных переживаний, так и фрустрированного поведения.
3. Смешанный
стенический, характеризующийся стеничностью фрустрационного поведения и
астеничностью эмоциональных предпочтений.
4. Смешанный
астенический, отличающийся стенической эмоциональностью и одновременно
астенически окрашенным поведением в ситуации фрустрации.
Методика
диагностики волевой сферы
Воля
выражается в способности человека к сознательному регулированию и активизации
своего поведения. Любые психические процессы или действия почти всегда в той
или иной степени сопряжены с психологическим регулированием т.е. волевым
процессом.
Волевой
процесс состоит из трех основных этапов: 1) осознание недовольства своими действиями
или состоянием; 2) возникновение мотивации, дающей возможность организации действий; 3) осознание цели,
стремление к ее реализации, уверенность в ее достижимости и выбор тактики
деятельности. Из этого следует, что существует тесная взаимосвязь между
волевыми, с одной стороны, и мотивационными и эмоциональными процессами
регулирования, с другой. Всякое усилие (т.е. волевой акт) направлено на
удовлетворение потребности, а преодоление или непреодоление трудностей на пути
к этой цели может являться источником возникновения стенических или
астенических эмоций.
Методика. Для
диагностики процессов волевой регуляции использовался тест-опросник волевого
самоконтроля в модификации Е.В.Эйдмана. Этот опросник позволяет выявить степень
способности человека владеть собой, управлять своими действиями, эмоциями и
состояниями. Кроме этого общего уровня тест также оценивает степень активности
и эмоциональной зрелости человека, его уверенность в себе и самостоятельность,
реалистичность взглядов и устойчивость намерений; позволяет прогнозировать
поведение человека при встрече с трудностями.
Тестом,
имеющим десять шкал, оценивались следующие параметры: волевая регуляция эмоций
(расстраивающийся при неудачах – умеющий
собраться); качество цели (целеустремленность); энергичность (энергосберегающий
– энергорасточительный); рациональная регуляция действий (импульсивность –
рациональность); самообладание (непосредственность – выдержанность); локус
регулятивной мотивации (экстернальный – интернальный); стратегичность
("отношение к жизни"); коммуникативный контроль; сила намерений
("настойчивость"); самоконтроль эмоций ("самообладание").
|