Для диагностики
агрессивности и компонентов ее регуляции использовался целый ряд
психодиагностических методик. Они позволили оценить состояние мотивационной,
эмоциональной, волевой, нравственной сфер личности, особенности поведения,
изучить стили межличностных отношений и семейного воспитания.
Методика
диагностики стиля семейного воспитания.
Анализ
психологической литературы свидетельствует, что особенности внутрисемейных и
детско-родительских отношений могут оказывать существенное влияние на характер
поведения детей. Вместе с тем в нашем исследовании мы считали, что ребенок
будет нарушать поведение исходя не из реально существующей модели родительского
воспитания, а из ее "образа”, т.е. опираясь на представления о родительском
поведении.
Методика Изучение
стиля семейного воспитания осуществлялось с помощью перцептивного варианта
методики "Анализ семейных взаимоотношений” , разоаботанного для детей
подросткового и юношеского возраста.Опросник
содержит шкалы, которые, во-первых, позволяют выявить различные отклонения в
отношениях родителей к детям. Это повышенный контроль за ребенком или явный
недостаток его, чрезмерный или явно недостаточный уровень удовлетворения
потребностей подростка, чрезмерность или недостаточность количества
обязанностей, чрезмерность или недостаточность запретов и ограничений,
чрезмерная строгость или явная недостаточность санкций за нарушения поведения.
Во-вторых, опросник предоствляет возможность изучить целый спектр "побочных”
причин нарушения детско-родительских взаимоотношений. В-третьих, анализ
результатов опроса позволяет выделять шесть типов семейного воспитания: потворствующую,
доминирующую гиперпротекцию, гипопротекцию, эмоциональное отвержение, жестокое
обращение, повышенную моральную ответственность.
|