Для диагностики
агрессивности и компонентов ее регуляции использовался целый ряд
психодиагностических методик. Они позволили оценить состояние мотивационной,
эмоциональной, волевой, нравственной сфер личности, особенности поведения,
изучить стили межличностных отношений и семейного воспитания.
Методика
диагностики стиля межличностных взаимоотношений
Личность
развивается благодаря взаимодействию индивида с окружающими людьми. С одной
стороны, человек реализует во взаимоотношениях свою систему ценностных
ориентаций и установок, с другой – для него очень важны оценки и мнения других
людей. Именно с ними он соотносит свое поведение, подвергая его коррекции или
изменяя на диаметрально противоположное. Поэтому в педагогической практике
очень важно знать те личностные установки, которые ребенок реализует при
взаимодействии с окружающими.
Методика. Изучение
стиля межличностных взаимоотношений осуществлялось с помощью методики
диагностики межличностных отношений Т.Лири в модификации Л.Н. Собчик.
Методика
позволяет оценить доминирование того или иного варианта межличностных
отношений. Фиксировались восемь разновидностей стилей: властный-лидирующий;
независимый-доминирующий; прямолинейный-агрессивный; недоверчивый-скептический;
покорно-застенчивый; зависимый-послушный; сотрудничающий-конвенциональный;
ответственно-великодушный. |