Методологической
основой проведенного нами диагностического исследования являлась теория поля К.
Левина, которая представляет собой некоторую концептуальную схему
психологического изучения человеческого поведения и имеет целый ряд
отличительных особенностей теоретического плана.
Во-первых,
согласно ей, что анализ поведения должен основываться на общей ситуации. В
объяснение поведения включается более широкий круг явлений, чем объединение
отдельных элементов типа раздражителей и реакций.
Во-вторых,
ситуацию следует интерпретировать так, как она представляется субъекту. Это
означает, что объяснение должно быть психологичным. При этом детерминанты
поведения независимо от локализации в окружении или субъекте должны пониматься
психологически. В связи с этим в наших исследованиях к основным компонентам
причинно-следственного анализа относятся, например, не раздражители, как это
пытается делать бихевиоризм, а воспринимаемые (отраженные субъектом)
особенности окружения, которые предоставляют человеку различные возможности для
действия. Психологическому анализу
подлежали таким образом не только все, что происходило с действующим
субъектом в нем самом и окружении, но и
другие факторы, влияющее на поведение.
В-третьих,
для объяснения поведения описания простых связей в смысле ассоциации
"раздражитель-реакция” явно
недостаточно. Согласно К. Левину, в основе всякого поведения лежат силы,
основными из которых являются потребности.
В-четвертых,
простая классификация наблюдаемых феноменов не идет дальше описательного уровня
и может стать причиной неверного объяснения, поскольку внешне одинаковое
поведение не обязательно связано с одними и теми же причинами. Необходимо
выработать общие понятия и использовать их как конструктивные элементы,
сочетание которых позволяло бы объяснить каждый конкретный случай.
В-пятых, на
поведение влияет только то, что действует здесь и теперь: будущие и прошлые
события сами по себе не могут определять поведение в настоящий момент, они
действенны лишь как нечто актуально припоминаемое или предвосхищаемое. Прошлые
и будущие события могут лишь внести свой вклад в структуру общей ситуации и
несколько изменить композицию поля, но не более. Но тем не менее их влияние
может сказываться на актуальных
состояниях субъекта и его окружения.
Опираясь на
данные теоретические принципы изучения поведения, в наших исследованиях под
термином "поведение” понимались любые (идеальные или реальные) действия
человека, обеспечивающие прямое или непрямое удовлетворение потребности.
Отсюда, нарушение поведения – это действия человека, которые приводят к
затруднению биологической, психологической и социальной адаптации,
сопровождающиеся причинением страдания или вреда самому себе, окружающим или
обществу в целом.
Проведенный анализ литературы по проблеме
исследования, показывает, что такие нарушения поведения как агрессивность и
негативизм является полимодальным
образованием в личности, детерминированным многочисленными факторами. Исходя из
этого в этиологии этих феноменов можно выделить две стороны. Первая
детерминируется биогенетическими и психогенетическими факторами и представлена
в человеке в его индивидуально-типологических, динамических свойствах. Вторая
имеет онтогенетические и социогенетические корни и проявляется как способность
к адаптации, связанная с условиями биологического, психического и социального
развития, жизненного опыта ребенка. Агрессивность нами рассматривается как
готовность, предрасположенность человека к реализации агрессивной модели
поведения. В этом случае агрессия – есть модель поведения, обеспечивающая
адаптацию человека, один из способов удовлетворения актуальных потребностей в
кризисной ситуации развития и жизнедеятельности (стресса, депривации,
фрустрации). В связи с этим можно разделить агрессию на конструктивную, когда
адаптация, удовлетворение потребности происходит социально приемлемым способом
и деструктивную (враждебную, асоциальную), когда потребности удовлетворяются
социально неприемлемым способом, а адаптация связана с причинением страдания,
вреда, ущерба окружающему миру или себе.
Нарушение
поведения могут быть причинно-обусловленными, т.е. вытекающими из
внутренних и внешних сложившихся условий, которые являются непосредственно
причинно порождающими. Они могут быть причинно сообразными, т.е.
сообразующимися с кругом породивших их условий – причин, но уже не прямо и
непосредственно вытекающих из них. Исходя из этого объяснения причин
нарушений поведения должно строится с точки зрения факторов как внутренней
(состояние субъекта), так и внешней (окружение) ситуации и их динамического
взаимодействия.
Опираясь на
все выше изложенное были сформулированы основные научные подходы к изучению проблемы нарушений поведения у
детей подросткового и юношеского возраста, основанные на системном и структурно-генетическом
подходах:
1)
Теоретическая схема изучения любого психического явления (феномена), в том
числе и поведения, должна предполагать присутствие по крайней мере трех
элементов: феноменологии, этиологии, профилактики и коррекции (принцип
комплексности).
2) Объяснение
особенностей поведения и его нарушений должно быть психологическим, т.е.
пониматься и интерпретироваться, исходя из представлений, восприятия и
отражения субъектом собственного психического состояния и особенностей окружения
(принцип детерминизма).
3) Наряду с
обобщенной классификацией нарушений поведения, необходимо использование простой
типологической схемы (симптомокомплексов) наблюдаемых психологических феноменов
и явлений, выделение и описание частных конструктивных элементов, позволяющих
объяснить каждое конкретное нарушение (принцип системности). 4)
Согласно принципу
целостности, если научное познание любого психического феномена состоит
в раскрытии существенных, необходимых, устойчивых, повторяющихся связей
(отношений) между психическими явлениями (47), то, на наш взгляд, оно требует
описания психологических закономерностей взаимодействия, выделенных в
результате анализа, конструктов и их элементов. Поэтому нарушения поведения как
психическое явление должно изучаться в том множестве внешних и внутренних
отношений, в которых они существуют как целостная система. 5)
При
рассмотрении психологических причин нарушений поведения необходимо учитывать
индивидуально-личностные характеристики ребенка в их взаимосвязи и с учетом
динамики их развития в онтогенезе (принцип развития).
|